Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол № 3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ № 47-О от 18.06.2025
Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Дата: 2025.06.19 11:13:57
"КОНТАКТ"
+05'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивная направленность
«Гроссмейстер»
(интеллектуальное развитие детей и подростков)
Возраст обучающихся: 7 -14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
ПДО Бородин Андрей Борисович
г.Екатеринбург
I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.
Некоторые очень ценные качества ума,
необходимые в человеческой жизни, требуются в
этой игре и укрепляются настолько, что становятся
привычкой, которая полезна во многих случаях
жизни…»
Бенджамин Франклин
Программа «Гроссмейстер» (интеллектуальное развитие детей и
подростков) относится к физкультурно-спортивной направленности
и
разработана с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
№678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
программ
(включая
разноуровневые
программы), направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
Свердловской
области,
приказ
Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области №219-д
от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
1
Актуальность, педагогическая целесообразность
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Они
развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются идеальным
материалом для развития творческого мышления, тренируют его память,
формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие как: воля,
решительность, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность,
дисциплинированность мысли, трудолюбие, усидчивость, способность к риску.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. В
этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности
шахмат.
Программа «разноуровневая» и позволяет учитывать разный уровень
развития и разную степень освоения содержания детьми.
1-й
уровень (стартовый), (первый год обучения) учащиеся получают
первичное представление о шахматах и знакомятся с правилами игры.
2-й уровень (базовый), (второй год обучения) - углубляются полученные
знания, изучаются тактические приемы и сложные комбинации, формируется
навык самостоятельной работы и устойчивый интерес к шахматам.
Занятия шахматами активно влияют на формирование характера, личности
человека. Они учат логике, ответственности, концентрации внимания, воле к
победе, развивают память, наглядно-образное мышление, способствуют как
развитию логического мышления, так и воспитанию усидчивости, вдумчивости,
целеустремленности - вот далеко не полный перечень всех необходимых в
повседневной жизни качеств современного человека.
Программа носит последовательный и усложняющий характер. Каждая
тема условно делится на теоретическую и практическую часть и имеет базовую
и вариативную части. Материал излагается в доступной, простой форме.
Программа знакомит детей с шахматной игрой, нацелена на вызывание
интереса и потребности в занятиях шахматами. Сведения о шахматах
предлагаются культурологического, общеразвивающего плана, поэтому не
утомляют детей, а пробуждают интерес к искусству шахматной игры. Для
объяснения может применяться игровой метод (например, для самых младших
первое знакомство с шахматами происходит в виде сказки). В процессе
освоения программы, учащиеся получают общие сведения о шахматной игре,
узнают название фигур, правила ходов, названия направлений и участков на
шахматной доске, понятия шаха, мата, правила игры, названия периодов
шахматной партии, участвуют в соревнованиях внутри объединения,
встречаются с шахматистами из других образовательных учреждений города
соответствующего возраста и подготовки.
Адресат программы. Данная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от
7до 14 лет. Набор группы проводится без предварительного отбора.
2
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 144 часа в год;
2 год обучения – 152 часа в год;
Срок реализации программы: 2 года.
Периодичность и продолжительность занятий: первый и второй год
обучения: два раза в неделю по 2 часа, с обязательным перерывом 10 минут.
1 час равен 45 минутам.
Занятия по программе проводятся с детьми как одного возраста, так и с
разновозрастным составом. Индивидуальный подход обеспечивает учёт
возрастных психофизических особенностей.
Учет возрастных особенностей
В обучении младших школьников применяется игровой метод. Для
лучшего запоминания дети рисуют шахматные фигуры, подписывают их
названия, изображают шахматную доску, закрашивают шахматные поля, где
фигуры находятся в начале партии, показывают стрелками ходы. Практикуются
тренировочные игры по типу этюдов (с ограниченным количеством фигур).
Для более старших учащихся, объяснение сопровождается демонстрацией
диаграмм, разыгрыванием показательных этюдов на шахматной доске.
Применяется принцип постепенного и последовательного расширения
теоретических знаний параллельно с развитием практических навыков. Занятия
проводятся в форме творческих заданий, турниров, игр, а также применяется
форма индивидуальных заданий для тех ребят, которые обнаруживают хорошие
способности к игре в шахматы. Для них большая часть времени отдается
практическим занятиям: уделяется внимание анализу партии, этюдов, решению
шахматных задач. Еженедельно в кружке проводятся мини-турниры,
позволяющие ребятам оценивать свои знания и стремиться к
совершенствованию игры в шахматы.
Главной отличительной особенностью данной программы является
отказ от принципа спиралевидного усвоения материала в зависимости от
уровня подготовленности учащихся, то есть, сразу блоком дается новый
материал на принципах, где нет ограничений для повышения уровня
мастерства. Многие принципы излагаются практически в одном виде, как для
новичков, так и для квалифицированных шахматистов. Особенностью является
отдача приоритета серьезной теоретической подготовке, умению анализировать
в пропорции между частой соревновательной практикой и теоретической
подготовкой.
Основные принципы дополнительной общеобразовательной программы
- принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного
процесса: технической, тактической, психологической, теоретической
подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий,
педагогического и медицинского контроля.
- принцип преемственности определяет последовательность изложении
программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить
в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и
3
методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
рост показателей технико-тактической подготовленности.
- принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую,
отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой,
наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для
того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется
в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
учащимися (домашние задания для каждого года обучения, специально
подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Ожидаемые результаты
1. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности, самостоятельности.
4
2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре.
3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Организационные формы обучения
Индивидуальные, групповые, парные
1.2.
Цель и задачи программы
Цель данной программы
Стартовый уровень: Познакомить детей с основными правилами игры в
шахматы, сформировать мотивацию к дальнейшим занятиям шахматами.
Базовый уровень: Формирование умений и навыков шахматной игры, создание
условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой
сферы учащихся, способствовать приобретению спортивных качеств.
Задачи программы:
Стартовый уровень
Образовательные:
• познакомить с элементарными понятиями шахматной игры (с
шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с
расставлением фигур перед игрой), названиями шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и её правила;
• научить самостоятельно находить личностно значимые смыслы в
конкретной учебной деятельности.
Развивающие:
• развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
• развивать навыки групповой работы
Воспитательные
• формирование мотивации к учению и познанию;
• воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение
ко времени.
Базовый уровень
Образовательные:
• сформировать ключевые компетенции учащихся (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных);
• формировать универсальные способы мыслительной деятельности
(абстрактно-логического
мышления,
памяти,
внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции).
5
Развивающие:
• способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
• заложить идеи развития у подростков собственной активности,
целеполагания, личной ответственности.
• развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
Воспитательные
• формирование
ценностно-смысловых
установок
выпускников,
отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Вводное занятие
Волшебный мир шахмат
Шахматная доска
Шахматная нотация
Шахматные фигуры
Начальное положение
Пешка
Ладья
Ладья против ладьи, ладья против
пешек
Слон
Слон против слона, против ладьи и
против пешек
Ферзь
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и
пешек
Конь
Конь против фигур и пешек
Ценность фигур. Выгодно -невыгодно
6
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование темы
Теория
№
п/п
Всего
Количество
часов
2
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
Тест
4
4
2
2
2
2
Тест
4
4
4
2
2
2
2
2
2
Формы
контроля
Опрос
Тест
Тест
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Король
Король против фигур и пешек
Нападение на короля -шах
Вскрытый шах и двойной шах
Мат как цель игры в шахматы
Особый ход-рокировка
Мат в один ход-более сложные случаи
Ничья. Пат, вечный шах
Линейный мат. Мат в 2 хода
Мат королём и ферзём
Двойной удар. Шах с выигрышем
фигуры
Связка
Спёртый мат
Детский мат. Опасная диагональ.
Перевес в развитии. Атака на короля.
Атака позиции рокировки
Итого:
4
4
6
6
4
4
6
6
4
4
6
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
4
2
2
4
4
2
2
3
6
6
8
6
2
144
2
2
2
4
1
72
4
4
6
2
1
74
Тест
Тест
Итоговый тест
Турнир
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Организация занятий и основные
требования. Занимательные шахматы, примеры, связанные с геометрией
и математикой. Вводный инструктаж по правилам поведения в кабинете,
техники безопасности, охране труда.
2. Волшебный мир шахмат
Теория: Истории о возникновении шахмат. Легенда о радже. Ходы
пешкой, превращение пешки в ферзя
Практика:
• Разыгрывание шахматных партий, только пешки на доске.
• Превращение пешки в ферзя.
3. Шахматная доска
Теория: шахматные фигуры. Расположение фигуры на доске. Как
запомнить начальную расстановку фигур.
Практика:
• Расстановка фигур на доске.
• В рабочих тетрадях обозначить на диаграмме центр.
• Обозначить границы ферзевого и королевского фланга.
• Начертить на диаграмме 1-ю, 3-ю, 5-ю,7-ю горизонтали
7
4. Шахматная нотация
Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске.
«Адрес» поля, как места пересечения вертикали и горизонтали.
Диаграмма. Центр и угловые поля.
Практика:
• Чтение шахматных полей и расстановка фигур и пешек по
диаграммам.
5. Шахматные фигуры. Две армии - белая и чёрная. Фигуры и пешки
Теория: Ладья, слон, конь, пешка, ферзь. Связь между горизонталями,
вертикалями и начальная расстановка фигур. Две армии - белая и чёрная.
Фигуры и пешки.
Практика:
• Расстановка фигур на шахматной доске.
• Задание правильно расставить фигуры на диаграммах.
• Найти фигуры, которые стоят неправильно.
6.Начальное положение
Теория: В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на
доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король - чужой
цвет».
Практика:
• В рабочей тетради обозначьте на диаграмме центр, обозначьте
границы ферзевого и королевского фланга, обведите фигуры,
которые нужно поменять местами, укажите стрелочками
правильное положение для фигур, расставленных не на своё место.
7. Пешка
Теория: Пешка-душа партии. Сколько пешек на доске и как они
называются. Как ходит и бьёт пешка. Правило взятия на проходе.
Правило превращение пешки. Проходные пешки. Блокированные пешки.
Сдвоенные, связанные и изолированные пешки
Практика:
• Дидактическая игра «Съешь клубничку», упражнения по данной
теме.
Дидактическая игра «Кто раньше»? Упражнения по данной теме
8. Ладья.
Теория: Ход ладьёй. Взятие.
Практика:
• Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
9. Ладья против ладьи, ладья против пешек
Теория: сила ладьи в борьбе против пассивной ладьи и против проходных
пешек
8
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрную ладью»,
«Задержи проходные».
10. Слон
Теория: Ход слоном
Практика:
• Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
11. Слон против слона, против ладьи и против пешек.
Теория: противостояние слон против слона, борьба против ладьи, борьба
против пешек
Практика:
• Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрного
слона», «Задержи проходные».
12. Ферзь
Теория: Ход ферзём. Взятие.
Практика:
• Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»,
«Лабиринт», «Побей кусачие фигуры». Упражнения по данной
теме.
13. Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек.
Теория: тактические приемы игры ферзя против ферзя, ладьи, слона,
пешек.
Практика:
• Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Задержи
проходные». Нападение. Двойной удар.
14. Конь
Теория: Ход конём. Взятие.
Практика:
• Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
15. Конь против фигур и пешек
Теория: игра коня против коня борьба с пешками
Практика:
• Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрного
коня», «Задержи проходные». Двойной удар. Нападение и защита.
16. Ценность фигур. Выгодно-Невыгодно
Теория: Пешка - «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят»
(или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Понятие о выгодном и невыгодном
размене.
9
Практика:
• Дидактические задания: «Сколько стоит?», «Больше, меньше или
равно?» «Что выгоднее побить?».
17. Король
Теория: Ход королём. Взятие.
Практика:
• Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
18.Король против фигур и пешек.
Теория: Активность короля в эндшпиле, игра королём против фигур и
пешек.
Практика:
• Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрную
фигуру», «Задержи проходные». Двойной удар королём. Нападение
и защита.
19. Нападение на короля - шах
Теория: шахматная нотация - повторение и обобщение. Что такое шах.
Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха.
Практика.
• Дидактические задания: «Объяви все возможные шахи», «Укажи
все защиты от шаха»
20. Вскрытый шах и двойной шах
Теория: вскрытый (открытый шах). Двойной шах
Практика:
• Дидактические задания: «Объяви вскрытый шах», «Объяви
двойной шах»
21. Мат как цель игры в шахматы
Теория: Что такое мат. Как матует пешка, ладья, слон, конь и ферзь.
Практика:
• Дидактические задания: «Шах или мат»? «Мат в один ход».
22. Особый ход-рокировка
Теория: Длинная и коротка рокировка. Когда можно рокировать.
Практика:
• Дидактические задания: «Можно или нельзя рокировать»,
«Поставь мат в один ход».
23. Мат в один ход-более сложные случаи
Теория: игра на мат, как самая главная цель в шахматах. Плохой король,
как сигнал для поиска мата.
10
Практика:
• Дидактические задания «Поставь мат в один ход».
24. Ничья. Пат, вечный шах
Теория: разновидности ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.
Практика:
• Дидактические задания: «Пат или не пат»?
25. Линейный мат. Мат в 2 хода
Теория: мат двумя ладьями одинокого короля.
Практика:
• Мат в два хода решение задач.
26. Мат королём и ферзём
Теория: метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.
Практика:
• Дидактические задания: «Мат в один ход и мат в два хода»
27. Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры
Теория: двойной удар пешкой, слоном, ладьёй, ферзём и конём
Практика:
• Дидактические задания: «Осуществить двойной удар пешкой,
слоном, ладьёй, ферзём и конём».
28 Связка
Теория: полная и неполная связка. Мат Легаля.
Практика:
• Дидактические задания: «Выиграй фигуру при помощи связки»,
«Спаси связанную фигуру».
29. Спёртый мат
Теория: Старинная комбинация с жертвой ферзя. Типичные комбинации
на спёртый мат.
Практика:
• Дидактические задания: «Поставь мат в один ход», «Мат в два
хода».
30. Детский мат. Опасная диагональ.
Теория: Детский мат. Как защититься от детского мата. Самый короткий
мат. Опасная диагональ.
Практика:
• Дидактические задания: «Поставь мат в один ход», «Мат в два
хода». «Найди сильнейшее продолжение».
31. Перевес в развитии. Атака на короля.
Теория: Атака на застрявшего в центре короля. Перевес в развитии.
Практика:
11
• Дидактические задания: «Поставь мат в один ход», «Мат в два
хода». «Найди сильнейшее продолжение». Типовая жертва на f7и
f2.
32. Атака позиции рокировки
Теория: Слабые поля и пункты на позиции рокировки. Атака позиции
рокировки.
Практика:
• Дидактические задания: «Поставь мат в один ход», «Мат в два
хода». «Найди сильнейшее продолжение».
Учебный (тематический)
план второго года обучения (базовый уровень)
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Вводное занятие
Двойной удар пешкой, слоном, ладьёй
Двойной удар ферзём
Двойной удар конём -вилка
Сквозной удар -шампур
Связка. Защита от связки
Мат по «линеечке». Мат королём и
ладьёй. Голый король
Взлом
Два могучих слона
Завлечение
Отвлечение
Перегрузка
Дебют –слабый пункт f7 (f2)
Дебют- перевес в развитии
Проверь себя
Вскрытое нападение
Промежуточный ход
Уничтожение защиты. Перекрытие
Проходные пешки
Прорыв
Проведение пешки в ферзи
Правило квадрата. Отталкивание
плечом
12
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование темы
Теория
№
п/п
Всего
Количество
часов
2
4
4
4
4
4
4
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
2
4
4
4
6
6
4
4
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
Формы
контроля
Опрос
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Реализация лишней пешки. Отдалённая
проходная. Активный король
Переход в пешечный эндшпиль
Комбинация на вечный шах
Патовые комбинации
Западня.
Западня для короля
Западня для ферзя
Королевский гамбит
Центральный и северный гамбит
Проверь себя
Итого:
6
4
2
6
4
4
4
6
6
8
6
10
152
4
2
2
2
4
4
4
4
4
82
2
2
2
2
2
2
4
2
6
70
Тест
Итоговый тест
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Организация занятий и основные требования.
Вводный
инструктаж по правилам поведения в кабинете, техники безопасности, охране
труда.
Практика:
• Игра в быстрые шахматы с часами (тренировочные партии)
2. Двойной удар пешкой, слоном, ладьёй
Теория: Повторение материала первого года обучения: шахматные
термины, шахматная нотация, ходы фигур, шах и мат. Двойной удар как один
из основных тактических приёмов (повторение и более сложные примеры).
Практика:
• Дидактические задания: «Нанеси двойной удар»
3. Двойной удар ферзём
Теория: Повторение материала первого года обучения и более сложные
примеры. Ферзь - мобильная и мощная фигура.
Практика:
• Дидактические задания: «Нанеси двойной удар ферзём».
4. Двойной удар конём - вилка
Теория: Повторение материалов первого года обучения и более сложные
примеры. Конь - самая «хитрая» фигура на шахматной доске
Практика:
• Дидактические задания: «Нанеси двойной удар конём».
5. Сквозной удар-шампур
13
Теория: Тактический приём «Сквозной удар» как разновидность
одновременного нападения на две неприятельские фигуры. Примеры
применения сквозного удара на разных стадиях партии.
Практика:
• Дидактические задания «Нанеси сквозной двойной удар».
6. Связка. Защита от связки
Теория: Повторение материала первого года обучения: полная и неполная
связка, давление на связку. Роль связки в шахматах. Более сложные примеры
связки. Защита от связки, развязывание, мат Легаля. Различные методы защиты
от связки.
Практика:
• Дидактические задания: «Выиграй с помощью связки», «Как бы ты
сыграл?».
7. Мат по «линеечки». Мат королём и ладьёй. Голый король
Теория: Линейный мат. Мат по восьмой (первой) горизонтали.
«Форточка» для короля. Комбинации на линейный мат. Метод оттеснения
короля в угол. Оппозиция. Выжидательный ход. Патовые ловушки. Атака на
короля, лишённого пешечного прикрытия. Значение открытых линий для атаки.
Практика:
Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение упражнений по
данной теме.
8. Взлом
Теория: Жертва материала ради разрушения пешечного - фигурного
прикрытия неприятельского короля. Открытие линии для атаки,
взаимодействие фигур.
Практика:
• Дидактические задания: «Взломай позицию неприятеля». По теме
«Взлом»
9. Два могучих слона
Теория: Мат двумя слонами. Метод оттеснения короля в угол. Патовые
ловушки. Сила двух слонов в открытой позиции, их взаимодействие.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
Решение упражнений по данной теме.
10. Завлечение
Теория: Тактический приём «Завлечение». Комбинации на завлечение в
сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
Решение упражнений по данной теме.
14
11. Отвлечение
Теория: Тактический приём «Отвлечение». Комбинации на отвлечение в
сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
Решение упражнений по данной теме.
12. Перегрузка
Теория: Тактический приём «Перегрузка». Комбинации на перегрузку в
сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
Решение упражнений по данной теме.
13. Дебют - слабый пункт f7 (f2)
Теория: Самый слабый пункт в начальной позиции, опасная диагональ.
Два основных правила разыгрывания дебюта. Учебные партии на
использование слабости пункта f7.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по данной теме.
14. Дебют - перевес в развитии
Теория: Учебные партии на использование перевеса в развитии. (Морфиконсультанты, атака Греко и др.)
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
Решение упражнений по данной теме.
15. Проверь себя
Теория: Повторение программного материала первого полугодия. Разбор
учебных партий, ловушки в дебюте.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по пройденным темам.
16. Вскрытое нападение
Теория: Тактический приём «Вскрытое нападение». Вскрытый шах как
разновидность вскрытого нападения. Комбинации на вскрытое нападение в
сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по данной теме.
17. Промежуточный ход
15
Теория: Тактический приём «Промежуточный ход». Промежуточный шах.
Лишний темп, запасной темп. Значение промежуточного хода при проведении
различных комбинаций.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по данной теме.
18. Уничтожение защиты. Перекрытие
Теория: Тактические приёмы «Уничтожение защиты» и «Перекрытие»
Комбинации на уничтожение защиты и перекрытие в сочетании с другими
тактическими приёмами
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
19. Проходные пешки
Теория: Пешки на пороге превращения. Отвлечение блокирующей
фигуры. Комбинации на проведение пешек в ферзи в сочетании с другими
тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по данной теме
.
20. Прорыв
Теория: Типовые комбинации на прорыв в пешечном, коневом и других
видах эндшпиля. Жертва ради проведения пешки в ферзи. Комбинации на
пешечный прорыв в сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?». Решение
упражнений по данной теме.
21. Проведение пешки в ферзи
Теория: Базовые сведения об эндшпиле «Король и пешка против короля»
Оппозиция - повторение и закрепление материала. Ближняя и дальняя
оппозиция. Патовые ловушки. Понятие о крепости.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
22. Правило квадрата. Отталкивание плечом
Теория: Квадрат проходной пешки. Помехи на пути короля. Блуждающий
квадрат, или «штаны». Метод отталкивания плечом.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
16
23. Реализация лишней пешки. Отдалённая проходная. Активный
король
Теория: Составление плана игры в окончании. Понятие об отдалённой
проходной пешке. Защищённая проходная. Понятие об активном и пассивном
короле.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
24. Переход в пешечный эндшпиль
Теория: Размен всех фигур как один из методов реализации
материального или позиционного перевеса. Техника расчёта вариантов.
Отложенный размен.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
25. Комбинации на вечный шах
Теория: Упорство в защите худших позиций как непременное условие для
шахматного роста. Жертва материала ради достижения вечного шаха
Комбинации на вечный шах в сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
26. Патовые комбинации
Теория: Шахматные «поддавки». Бешенная ладья. Бешенный ферзь.
Комбинации на пат в сочетании с другими тактическими приёмами.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение упражнений
по данной теме.
27. Западня
Теория: «Техника безопасности» для фигур. Ограничение подвижности
фигуры. Атака на малоподвижную и неподвижную фигуру.
Практика:
Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
• Решение упражнений по данной теме.
28. Западня для короля
Теория: Спёртый мат. Атака на малоподвижного короля и неподвижного
короля. Типовые матовые конструкции.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?»
• Решение позиций по темам Спёртый мат.
17
•
Атака на малоподвижного короля и неподвижного короля.
Типовые матовые конструкции
29. Западня для ферзя
Теория: Преждевременный выход ферзя в игру, погоня за выигрышем
материала, «пешкоедство» в дебюте.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение упражнений
по данной теме.
30. Королевский гамбит
Теория: Понятие о теории дебютов. Гамбит. Плюсы и минусы
королевского гамбита. Учебные партии дебюта королевский гамбит.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение упражнений
по данной теме.
31. Центральный и северный гамбиты
Теория: Жертва одной или двух пешек в дебюте за инициативу. Плюсы и
минусы центрального и северного гамбитов. Учебные партии.
Практика:
• Дидактические задания: «Как бы ты сыграл?» Решение
упражнений по данной теме.
32. Проверь себя
Теория: Повторение основных сведений, полученных детьми во время
второго года обучения шахматам: основные тактические приёмы, базовые
знания об элементарных окончаниях (проведение пешки в ферзи, оппозиция,
мат ладьёй, мат двумя слонами). Понятие о теории дебютов.
Практика:
• Закрепление полученных знаний и приобретённых умений с помощью
дидактических упражнений.
• Итоговый тест по основным темам.
• Решение примеров по основным темам.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются результатами по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение ребенком знаний (об
истории возникновения шахмат в мире, истории возникновения шахмат в
России, правилах совершения хода в шахматной партии и ведения шахматной
партии, правилах шахматного этикета), развитие познавательных
способностей, получение навыков эффективного взаимодействия в группе.
18
Для достижения данного уровня результатов особое место имеет
взаимодействие учащегося с педагогом как значимым для него носителем
положительного, спортивного знания и шахматного опыта.
Второй уровень результатов – приобретение умения логически
осмысливать каждый ход в партии, приобретение навыков делать выводы,
основываясь на ходах соперника, получение учащимся опыта выступления на
шахматных соревнованиях, опыта побед и поражений, опыта командной игры
в турнире, получение учащимся опыта оценки результатов партии и поиска
способов усовершенствования своей игры.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащихся между собой в группе, то есть в дружественной,
спортивной среде. Именно в такой среде ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их
ценить (или отвергает). Только, делая собственные выводы по своей игре,
ребенок может заметить свои ошибки в ведении партии, а педагог старается
направлять ребенка на совершение правильных выводов и правильной оценки
своей игры.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по
правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает
определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Личностные результаты:
первый год обучения (стартовый уровень)
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
второй год обучения (базовый уровень)
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Метапредметные результаты
первого года обучения (стартовый уровень)
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
19
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
второго года обучения (базовый уровень)
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
После окончания 1 учебного года учащиеся (стартовый уровень)
будут знать:
• Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар.
• Названия фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король.
• Правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи
партии.
будут уметь:
• Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
• Правильно расставлять фигуры перед игрой.
• Вести запись партии.
• Разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений
правил шахмат.
• Рокировать, объявлять шах, ставить мат.
• Решат элементарные задачи на мат в один ход.
• Проводить элементарные комбинации на двойной удар в 1-2 хода.
После окончания 2 учебного года учащиеся (базовый уровень)
будут знать:
• Историю чемпионов мира.
• Шах и мат в эндшпиле.
20
• Понятия о тактике и комбинации, основные тактические приемы,
комбинации и ловушки в дебюте.
• Правила эндшпиля.
• Законы дебюты.
• Способы достижения выигрыша в серединной стадии игры.
будут уметь:
• Решать шахматные задачи: мат в три хода, мат в четыре и пять ходов.
• Записывать партии.
• Разбирать специально подобранные позиции для усвоения сложных
правил.
• Разбирать специально подобранные примеры.
2.Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-23 учебный год
первый год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Выходные дни
9.
Окончание учебного года
36
36
3
144
16
20
12 сентября
31 декабря – 9 января
31 мая
второй год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Выходные дни
9.
Окончание учебного года
38
38
2
152
17 и 3 дня
20 и 3 дня
1 сентября
31 декабря – 9 января
31 мая
21
Материально-техническое обеспечение
1. Комплекты шахмат и шахматных досок – 12 шт.
2. Столы и стулья.
3. Магнитные шахматы, демонстрационная доска.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Презентация «Шахматные фигуры»- знакомство шахматными фигурами:
король, ферзь, ладья, слон.
2. Презентация «Шахматная фигура «Пешка» - знакомство фигурой
«пешка»: как ходит пешка, как бьет пешка, превращение пешки.
3. Презентация «Шахматная фигура «Король» - знакомство с шахматной
фигурой «Король». Начальное положение. Как ходит и бьет король.
Ценность короля.
4. Презентация «Детский мат» - понятие «детский мат». Разбор
шахматной ситуации.
5. Презентация «Шах» - шах: угроза королю, какой бывает шах.
6. Презентация «Мат» - понятие «мат». Угроза королю. Разбор шахматной
ситуации.
7. Презентация «Правила игры» - знакомство обучающихся с правилами
игры, создание положительной мотивацию к занятиям шахматами.
8. Презентация «Рокировка» - игровая практика, для чего делается
рокировка, пять правил рокировки.
9. Презентация «Пат» - понятие «пат», разбор шахматной ситуации.
10. Презентация «Как начать шахматную партию» - правила начала
партии, дебют.
11. Презентация «Знакомство с шахматной доской».
12. Презентация «Термины и понятия»
Интернет ресурсы:
• Шахматный портал, http://webchess.ru/
• Профессионально о шахматах, http://www.chesspro.ru/
• «Развивашка», Шахматы детям, http://wunderkind-blog.ru
• Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
http://suhin.narod.ru/chessland6.htm
• Шахматный портал, http://www.whychess.ru
• Шахматный портал, www.chessburg.ru
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и опытом игры в шахматы, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Методическое обеспечение
Особенности организации занятий
большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
22
учебных заданий, создания игровых ситуаций, учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся
выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода
игры.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты
для проверки полученных знаний.
Для работы над ошибками, более углубленного изучения материала
программы, подготовки к участию в шахматных турнирах и сдаче разрядных
нормативов предусмотрены индивидуальные занятия.
Методические материалы
№п/п
Год обучения
(уровень)
1
Первый год
обучения.
Стартовый
уровень
2
Второй год
обучения
базовый
уровень
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Шахматы
Методическая
литература «Ступени
шахматного
мастерства 1ступень
Цифровые
образовательные
ресурсы
Магнитные шахматы,
демонстрационная
доска
Шахматы
Методическая
литература «Ступени
шахматного
мастерства 2ступень
Цифровые
образовательные
ресурсы
Магнитные шахматы,
демонстрационная
доска
23
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Формы учебного
занятия
Изучение нового
материала.
Самостоятельное
решение задач.
Объяснительно иллюстративный
метод обучения.
Учебная игра,
разыгрывание
позиций
Дидактическая
игра
Игры в парах
Изучение нового
материала.
Самостоятельное
решение задач.
Объяснительноиллюстративный
метод обучения
Учебная игра,
разыгрывание
позиций
Дидактическая
игра
Игры в парах
Шахматный
турнир
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочны материалы
Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные
испытания
проводятся
в
торжественной
соревновательной обстановке.
Для отслеживания результатов предусматриваются формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в
форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый (промежуточный) контроль в формах
- тестирование;
- практические работы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех
проблем,
которые
ещё
предстоит
решить,
в
ходе
осуществления деятельности.
Содержательный контроль, оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли учащиеся с этими заданиями самостоятельно.
24
Характеристика оценочных материалов
Планируемые Критерии оценивания
результаты
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Личностные
результаты
Входной контроль
Итоговый контроль
Мотивация обучения,
Проявления инициативы
Организованность,
самостоятельность,
Способность
сосредоточиться, упорство
в достижении цели
Планирование
Способность работать по
предложенному педагогом
плану
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты
Умение перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
такие шахматные объекты,
как ходы шахматных
фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных
фигур.
Умение определять
последовательность
событий;
выявлять закономерности
и проводить аналогии
Развитая память,
мышление, воображение,
изобретательность, мелкая
моторика
Знание шахматных
терминов и фигур
Знание правил хода и
взятия каждой из фигур,
основных тактических
приемов
Умение ориентироваться
на шахматной доске, в
Входной контроль
Итоговый контроль
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная
работа
Тестовые задания
Текущий контроль
Шахматный турнир
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Субтесты Векселя
Входной контроль
Тематический
контроль
Текущий контроль
Тестовые задания
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
25
шахматной нотации;
Умение находить
несложные тактические
удары и проводить
комбинации
Текущий контроль
Итоговый контроль
Тестовые задания
Педагогическое
наблюдение
Шахматный турнир
3. Список рекомендуемой литературы
1. Барский В. Л. Шахматы. Первый год обучения. Методика проведения
занятий «Правда Севера», 2019
2. Барский В.Л. Шахматная школа. Рабочая тетрадь для младших классов Москва: «Правда Севера», 2020
3. Барский В.Л. Шахматы. Второй год обучения Методика проведения
занятий. Москва: «Правда Севера», 2019
4. Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения. Учебник для
младших классов – Москва: «Правда Севера», 2020
5. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 1. -Ульяновск:
«Русский шахматный дом», 2018
6. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 2. - Ульяновск:
«Русский шахматный дом», 2018
7. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры – Архангельск: «Russian
CHESS House», 2017
Литература для детей и родителей
Первый год обучения.
1. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Книга первая. Книга вторая.
Учебник шахмат для младших школьников, Москва ООО «ДАЙВ», 2019
2. Касаткина. В.А. Шахматная тетрадь, Москва ООО «ДАЙВ», 2019
Второй год обучения.
1. Барский В. Л. Шахматы от новичка к 3 разряду. Книга первая. Книга
вторая. Учебник шахмат для второго года обучения, Москва ООО «ДАЙВ»,
2019
26
27