Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:13:28
+05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажный мир»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-13 лет
Срок реализации – 2 год
Автор-составитель: Мисиюк Олеся Владимировна,
ПДО 1КК
г. Екатеринбург
1. Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажный мир» (далее Программа) относится к художественной
направленности и разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
№678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» ( с изменениями и
дополнениями).
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
программ
(включая
разноуровневые
программы), направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования Свердловской области, приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области №219-д
от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ
СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №785-Д от 29.06.2023 «об утверждении
требований к условиям и порядку оказания государственной услуги
в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность. Бумага — первый материал, из которого дети начинают
мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с
раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги
обусловлен тем, что данный материал дает большой простор творчеству.
Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером,
конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является
одной из социально значимых задач современного российского общества. В
качестве
высшей
цели
образования
определено
становление
саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к
открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.
Отличительная особенность данной программы в том, что она,
является комплексной по набору техник работы с бумагой, предполагает
овладение основами разнообразной творческой деятельности, позволяет
открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и
реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и
умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Стремление детей достичь результатов формирует настойчивость в
достижение цели. При выполнении коллективных работ дети получают опыт
общения, сотрудничества.
Адресат программы: Программа разработана для обучающихся 6-13 лет с
учётом возрастных психофизических особенностей детей данного возраста.
Старший дошкольный возраст – период активного познания, творчества,
общения.
Творческие способности
детей дошкольного возраста –
это
оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить
нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать
оригинальные результаты. Благоприятные условия для развития ребенка
данной возрастной группы представляет система дополнительного
образования. Именно от того, насколько вовремя дети начали развиваться, во
многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Младший школьный возраст – важнейший этап развития творческих
способностей. С одной стороны, дети младшего школьного возраста
отличаются от дошкольников более сформированными процессами
мышления, воображения, речи. С другой стороны, именно в начальной школе
может сформироваться либо тенденция к шаблонности мышления,
склонность действовать по заданному образцу, четкой инструкции, либо
будет развиваться творческое начало личности, умения решать учебные и
жизненные задачи нестандартно, оригинально, по-новому. Занятия
творчеством помогают выражать эмоции и переживания, обогащать и
реализовывать свой творческий потенциал. С этим связано желание детей
посещать объединения художественного творчества. Поддерживать
потребность творческой деятельности – задача учреждения дополнительного
образования детей.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Количество учащихся в группе 12-13 человек. Группы формируются с
учетом возраста, 6-9 лет и 10-13 лет.
Режим занятий:
1-й год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа с перерывом 10 минут.
2-й год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа с перерывом 10 минут.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 144 часа в год;
2 год обучения – 152 часа в год.
Срок освоения программы: 2 года.
Формы обучения и виды занятий: Форма обучения: очная. В процессе
занятий используются различные формы занятий: фронтальные, малыми
группами, традиционные, комбинированные и практические занятия; игры,
праздники, конкурсы и другие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, тесты,
опросы, викторины, практические занятия.
Досуговые и воспитательные мероприятия, изготовление сувениров
проводятся к следующим праздникам: Новый год, Рождество, 23 февраля, 8
Марта, День победы.
Для родителей в объединении проводятся родительские собрания презентации творческих успехов, мастер-классы, Такая работа способствует
формированию общих интересов детей и родителей, эмоциональной и
духовной близости.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей, логического
мышления, художественного вкуса и расширение кругозора детей 6-13 лет в
процессе освоения ими разнообразных техник работы с бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
- знакомить и обучать детей различным техникам и приемам работы с
бумагой;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль через создание картины, панно, объемных форм и т.д.;
- формировать умения следовать устным инструкциям, работать со схемами
и эскизами изделий, планировать свою деятельность.
Развивающие:
- развивать навыки владения инструментами и материалами;
- развивать память, мышление, воображение, изобретательность, мелкую
моторику пальцев;
- развивать творческую способность детей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при выполнении работы, экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
-воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими
сверстниками, оказывать помощь товарищам, работать в команде;
- воспитывать самостоятельность.
1.3.Содержание программы
Учебный (тематический) план программы
1 год обучения
В том числе
№
п\п
1.
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Материалы, инструменты
Техника безопасности
Аппликация
1.1. Аппликация «Зонтик»
1.2. Аппликация «Сова на
ветке»
Всего
часов
Теория
форма контроля
Практика
4
2
2
4
1
3
4
1
3
Беседа, входной
мониторинг
Анализ работ
Наблюдение, опрос,
тестирование
1.3. Аппликация «Осенний
лес»
1.4. Объёмная аппликация
«Осень»
Поделки из салфеток
2.
2.1. Барашек
2.2. Подарок
2.3. Панно «Летний
калейдоскоп»
2.4. Бабочка
2.5. Осенние цветы
3.
6
1
5
6
1
5
4
1
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
10
1
9
6
1
5
3.2. Умные часы
3.3. Собачка
3.4. Жители леса
3.5. Лилия
3.6. Ромашка
3.7. Листья и стебли
3.8. Вазы и корзины
4.
Наблюдение, опрос
Презентация работ
Викторина
Наблюдение, опрос
Презентация работ
Увлекательное оригами
3.1. Волшебный квадратик
3.9
Наблюдение,
самоконтроль,
тестирование
Презентация работ
Панно-триптих «Японское
настроение»
В мастерской Деда
Мороза
10
1
9
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Анализ работ
Наблюдение, беседа
Взаимоанализ работ
Анализ работ
Наблюдение,
самоконтроль
Наблюдение, опрос
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
4.1. Фонарики
4.2. Гирлянды
4.3. Новогодние маски
4.4. Игрушки из коробок
5.1
Чудесные поделки из
бумаги
Крокодил
5.2
Слон
5.
5.3. Жираф
5.4
Динозавр
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
Художественное
конструирование из
бумаги
6.1. Композиция из объемных
бумажных полосок
8
1
7
6.2. Объемные сувениры на
основе цилиндра
8
1
7
4
1
3
144
31
113
Наблюдение
опрос
Наблюдение
опрос
Анализ работ
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
6.
6.3. Живые коробочки
Всего часов
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Викторина
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Знакомство с содержанием курса. История возникновения бумаги.
Знакомство со свойствами бумаги и ее возможностями. Техники работы с
бумагой. Ознакомление с оборудованием в кабинете, организацией рабочего
места, инструментами, приспособлениями.
Практика:
• Выполнение поделок на свободную тему.
Тема 1. Аппликация
1.1. «Зонтик»
Краткие сведения о бумаге и клее. Бумажное дело в России. Сорта и
свойства бумаги. Понятие о цвете. Понятие о шаблонах. История аппликации.
Практика:
• Составление эскиза к аппликации.
• Подбор бумаги.
• Вырезание деталей.
• Раскладывание на фоне.
• Наклеивание.
1.2. «Сова на ветке»
История аппликации. Виды аппликаций. Симметрия и асимметрия в
композиционных работах. Особенности работы с формой. Понятие о композиции.
Этапы подготовки деталей композиции.
Практика:
• Составление эскиза к аппликации.
• Подбор бумаги.
• Тест «Симметрия и асимметрия в композиции» (закрепление теоретических
знаний о симметрии и асимметрии в композиции).
• Вырезание деталей.
• Раскладывание на фоне.
• Наклеивание.
1.3. «Осенний лес»
Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника
безопасности при работе с клеем. Этапы работы (работа с шаблонами,
составление композиции, разметка на бумаге, подготовка обрывных кусочков
бумаги, наклеивание)
Практика:
• Подбор бумаги.
• Тест «Цвета осени» (закрепление теоретических знаний о значении выбора
цвета).
• Разметка на бумаги.
• Подготовка обрывных кусочков.
• Изготовление аппликации по образцу.
• Пальчиковая гимнастика.
1.4. «Осень»
Знакомство с техникой объёмной аппликации. Виды объёмно-плоскостных
аппликаций. Приёмы работы в технике объёмной аппликации. Особенности
изготовления аппликации. Этапы работы (работа с шаблонами, составление
композиции, разметка на бумаге, подготовка обрывных кусочков бумаги,
наклеивание)
Практика:
• Изготовление аппликации по образцу.
• Аппликация по замыслу «Осень».
• Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
Тема 2. Поделки из салфеток.
2.1. «Барашек»
Знакомство со свойствами салфеток. Приёмы и техника работы с салфетками.
Практика:
• Подбор салфеток
• Разрезание салфеток на квадраты
• Сминание салфеток, подготовка комочков
• Нанесение клея на основу работы.
• Приклеивание комочков салфеток и доведение изделия до окончательного
вида.
• Игра «Бумажные сюрпризы» (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия).
2.2. «Подарок»
Салфетки. Их свойства, виды и особенности. Техника безопасности при работе
с клеем. Особенности аппликации из салфеток.
Практика:
• Выбор фона работы.
• Подготовка салфеток (сминание, подготовка жгутиков, комочков).
• Нанесения клея на основу работы.
• Изготовление изделия по образцу.
• Выставка работ для родителей и обучающихся (создание ситуации успеха,
формирование презентационных навыков)
2.3. Панно «Летний калейдоскоп»
История панно. Виды панно. Цветовое решение панно. Этапы изготовления
панно (нанесение контурного рисунка, выбор и подготовка салфеток, нанесение
клея на поверхность, наклеивание комочков салфеток по рисунку, наклеивание
готовых деталей на фон - цветной картон).
Практическая работа
• Коллективно – групповое задание «Летний пейзаж» (Развитие образного
мышления, фантазии, воображения, навыков общения).
• Разработка эскиза.
• Выбор фона.
• Подготовка основы деталей панно.
• Подготовка салфеток (сминание, подготовка жгутиков, комочков).
• Изготовление основных деталей.
• Наклеивание готовых деталей на фон.
• Декорирование работы.
• Пальчиковая гимнастика.
2.4. «Бабочка»
Особенности аппликации из салфеток. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Практика:
• Изготовление аппликации по образцу.
• Аппликация по замыслу «Бабочка».
2.5. «Осенние цветы»
Приёмы скручивания салфеток. Как выбрать цветовое решение. Техника
безопасности при работе с мелкими деталями.
Практика:
• Выбор цветового решения.
• Подготовка салфеток.
• Изготовление поделки по образцу.
• Декорирование работы.
Тема 3. Увлекательное оригами
3.1. «Волшебный квадратик»
История оригами. Виды оригами. Материалы для оригами. Основные приёмы
работы.
Практика:
• Просмотр работ в технике оригами.
• Знакомство с базовой формой.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Тест «Виды оригами» (закрепление теоретических знаний об оригами).
3.2. «Умные часы»
Основные приёмы складывания. Особенности техники оригами. Техника
безопасности при работе с бумагой.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Оригами по замыслу «Умные часы»
• Тест «Виды оригами» (закрепление теоретических знаний об оригами).
3.3. «Собачка»
Условные обозначения и базовые формы. Приёмы, особенности и техника
работы. Технология выполнения оригами.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Оригами по замыслу «Собачка»
3.4. «Жители леса»
Способы складывания оригами. Техника безопасности при работе с
инструментами и материалами. Технология выполнения работы.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами по замыслу «Жители леса»
3.5. «Лилия»
Новые направления в оригами. Правила подбора материалов. Базовая форма
«шляпа».
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами по замыслу «Лилия»
3.6. «Ромашка»
Базовые формы оригами. Правила подбора материалов. Базовая форма
«пятиугольник на основе квадрата».
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами по замыслу «Ромашка»
• Тест «Базовые формы оригами» (закрепление теоретических знаний о
базовых формах оригами).
3.7. «Листья и стебли»
Разнообразие листьев и стеблей, выполненных в технике оригами. Формы
листьев. Правила выбора бумаги. Базовая формы для изготовления листьев.
Практика:
• Просмотр готовых работы.
• Цветовое решение.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работ по образцу.
• Изготовление остроконечного, округлого, узкого и ребристого листьев.
3.8. «Вазы и корзины»
Основы композиции. Формы ваз. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Практика:
• Просмотр готовых работы.
• Цветовое решение.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работ по образцу.
• Оригами по замыслу «китайская ваза», «простая корзина».
• Декорирование работ.
3.9. Панно-триптих «Японское настроение»
Понятие панно-триптих. Цветовое решение панно. Этапы изготовления панно.
Практика:
• Коллективно – групповое задание «Японское настроение» (Развитие
образного мышления, фантазии, воображения, навыков общения).
• Разработка эскиза.
• Выбор фона.
• Подготовка основы панно.
• Изготовление основных деталей.
• Наклеивание готовых деталей на фон.
• Декорирование работы.
• Пальчиковая гимнастика.
• Тест «История оригами» (закрепление теоретических знаний об
истории оригами).
Тема 4. В мастерской Деда Мороза
4.1. Фонарики
История Нового года. Традиции празднования Нового года в странах мира.
Виды бумажных фонариков.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление фонариков по образцу.
4.2. Гирлянды
История новогоднего дизайна. Чем раньше украшали ёлку. Виды бумажных
гирлянд.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление гирлянд по образцу.
4.3. Новогодние маски
История новогодней маски. Особенности изготовления масок Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика:
• Подбор материалов.
• Работа с шаблонами.
• Изготовление маски по образцу.
4.4. Игрушки из коробок
История ёлочной игрушки. Особенности изготовления игрушек из коробок.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Выбор цветового решения
• Подбор материалов.
• Изготовление поделки по образцу.
Тема 5. Чудесные поделки из бумаги
5.1. «Крокодил»
Характеристика видов бумаги. Способы окраски бумаги. Приёмы и техника
работы с бумагой.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Крокодил»
5.2. «Слон»
Свойства и качество бумаги. Способы сгибания бумаги. Техника безопасности
при работе с клеем.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Слон»
5.3. «Жираф»
Правила работы с бумагой. Приёмы работы с выпуклой формой. Техника
безопасности при работе с мелкими деталями.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Жираф»
5.4. «Динозавр»
Виды динозавров. Правила составления композиции. Приёмы декоративных
композиций.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Динозавр»
Тема 6. Художественное конструирование из бумаги
6.1. «Композиция из объемных бумажных полосок»
Понятие о художественном конструировании. Свойство бумаги. Техника
безопасности при работе с бумагой.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Составление орнамента из геометрических элементов
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Заяц»
6.2. «Объемные сувениры на основе цилиндра»
Понятие о контуре и силуэте. Понятие симметрия и асимметрия.
изготовления объёмных сувениров.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Подбор материалов.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление работы по образцу.
• Поделка по замыслу «Поросенок».
Этапы
6.3. «Живые коробочки»
Приёмы изготовления объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Подбор материалов.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление работы по образцу.
• Поделка по замыслу «Мой любимый мультгерой».
Учебный (тематический) план программы
2 год обучения
№
п\п
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Материалы, инструменты
Техника безопасности
Всего
часов
В том числе
Теория
Форма контроля
Практика
4
2
2
Беседа, входной
мониторинг
1.1. Композиция «Осень»
10
1
9
Анализ работ
1.2. Композиция «Волшебный
сад»
12
1
11
Наблюдение, опрос,
тестирование
1.3. Композиция «В гостях у
сказки»
12
1
11
2.1. Композиция
«Калейдоскоп»
16
1
15
2.2. Композиция «Хорошее
настроение»
18
1
17
10
2
8
1.
2.
3.
Оригами в композиции
Презентация работ
Торцевание
Наблюдение, опрос
Презентация работ
Папье маше
3.1. Моя лошадка
Наблюдение, опрос,
тестирование
3.2. Рыжий кот
3.3. Ангел
4.
12
2
10
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
12
2
10
Анализ работ
14
4
10
10
2
8
Моделирование «Pоpup»
4.1. Открытки «Pоp-up»
4.2. Книга «Динозавры»
Наблюдение
опрос
Наблюдение
опрос
5.
Поделки из бумажной
лозы
5.1
Олень
6
2
4
Творческая работа
5.2
Копилка
4
1
3
Творческая работа
8
1
7
Творческая работа
3
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
5.3. Корзинка
6.
Квиллинг
6.1. Лисичка
4
6.2. Дерево желаний
Итоговое занятие
Всего часов
1
Викторина
4
1
3
2
-
2
152
25
127
Содержание учебного плана
2 год обучения
Презентация работ
Вводное занятие
Теория: Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с
инструментами и материалами.
Практика:
• Выполнение поделок на свободную тему.
Тема 1. Оригами в композиции
1.1. Композиция «Осень»
Теория: Знакомство с данным видом искусства, история. Виды композиций.
Приёмы, особенности и техника работы.
Технология выполнения композиции.
Практика:
• Составление эскиза.
• Подбор бумаги.
• Выполнение элементов композиции.
• Раскладывание на фоне.
• Наклеивание.
• Тест «История оригами» (закрепление теоретических знаний об истории
оригами).
1.2. Композиция «Волшебный сад»
Техника безопасности при работе с клеем. Особенности работы с формой.
Симметрия и асимметрия в композиционных работах. Понятие о композиции.
Практика:
• Составление эскиза.
• Подбор бумаги.
• Тест «Симметрия и асимметрия в композиции» (закрепление теоретических
знаний о симметрии и асимметрии в композиции).
• Обработка элементов композиции.
• Раскладывание на фоне.
• Наклеивание.
1.3. Композиция «В гостях у сказки»
Условные обозначения и базовые формы. Техника безопасности при работе с
бумагой. Этапы работы (работа с формой, составление композиции, разметка на
бумаге, подготовка составных элементов, наклеивание) Этапы подготовки
деталей композиции.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Тест «Тёплые цвета» (закрепление теоретических знаний о значении выбора
цвета).
• Разметка на бумаги.
• Подготовка составных элементов.
• Изготовление композиции по образцу.
• Пальчиковая гимнастика.
Тема 2. Торцевание
2.1. Композиция «Калейдоскоп»
Теория: Особенности поделок из салфеток. Свойства салфеток. Приёмы и
техника работы с салфетками.
Практика:
• Подбор салфеток
• Разрезание салфеток на квадраты
• Нанесение клея на основу работы.
• Приклеивание салфеток и доведение изделия до окончательного вида.
• Игра «Бумажные посиделки» (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия).
2.2. Композиция «Хорошее настроение»
Теория: Технология работы с салфетками. Техника безопасности при работе с
клеем. Особенности композиции из салфеток.
Практика:
• Выбор фона работы.
• Подготовка салфеток.
• Нанесения клея на основу работы.
• Изготовление изделия по образцу.
• Организация выставки работ для родителей и обучающихся (создание
ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
Тема 3. Папье маше
3.1. «Моя лошадка»
Теория: История папье маше. Особенности работы в данной технике.
Практика:
• Просмотр работ в технике папье маше.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Тест «Виды папье маше» (закрепление теоретических знаний).
3.2. «Рыжий кот»
Теория: Техника безопасности при работе с клеем. Особенности работы с
формой. Основные приёмы работы. Маширование.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Папье маше по замыслу «Рыжий кот»
• Викторина по теме папье маше (закрепление теоретических знаний о
технике).
3.3. «Ангел»
Теория: Условные обозначения и базовые формы. Приёмы, особенности и
техника работы. Технология выполнения папье маше. Лепка из однородной
массы.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор материалов.
• Изготовление работы по образцу.
• Папье маше по замыслу «Ангел»
Тема 4. Моделирование «Pоp-up»
4.1. Открытки «Pоp-up»
Теория: История техники «Pоp-up». Знакомство с данным видом искусства, с
видами моделирования. Просмотр работ в этой технике. Приёмы, особенности и
техника работы.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление открыток по образцу.
4.2. Книга «Динозавры»
Теория: Приёмы, особенности и техника работы. Техника безопасности при
работе с клеем. Виды динозавров. Правила составления композиции. Приёмы
декоративных композиций.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление страниц по образцу.
• Сборка книги.
• Декорирование готовой работы.
• Просмотр готовой работы.
Тема 5. Поделки из бумажной лозы.
5.1. «Олень»
Теория: История бумажной лозы. Приёмы, особенности и техника работы.
Техника кручения бумажных трубочек.
Практика:
• Изготовление бумажных трубочек
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Олень»
5.2. «Копилка»
Теория: Характеристика видов бумаги. Свойства и качество бумаги. Техника
безопасности при работе с клеем. Способы окраски бумажных трубочек. Приёмы
и техника работы с бумажными трубочками.
Практика:
• Подготовка бумажных трубочек
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Копилка»
5.3. «Корзинка»
Теория: Правила работы с бумагой. Приёмы работы с выпуклой формой.
Техника безопасности при работе с инструментами. Виды плетения из бумажных
трубочек
Практика:
• Подготовка бумажных трубочек
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Корзинка»
Тема 6. Квиллинг
6.1. «Лисичка»
Теория: Знакомство с бумажной филигранью. Виды завитков. Освоение
техники скручивания. Приёмы, особенности и техника работы.
Понятие о художественном конструировании. Свойство бумаги. Техника
безопасности при работе с бумагой.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Составление орнамента из геометрических элементов
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Лисичка»
6.2. «Дерево желаний»
Теория: Понятие о контуре и силуэте. Понятие симметрия и асимметрия.
Понятие о художественном конструировании. Свойство бумаги. Техника
безопасности при работе с бумагой. Этапы изготовления работы.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Подбор материалов.
• Разметка деталей.
• Изготовление работы по образцу.
• Поделка по замыслу «Дерево желаний».
Учебный (тематический) план программы
индивидуальные занятия
В том числе
№
п\п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Путешествие в страну
оригами
Квадрат – основная
форма оригами.
Знакомство с понятием
«базовые формы».
Артисты пальчикового
театра.
Базовая форма
«треугольник».
Базовая форма
«треугольник». Рыбка,
бабочка, жук, лилия.
Базовая форма
«Воздушный змей»
Базовая форма
«Воздушный змей».
Кролик и щенок.
Сказочные птицы.
Композиция «Домашние
птицы на лужайке».
Базовая форма
«Двойной треугольник».
Базовая форма «Двойной
треугольник». Цветы.
Всего
часов
Теория
Практика
Беседа, входной
мониторинг
1
1
3
1
2
2
1
1
6
1
форма контроля
5
Беседа
Опрос
Анализ продуктов
деятельности
Практикум
Беседа
1
1
3
1
3
4
1
3
Педагогическое
наблюдение
Коллективный анализ
5.
5.1
6.
Базовая форма
«Двойной квадрат»
Базовая форма «Двойной
квадрат» Яхта, жаба.
Композиция «Островок в
пруду».
Базовая форма
«Конверт».
Базовая форма
«Конверт». Пароход.
Подводная лодка.
Композиция «В море».
Базовая форма
7.
«Птица»
7.1. Базовая форма
«Птица». Цветы
Базовая форма
8.
«Двойной квадрат»
8.1. Базовая форма «Двойной
квадрат». Подснежник
Гладиолус. Персик.
Подсолнух
8.2. Хризантема, клевер,
флокс
Базовая форма
9.
«Двойной треугольник»
9.1. Базовая форма «Двойной
треугольник» Цветы
10. Двуцветник
Совмещение базовых
форм
10.1 Базовая форма
«Блинчик». Цветы
Творческая работа
4
1
3
6.1.
4
1
3
6
1
5
5
1
4
4
1
3
3
1
2
6
2
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Творческая работа
4
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
1
Анализ продуктов
деятельности
Практикум
Базовая форма
«Лягушка»
11.1 Табак
11.
2
12.
Базовая форма
«Катамаран», «Бутон»
1
12.1 Композиция «Цветы»
Приёмы работы с
выпуклой формой
13. Введение в квиллинг
13.1 Базовые фигуры в
квиллинге. Основные
приемы работы.
Всего часов
6
1
5
12
2
10
72
18
54
Педагогическое
наблюдение
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Содержание учебного плана
индивидуальные занятия
Вводное занятие
Правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда при работе с
инструментом.
Тема 1. Квадрат – основная форма оригами
1.1. Знакомство с понятием «базовые формы»
Теория: Основные приёмы базовой формой «квадрат». Правила подбора
материалов.
Практика:
• Изготовление квадрата
• Подбор бумаги
1.2. «Артисты пальчикового театра»
Теория: Приёмы изготовления квадрата из прямоугольного листа бумаги (два
способа).
Название, назначение, правила пользования инструментами для обработки
бумаги, картона, и других материалов. Схема, технологическая и пооперационная
карты.
Практика:
•
Изготовление квадрата
•
Условные обозначения в оригами
•
Изготовление работы по образцу
Тема 2. Базовая форма «треугольник».
2.1. «Рыбка, бабочка, жук, лилия»
Теория: Базовая форма «Треугольник».
Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
Техника выполнение фигурок: рыбка, бабочка, жук, лилия.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Самостоятельное выполнение фигурок: рыбка, бабочка, жук, лилия
• Игровой практикум: сложить фигурку «рыбка» «вслепую»
(формирование тактильной памяти)
Тема 3. Базовая форма «Воздушный змей»
3.1. Базовая форма «Воздушный змей».
Теория: Базовая форма «Воздушный змей».
Схема складывания изделий в технике оригами. Приёмы сгибания и складывания
бумаги.
Практика:
•
Просмотр готовой работы.
•
Подбор бумаги.
•
Изготовление работы по образцу.
•
Оригами по замыслу «Кролик и щенок»
•
Тест «Виды оригами» (закрепление теоретических знаний об оригами).
3.2. «Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».»
Теория: Основные приёмы складывания. Особенности техники оригами.
Техника безопасности при работе с бумагой.
Практика:
•
Просмотр работ в технике оригами.
•
Знакомство с новой формой.
•
Подбор бумаги.
•
Изготовление работы по образцу.
•
Самостоятельная работа: изготовить сувенир «Домашние птицы на лужайке»
в технике оригами: раскрасить или оформить его аппликацией развитие
творческих способностей, конструкторских способностей, чувства эмпатии)
Тема 4. Базовая форма «Двойной треугольник».
4.1. Базовая форма «Двойной треугольник». Цветы.
Теория: Основные приёмы складывания. Условные знаки и схемы
складывания базовых форм.
Практика:
• Просмотр готовых работы.
• Цветовое решение.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работ по образцу.
• Самостоятельная работа: «Поздравительная открытка» в
технике оригами: «Подарок другу», оформить его аппликацией (развитие
творческих способностей, конструкторских способностей, чувства эмпатии)
Тема 5. Базовая форма «Двойной квадрат».
5.1. Базовая форма «Двойной квадрат» «Яхта, жаба». Композиция
«Островок в пруду»
Теория: Условные обозначения. Основными приемы складывания.
Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс
складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Яхта», «Жаба»
Самостоятельная работа: выполнение декоративного острова с обитателями
пруда, выполненных в технике оригами (умение работать коллективно,
развитие воображения, расширение кругозора).
Тема 6. Базовая форма «Конверт».
6.1. Базовая форма «Конверт». «Пароход. Подводная лодка.» Композиция
«В море».
Теория: Приёмы складывания заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков.
Условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания. Схема,
технологическая и пооперационная карты. Техника безопасности при работе с
бумагой.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Цветовое решение
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Пароход», «Подводная лодка»
Коллективно – групповое задание: используя приготовленные поделки
составить композицию и подготовить к выставке. (Развитие образного
мышления, фантазии, воображения, навыков общения).
Тема 7. Базовая форма «Птица».
7.1. Базовая форма «Птица». Цветы
Теория: Приёмы складывания цветов на основе изученных базовых форм.
Основы композиции.
Техника безопасности при работе с бумагой.
Практика:
•
Просмотр готовой работы.
•
Подбор бумаги.
•
Пошаговое выполнение работы по образцу.
•
Декорирование работы
•
Оригами по замыслу «Цветы»
Тема 8. Базовая форма «Двойной квадрат»
8.1. Базовая форма «Двойной квадрат». Подснежник. Гладиолус. Персик.
Подсолнух
Теория: Условные знаки, принятые в оригами и основные приемы
складывания. Технология выполнения работы.
Практика:
•
Просмотр готовой работы.
•
Подбор бумаги.
•
Пошаговое выполнение работы по образцу.
•
Декорирование работы
•
Оригами по замыслу «Подснежник. Гладиолус. Персик. Подсолнух»
8.2. Хризантема, клевер, флокс. Композиция «Букет»
Теория: Декоративное оформление изделия. Основы композиции. Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами. Технология
выполнения работы.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Цветовое решение
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Пароход», «Подводная лодка»
Коллективно – групповое задание: используя приготовленные поделки
составить композицию и подготовить к выставке. (Развитие образного
мышления, фантазии, воображения, навыков общения).
Тема 9. Базовая форма «Двойной треугольник»
9.1. Базовая форма «Двойной треугольник». Цветы
Теория: Базовых форм. Приёмы композиции.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами по замыслу «Фуксия», «Фрезия»
Тема 10. Двуцветник. Совмещение базовых форм
10.1. Базовая форма «Блинчик». Цветы
Теория: Базовые формы цветов. Технология выполнения работы.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами на основе базовой формы «блинчик»
Тема 11. Базовая форма «Лягушка»
11.1. «Табак»
Теория: Декоративное оформление изделия.
Условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания. Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика:
• Просмотр готовых работ.
• Цветовое решение.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работ по образцу.
• Оригами по замыслу «табак».
• Декорирование работ.
Тема 12. Базовая форма «Катамаран», «Бутон»
12.1. Композиция «Цветы» Приёмы работы с выпуклой формой
Теория:
Базовая выпуклая форма. Приёмы сгибания меньших сторон прямоугольника к
середине. Дополнительные части, характерные для изделия.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами на основе базовой формы «Катамаран», «Бутон»
Тест «Базовые формы оригами» (закрепление теоретических знаний о
базовых формах оригами).
Тема 13. Введение в квиллинг
13.1. Базовые фигуры в квиллинге. Основные приемы работы
Теория:
Понятие: Квиллинг. История возникновения искусства бумагокручения. Понятие:
Модули. Основные приёмы и правила скручивания. Условные обозначения.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Технология
выполнения работы.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Коллективная творческая работа: изготовление панно с использованием
различных модулей (практическое применение полученных навыков
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
• владеют навыками пользоваться инструментами и материалами;
• развита память, мышление, воображение, изобретательность,
моторика;
• развита творческая способность детей.
мелкая
Личностные результаты программы:
• сформированы навыки аккуратного выполнения работы;
• умеют экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее
место;
• развита культура общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать помощь товарищам, работать в команде;
• самостоятельность при выполнении работ.
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся первого года обучения
должны знать:
• Историю возникновения бумаги
• Свойства и возможности бумаги
• Понятие о шаблонах
• Материалы, инструменты и приспособления
• Требования безопасности труда
• Технологию изготовления поделок
• Виды и приёмы аппликации
• Историю искусства оригами
• Основные приемы складывания бумаги
• Основы композиции
должны уметь:
• Организовать рабочее место
• Соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ
• Работать с шаблонами
• Подбирать материалы для создания и оформления изделия
• При работе с бумагой складывать по образцу в определенной
последовательности
• Вырезать части и декоративные элементы, склеивать их, скреплять на
поверхности поделки
• Работать аккуратно, бережно и экономно расходовать материал
• Оценивать качество выполнения готового изделия
По окончании курса учащиеся второго года обучения
должны знать:
• Основные свойства материалов
• Правила по технике безопасности с колющими и режущимися
инструментами
• Требования к клеям
• Виды бумаги
• Виды и приёмы композиции
• Виды квиллинга
• Виды торцевания
• Технологию поп ап
• Виды плетения бумажной лозы
• Принципы составления композиций
• Основы гармоничности цветовых сочетаний
• Особенности оформления поделок
должны уметь:
• Организовать рабочее место
• Соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов
работ
• Самостоятельно выводить рисунок
• Работать с шаблонами
• Подбирать материал для поделок
• Переводить рисунок на заготовку
• Аккуратно и последовательно выполнять поделки
• Составлять сюжетные композиции
• Оценивать качество готового изделия
2.Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Столы и стулья – 12 шт.
Стол для педагога – 1 шт.
Настольные лампы – 6 шт.
Ножницы -12 шт.
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
• бумага, картон разных цветов;
• карандаши, линейки, фломастеры, элементы отделки и т. д.;
• ножницы, циркуль;
• клей карандаш, клей ПВА, кисти;
• салфетки для поделок.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения
художественной направленности.
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории,
образование не ниже средне-специального.
Методические материалы:
Программа «Бумажный Мир» представляет собой систематический курс
занятий, в которых включены самые разные виды и техники изобразительного и
декоративно-прикладного творчества. Данная программа является комплексной
по набору техник работы с бумагой. Дидактические материалы: научнометодическая литература
по
изучаемым
темам,
средства
обучения
(методические разработки, инструкционные карты, наглядные образцы, памятки
для обучающихся, раздаточный материал по формированию, закреплению знаний,
умений и навыков, иллюстративный материал по изучаемым темам, мультимедиа
презентации)
Наглядные пособия:
• образцы готовых работ, выполненные педагогом и детьми;
• планшеты по технике безопасности;
• Чертежи-схемы складывания изделий;
• Объемные схемы поэтапного складывания изделий;
• Иллюстрации детских сказок.
Раздаточный материал:
• шаблоны;
• эскизы;
• чертежи;
• схемы;
• рисунки;
• развивающие игры.
№
п/п
Название
раздела,
темы
1.1. Плоскостна
я
аппликация
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Раздел 1. Аппликация
Цветная бумага, цветной
картон, ножницы, клей,
карандаш, линейка,
демонстрационный
раздаточный материал
Словестный,
демонстрационный
, наглядный,
практический
Формы
учебного
занятия
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
1.2. Обрывная
аппликация
Цветная бумага, цветной
картон, ножницы, клей,
карандаш, линейка,
демонстрационный
раздаточный материал
1.3. Объёмная
аппликация
Цветная бумага, цветной
картон, ножницы, клей,
карандаш, линейка,
демонстрационный
раздаточный материал,
шаблоны
2.1. Основные
техники
работы с
салфетками
2.2. Приёмы и
способы
скручивания
салфеток
Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частичнопоисковый
Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
технология
«Перевёрнутый
класс», мастеркласс
Раздел 2. Поделки из салфеток
Салфетки разных цветов,
Объяснительноцветной картон, ножницы, клей иллюстративный,
ПВА, карандаш, линейка,
метод проблемного
демонстрационный
изложения
раздаточный материал
Салфетки разных цветов,
цветной картон, ножницы, клей
ПВА, карандаш, линейка,
демонстрационноиллюстративный материал
Объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый
ИКТ
2.3. Композицио Салфетки разных цветов,
цветной картон, ножницы, клей
нные
ПВА, карандаш, линейка,
приёмы
демонстрационноиллюстративный материал
Объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый
КТД
3.1
Основные
приёмы
складывани
я оригами
Раздел 3. Оригами
Цветная бумага, ножницы,
Объяснительноклей, карандаш, линейка,
иллюстративный,
демонстрационный
частичнораздаточный материал
поисковый,
репродуктивный
ИКТ
3.2
Базовые
формы
оригами
Цветная бумага, ножницы,
клей, карандаш, линейка,
демонстрационный
Объяснительноиллюстративный,
метод контроля и
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа,
выставка,
просмотр
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа,
коллективный
анализ работ
Практическая
работа, решение
поставленной
задачи,
самостоятельная
работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение,
выполнение
упражнений
Самостоятельна
я работа,
практическая
3.3
3.4
4.1
4.2
4.3
4.4
раздаточный материал
Цветная бумага, ножницы,
клей, карандаш, линейка,
демонстрационный
раздаточный материал
самоконтроля
Виды
Метод
организации и
оригами и
осуществления
техники
учебных действий
и операций
ИКТ
Композицио Цветная бумага, ножницы,
Объяснительноклей, карандаш, линейка,
иллюстративный,
нные
демонстрационный
частичноприёмы
раздаточный материал
поисковый
Технология
проблемного
обучения
Раздел 4. Объёмные поделки из бумаги
Способы
Цветная бумага, цветной
Метод
картон, ножницы, клей,
организации и
сгибания
карандаш, линейка,
осуществления
бумаги.
демонстрационный
учебных действий
Свойства
раздаточный материал
и операций
бумаги
ИКТ
Приёмы
Цветная бумага, цветной
Объяснительнокартон, ножницы, клей,
иллюстративный,
работы с
карандаш, линейка,
репродуктивный,
выпуклой
демонстрационный
частичноформой
раздаточный материал
поисковый,
использование
информационных
ресурсов
Правила
Цветная бумага, цветной
Метод
проблемного
составления картон, ножницы, клей,
изложения, метод
композиции карандаш, линейка,
демонстрационный
«Мозговой
раздаточный материал
штурм», частичнопоисковый
Приёмы
раскладки и
обрисовки
шаблона
5.1. Основы
композиции
Цветная бумага, цветной
Объяснительнокартон, ножницы, клей,
иллюстративный,
карандаш, линейка,
частичнодемонстрационный
поисковый
раздаточный материал
ИКТ
Раздел 5. Панно
Цветная бумага, цветной
Объяснительнокартон, ножницы, клей,
иллюстративный,
работа
Мастер-класс,
самостоятельная
работа,
практическая
работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение
Практическая
работа,
самостоятельная
работа
Мастер-класс,
самостоятельная
работа,
практическая
работа
Выполнение
поставленной
задачи,
практическая
работа,
коллективная
работа
Самостоятельна
я работа,
практическая
работа
Самостоятельна
я работа,
5.2
5.3
5.4
6.1
карандаш, линейка,
частичнодемонстрационный
поисковый
раздаточный материал,
дидактический материал
Понятие
Цветная бумага, цветной
Объяснительноиллюстративный,
симметрии картон, ножницы, клей,
карандаш, линейка,
частичнои
поисковый
асимметрии демонстрационный
раздаточный материал,
дидактический материал
Художестве Цветная бумага, цветной
Метод
картон, ножницы, клей,
организации и
нное
осуществления
оформление карандаш, линейка,
демонстрационный
учебных действий
раздаточный материал,
и операций
дидактический материал,
материалы для вырезки
(журналы, плакаты)
Виды
Цветная бумага, цветной
Объяснительноиллюстративный,
крепления, картон, ножницы, клей,
частичнодекорирован карандаш, линейка,
демонстрационный
поисковый,
ие изделия
раздаточный материал,
репродуктивный
дидактический материал,
ИКТ
материалы для вырезки
(журналы, плакаты)
Раздел 6. Торцевание
Основные
Салфетки разных цветов,
Объяснительноцветной картон, ножницы, клей иллюстративный,
техники
ПВА, карандаш, линейка,
метод проблемного
работы с
изложения
салфетками демонстрационный
раздаточный материал
6.2
Приёмы и
способы
складывани
я салфеток
Салфетки разных цветов,
цветной картон, ножницы, клей
ПВА, карандаш, линейка,
демонстрационноиллюстративный материал
6.3
Композицио Цветная бумага, ножницы,
клей, карандаш, линейка,
нные
демонстрационный
приёмы
раздаточный материал
Объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый
ИКТ
Объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый
Технология
практическая
работа
Самостоятельна
я работа,
практическая
работа
Выполнение
поставленной
задачи,
практическая
работа,
коллективная
работа
Практическая
тренировка,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Практическая
работа, решение
поставленной
задачи,
самостоятельная
работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
7.1
7.2
7.3
8.1
8.2
8.3
проблемного
обучения
Раздел 7.Моделирование «Pоp-up»
Основы
Цветная бумага, цветной
Объяснительноиллюстративный,
композиции картон, ножницы, клей,
карандаш, линейка,
частичнодемонстрационный
поисковый
раздаточный материал,
дидактический материал
Художестве Цветная бумага, цветной
Метод
картон, ножницы, клей,
организации и
нное
осуществления
оформление карандаш, линейка,
демонстрационный
учебных действий
раздаточный материал,
и операций
дидактический материал,
материалы для вырезки
(журналы, плакаты)
Виды
Цветная бумага, цветной
Объяснительноиллюстративный,
крепления, картон, ножницы, клей,
частичнодекорирован карандаш, линейка,
демонстрационный
поисковый,
ие изделия
раздаточный материал,
репродуктивный
дидактический материал,
ИКТ
материалы для вырезки
(журналы, плакаты)
Раздел 8. Бумажная лоза
Приёмы и
Бумага, ножницы, клей ПВА,
Объяснительнокарандаш, линейка,
иллюстративный,
способы
частичноскручивания демонстрационноиллюстративный материал
поисковый
лозы
ИКТ
Основные
Бумага, ножницы, клей ПВА,
Объяснительнокарандаш, линейка,
иллюстративный,
техники
демонстрационный
метод проблемного
работы с
раздаточный материал
изложения
бумажной
лозой
Художестве Бумага, ножницы, клей ПВА,
карандаш, линейка,
нное
оформление демонстрационный
раздаточный материал
Метод
организации и
осуществления
учебных действий
и операций
обсуждение
Самостоятельна
я работа,
практическая
работа
Выполнение
поставленной
задачи,
практическая
работа,
коллективная
работа
Практическая
тренировка,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
Практическая
работа, решение
поставленной
задачи,
самостоятельная
работа
Выполнение
поставленной
задачи,
практическая
работа,
коллективная
работа
9.1
9.2
9.3
Раздел 9. Квиллинг
Способы
Цветная бумага, ножницы,
Метод
организации и
скручивания клей, карандаш, линейка,
демонстрационный
осуществления
элементов.
раздаточный материал
учебных действий
Свойства
и операций
бумаги
ИКТ
Правила
Цветная бумага, ножницы,
Метод
проблемного
составления клей, карандаш, линейка,
изложения, метод
композиции демонстрационный
раздаточный материал
«Мозговой
штурм», частичнопоисковый
Художестве Цветная бумага, ножницы,
клей, карандаш, линейка,
нное
оформление демонстрационный
раздаточный материал,
дидактический материал,
материалы для вырезки
(журналы, плакаты)
Объяснительноиллюстративный,
частичнопоисковый
Технология
проблемного
обучения
Практическая
работа,
самостоятельная
работа
Выполнение
поставленной
задачи,
практическая
работа,
коллективная
работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа,
коллективное
обсуждение
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях,
мини – опросах, собеседованиях, тестированиях, самоанализе творческих работ
обучающихся; анализ и оценка работ педагогом.
Выставки:
• однодневные - проводится в конце каждого задания с целью
обсуждения;
• постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
• тематические - по итогам изучения разделов, тем;
• итоговые – в конце года организуется выставка работ обучающихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего учебного
года. В начале учебного года, педагогом проводится входное оценивание
(выявляет исходный уровень подготовки, проводится в начале учебного года
(сентябрь). В середине учебного года – промежуточное оценивание (в декабре). В
конце учебного года – промежуточная аттестация. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в конце обучения.
Характеристика оценочных материалов
№п/п
Планируемые
результаты
Личностные Мотивация
результаты обучения,
аккуратность при
выполнении
работы, умение
экономно
использовать
материал
Организованность,
самостоятельность
при выполнении
работ, следование
правилам и
техникам
Критерии
оценивания
Проявления
инициативы,
творческий
подход при
выполнении
работы
Способность
сосредоточиться,
умение
планировать
работу, упорство
в достижении
цели
Планирование
Способность
самостоятельно
планировать
свою
деятельность
МетапредУмение работать
Умение работать
метные
по заданной
по схеме,
результаты технологии
образцу
Развита память,
Творческий
мышление,
подход при
воображение,
выполнении
изобретательность, работы
мелкая моторика
Предметные Владеют
Умение работать
результаты техниками и
по схеме,
приемами работы образцу
с бумагой
Виды
контроля/
промежуточной
аттестации
Входной
контроль
Итоговый
контроль
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Периодический
контроль
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Периодический
контроль
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Творческая
самостоятельная
работа
Творческая
самостоятельная
работа
Периодический
контроль
Периодический
контроль
Тематический
контроль
Сформировано
пространственное
мышление
Умение
Периодический
ориентироваться контроль
при выборе
материала
Умеют выразить
свою мысль через
Творческий
подход при
Периодический
контроль
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Текущий
контроль
создание картины,
панно, объемных
форм и т.д.
Сформированы
умения следовать
устным
инструкциям,
работать со
схемами и
эскизами изделий,
планировать свою
деятельность
выполнении
работы
Умение работать Периодический
по схеме,
контроль
образцу
Итоговый
контроль
3.Список литературы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Санкт-Петербург
«Кристалл» М., 2016г.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. / Ярославль: Академия
развития, 2019. - 160с., ил.- (Умелые руки).
Бумажное моделирование.М., Аким, 2012г.
Вольг Р. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-ПРЕСС,2017.
Волшебная бумага. Носорог. Самоделки. Изд. «Розовый слон»,2019 г
Гибсон Р. Делай и играй. Москва «РОСМЭН», 2018 г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2015 г.
Данилова А. Ю., Делаем открытки и подарки вместе с мамой.
Оригинальные бумажные техники, издательство «Питер», 2016г.
Джанет Уилсон, Цветы из бумажных лент: Открытки, сувениры,
подарки, издательство: «Контэнт», 2016г.
Докучаева Н.И. Игрушки из бумаги и картона. С-Петербург, Кристалл,
2017г.
Журнал. Оригами- искусство складывания из бумаги. М., №2,2019г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2017г. - 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
Зайцева А.А., Цветы из гофрированной бумаги: мастер-классы для
начинающих, издательство «Эксмо», 2016 г.
Каталин Фодор, Бела Мудрак, Цветы из бумаги. В технике твист-арт,
издательство «Контэнт», 2015 г.
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М., 2016 г.
Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.:
Издательство АСТ, 2020 г.
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо;
СПБ.: Валери СПД, 2021г., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
Интернет-ресурсы
1. Master classy. - http://masterclassy.ru/kvilling/
2. Страна мастеров. - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631
3. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
4. http://krokotak.com/
5. http://stranamasterov.ru
6. http://oriart.ru
7. www.origami-school.narod.ru
8. http://www.liveinternet.ru
9. http://www.livemaster.ru
10. http://www.rukodel.tv/
11. http://www.maam.ru
12. http://prostodelkino.com