ДОП Пой со мной 2025-26 (базовый уровень)

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»

Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025

Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:21:26 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Пой со мной»
(музыкальное развитие детей и подростков)
Базовый уровень

Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Авторы-составитель:
Рахимжанова Ангелина Кайирболатовна
ПДО 1КК

г. Екатеринбург, 2025

I. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Пой со мной» (музыкальное
развитие детей и подростков) относится к художественной направленности и
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и
дополнениями)
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
• Требованиям к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
общеобразовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
• Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №785-Д от 29.06.2023 «об утверждении требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»

Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время
вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.
Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ
выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не
осознаваемых. Поэтому в руках педагога вокально-хоровое пение - действенное
средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие
многогранные средства воздействия на личность человека, как слово и музыка. С их
помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве,
жизни, природе.
В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, занятия вокальным
исполнительством решают немаловажную задачу - оздоровительную. Вокальная
работа – отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них
застойных явлений, что очень важно, в особенности для растущего организма. Пение
благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную
речь, исправляет речевые дефекты. Занятия вокалом улучшают общее
психоэмоциональное состояние обучающихся, т.к. во время вокальной тренировки
мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее прекрасное
настроение и повышенный жизненный тонус.
Социальная значимость программы – это возможность адаптации детей в
социуме. Пение является источником эмоционального и душевного раскрепощения, а
занятия коллективным творчеством развивают в ребёнке чувство дружбы,
ответственности перед коллективом.
Занятия вокалом дают возможность каждому обучающемуся удовлетворить
потребность реализации себя, своих творческих способностей, получить оценку и
признание социума разного уровня. Со временем занятия вокалом становятся для
ребенка потребностью и эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом строятся на частой смене деятельности, подключаются танцевальные и
театральные элементы, прививается сценическая культура. Вследствие чего
развиваются не только вокальные возможности обучающихся, улучшается их
эмоциональное состояние, происходит снятие мышечных зажимов, формируется
адекватная самооценка, повышается уровень социализации личности в обществе. Всё
это вместе способствует гармоническому развитию личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пой со
мной» (далее Программа) разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в принципах обучения:

• принцип единства художественного и технического развития пения;
• принцип гармонического воспитания личности;
• принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством
пения, от простого к сложному;
• принцип успешности;
• принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
• принцип творческого развития;
• принцип доступности;
• принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности
ребенка;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип практической направленности;
• работа с родителями, где доверительные отношения позволяют достичь
больших успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, доводится до сведения
родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получать похвалу не
только от педагога, но и от родителей, что для него очень важно.
В концептуальной основе Программы главное отличие эстрадного пения многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки Программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
• технология развивающего обучения;
• технология индивидуализации обучения;
• личностно-ориентированная технология;
• компетентностного и деятельностного подхода.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пой со
мной» ориентирована на детей от 7 до 17 лет, проявляющих интерес к вокальному
искусству, предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет
индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Набор детей в
группы проводится без предварительного отбора.
Характеристика возрастных категорий
Средний школьный возраст (11– 14 лет)
Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего
школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и
звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее
щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется
предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей появляются

оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным
дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. У девочек преобладает
звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не
наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий
от природы смешанный тип звукообразования. Границы регистров даже у однотипных
голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше.
Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. В
предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и
характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.
13-14 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового
созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и
незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других –
более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность
мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких
лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без
резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при
первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в
более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от
вокальных занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих
предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15-17 лет)
Особенности голосового аппарата. 15-17 лет, юношеский возраст. Вокальные
группы этой возрастной категории состоят из двух партий: сопрано, альты – голоса
девушек. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: ля – ре2. В этом
возрасте важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного
звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон.
Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь
певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями
обучающихся и особенностями детской психики.
У детей старшеклассников постепенно появляется грудной резонатор.
Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.
Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра обучающегося и умело
его использовать. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у
старших вокалистов зависят от условий занятий. На первом этапе работа
педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того
регистрового режима, к которому проявляются склонности учащегося от природы. На
втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в
соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным
переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение
постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через
микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе
закрепляется и совершенствуется способность обучающегося произвольно
пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа
всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия,
восприимчивости обучающегося, его музыкальных способностей.

Принципы формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории.
Основанием для зачисления является заявление от родителей (законных
представителей).
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от
подготовленности обучающихся.
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на
всех этапах обучения в течение учебного года. Обучение проводится на русском
языке.
Обучение детей по программе – очное.
Количество обучающихся в группе: 12-13 человек.
Периодичность и продолжительность занятий:
1 и 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический
час равен 45 минутам), перерыв между занятиями 10 минут.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год;
2 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год;
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 288 часов.
Срок реализации программы: 2 года.
Уровень программы
«базовый» уровень предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных вокальных знаний и языка, гарантировано обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического
направления программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, видео просмотр, аудио прослушивание, практическое
занятие, экскурсия, самостоятельная работа, КТД, игра, конкурсы, творческий проект,
отчетный концерт.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия
обучающихся в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов
выступлений на конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся,
формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого
интереса к сольному и коллективному вокальному исполнительству.
Это определило следующие задачи программы:

обучающие:
− познакомить с разными направлениями, стилями и жанрами современной
эстрадной музыки, закрепить устойчивый интерес к коллективному творчеству;
− сформировать практические навыки вокального исполнительства;
− познакомить со строением дыхательного, голосового и артикуляционного
аппарата, познакомить с профилактикой перегрузки голосового аппарата и гигиены
голоса;
− сформировать базовые знания по музыкальной грамоте и теории музыки,
музыкальной терминологии;
− научить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
− научить детей чисто интонировать, петь в унисон и многоголосно;
− научить различать звуки по высоте, длительности;
− научить различать динамические оттенки;
− научить слышать и отличать направление мелодии (вверх, вниз, на одной
высоте);
− научить держать темп на протяжении произведения, вступать вовремя,
заканчивать вместе;
− научить ребенка выразительному, искреннему исполнению вокальных
произведений, соответствующих его возрасту;
− научить детей пользоваться микрофоном;
развивающие:
− развивать музыкальные способности (память, ритм);
− развивать гармонический и мелодический слух;
− развивать жанрово драматургическое мышление в работе над аранжировкой;
− способствовать развитию музыкально–эстетического вкуса, мастерства
исполнения через средства музыкальной выразительности;
− развивать образное мышление и желание импровизировать;
− формировать у детей хорошую дикцию и артикуляцию;
− развивать навыки использования технических приемов при пении;
− развивать сценические качества – умение держаться на сцене, артистизм;
− развивать способность во время пения двигаться красиво соответственно
музыке;
− способствовать развитию и реализации творческого и исполнительского
потенциала в концертной деятельности и репетиционных занятиях;
− развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
− развить способности к самонаблюдению и самооценке;
− развивать коммуникативные навыки поведения в социуме;
воспитательные:

− помочь развить музыкальный и эстетический вкус на примере лучших
отечественных и зарубежных образцов, а также стилистически разнообразного
репертуара;
− прививать детям чувство эстетического наслаждения от исполнения красивых
музыкальных произведений;
− способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры;
−
прививать
чувство
ответственности,
коллективизма,
добиться
доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе, способность работать
в творческом коллективе;
− воспитывать сценическое поведение и уважение к творчеству других
коллективов и музыкантов;
− расширить музыкальный кругозор, мотивировать обучающегося к
самостоятельному музыкальному творчеству, познавательной деятельности (сведения
о композиторах и исполнителях, истории песни и ее создании);
− воспитывать такие качества, как усидчивость, терпение, личностные качества:
коммуникабельность,
толерантность, ответственность, умение выстраивать
взаимоотношения и взаимодействия в коллективе и в коллективном творчестве,
адекватное восприятие критики; поддерживать устойчивый интерес к эстрадному
творчеству и ценностное отношение к жизни и искусству в целом.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
первый год обучения
№
п/п

Название раздела
Темы занятий

1.

2.

2.1.

2.2.

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Письменный
опрос

всего

теория

практика

Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ.

2

2

_

Пение как вид
музыкальной
деятельности
Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
Правила охраны
детского голоса
Диагностика.
Прослушивание

18

8

10

4

2

2

Беседа
Педагогическое
наблюдение

6

2

4

Прослушивание
Педагогическое

2.3.

детских голосов
Строение голосового
аппарата

4

2

2

2.4.

Вокально-певческая
установка

4

2

2

3.

Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание и
исполнение песен
Народная песня

26

12

14

10

4

6

3.2.

Произведениями
русских композиторов
- классиков

8

4

4

3.3.

8

4

4

62

18

44

4.1.

Произведения
современных
отечественных
композиторов
Формирование
детского голоса
Звукообразование

8

4

4

4.2.

Певческое дыхание

10

2

8

12

4

8

Речевые игры и
упражнения
Вокальные
упражнения
Сольное пение

10

4

6

12

4

8

10

_

10

Игровая
деятельность,

12

_

12

3.1.

4.

4.3. Дикция и артикуляция
4.4.
4.5.
4.6.

5.

наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение

Анализ
деятельности
Творческий
проект
Контрольный
тест
Творческий
проект
Контрольный
тест

Диагностическое
прослушивание
Анализ
деятельности
Диагностическое
прослушивание
Анализ
деятельности
Диагностическое
прослушивание
Прослушивание
Анализ
деятельности
Диагностическое
прослушивание

театрализация
Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры
6.1. Прослушивание аудиои видеозаписей
6.2.
Посещение
музыкальных
спектаклей и
концертов
7.
Концертноисполнительская
деятельность
6.

8.

Отчетный концерт
Всего:

Педагогическое
наблюдение
8

2

6

4

2

2

4

_

4

14

_

14

2
144

_
42

2
102

Прослушивание
Беседа
Прослушивание
Беседа

Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности
Концерт

Содержание учебного плана
первый год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Теория.
Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
2. Пение как вид музыкальной деятельности.
2.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны детского голоса.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. О солистах,
вокальных ансамблях, хоровом пении. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
Практическая работа
• Разучивание распевок
• Игра «Стук-стук»
• Исполнение музыкального произведения: соло, дуэт, трио и т.д.
2.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя
профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Практическая работа
• Прослушивание детских голосов
2.3. Строение голосового аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования. Формирование звуков речи и
пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение
голоса.
Практическая работа
• Пение гласных и согласных.
• Работа с артикуляционным аппаратом.
2.4. Вокально-певческая установка.
Понятие о певческой установке. Система в выработке навыка певческой
установки и постоянного контроля за ней.
Практическая работа
• Отработка правильного положения корпуса, шеи, головы, работа с мимикой
лица при пении.
• Постановка рук и ног в процессе пения.
• Пение в положении «стоя» и «сидя».
3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней.
Жанры народной песни, её особенности, своеобразие народного поэтического
языка.
Практическая работа
• Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой 26 распевности,
своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в
зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического
языка.
• Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами
изучаемых песен.
• Пение оригинальных народных песен без сопровождения.
• Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального
инструмента.
• Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Знакомство с русскими композиторами-классиками: Глинка М.И., Бородин А.П.,
Мусоргский М.П., Чайковский П.И., Скрябин А.Н., Рахманинов С.В., Стравинский
И.Ф., Прокофьев С.С.
Практическая работа

• Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа,
фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов.
Меладзе К., Фадеев М., Ян Френкель, Матвиенко И., Крутой И., Пахмутова А.
Практическая работа
• Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов.
• Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и
певческими навыками.
• Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
• Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
• Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
4. Формирование детского голоса.
4.1. Звукообразование.
Образование голоса в гортани. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non
1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
Практическая работа
• Интонирование.
• Пение staccato.
• Слуховой контроль за звукообразованием
4.2. Певческое дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костоабдоминальный). Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Вдыхательная установка, «зевок».
Практическая работа
• Координация дыхания и звукообразования.
• Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
• Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные
упражнения, формирующие певческое дыхание.
4.3. Дикция и артикуляция.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений
голосового аппарата. Правила орфоэпии.
Практическая работа
• Развитие навыка резонирования звука.
• Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.

• Формирование гласных и согласных звуков.
4.4. Речевые игры и упражнения
Знакомство с музыкальными формами.
Практическая работа
• Развиваем чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Учимся
при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами.
• Раскрываем творческое воображение фантазии
4.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Практическая работа
• Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука. Упражнения на сочетание различных слоговфонем. Усиление резонирования звука.
• Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения.
• Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
• Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки
звука; звуковедение lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков;
свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и
постепенного удлинения дыхания.
4.6. Сольное пение.
Практическая работа
• Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой
функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха,
способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение
элементов музыки.
• Подбор музыкального репертуара.
5. Игровая деятельность, театрализация песни.
Практическая работа
• Разучивание игровых движений и театрализованных моментов для создания
образа песни
6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
6.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей.
Прослушивание аудио- и видеозаписей.

Практическая работа
• Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать
достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также - индивидуальное
собственное исполнение).
• Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и
видеозаписей.
6.2. Посещение музыкальных спектаклей и концертов.
Практическая работа
• Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с 27
фотографиями, афишами.
• Сбор материалов для архива студии.
7. Концертно-исполнительская деятельность.
Практическая работа
• Репетиции.
• Выступления обучающихся в мероприятиях разного уровня.
8. Отчетный концерт
Практическая работа
• Отчетный концерт

Учебный план
Второй год обучения
№
п/п

Название раздела
Темы занятий

1.

Количество часов
всего

теория

практика

Вводное занятие.
Инструктаж по ПБ.

1

1

_

Вокально-певческая
установка
2.1. Закрепление навыков
певческой установки

24

6

18

8

2

6

Певческая установка
в различных
ситуациях
сценического
действия

8

2

6

2.

2.2.

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Письменный
опрос
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение

2.3.

Речевые игры и
упражнения

Прослушивание
Педагогическое
наблюдение

8

2

6

Совершенствование
вокальных навыков
3.1.
Пение с
сопровождением и без
сопровождения
музыкального
инструмента
3.2. Комплекс вокальных
упражнений по
закреплению
певческих навыков у
обучающихся
3.3.
Укрепление
дыхательных функций
в пении

26

6

20

10

2

8

Диагностическое
прослушивание
Анализ
деятельности

8

2

6

Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности

8

2

6

Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности

Организация
певческой
деятельности
учащихся в условиях
занятий
сценическим
движением
4.1.
Сценическое
движение и его роль в
создании
художественного
образа песни
4.2.
Виды, типы
сценического
движения

26

4

22

10

2

8

8

2

6

8

2

6

11

2

9

3.

4.

4.3.

5.

Соотношение
движений и песни в
процессе работы над
вокальными
произведениями
Элементы
хореографии

Беседа
Анализ
деятельности
Творческий
проект
Анализ
деятельности
Контрольный
тест
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности

6.

Актёрское
мастерство

Формирование
музыкальной
культуры и
художественного
вкуса
7.1. Прослушивание аудиои просмотр
видеозаписей
концертов
профессиональных
певцов
7.2.
Посещение
музыкальных
спектаклей и
концертов
7.3. Анализ музыкальных
произведений
7.

Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности

18

4

14

12

4

16

4

_

4

Прослушивание
Беседа

4

_

4

Прослушивание
Беседа

4

2

2

Обсуждение
Творческий
проект
Педагогическое
наблюдение
Анализ
деятельности
Концерт
Открытое
занятие, концерт

8.

Концертноисполнительская
деятельность

24

4

20

9.

Отчетный концерт

2

_

2

Всего:

144

31

113

Содержание учебного плана
второй год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ПБ. Теория.
Введение в программу. Инструктаж по ПБ.
2. Пение как вид музыкальной деятельности.
2.1. Закрепление навыков певческой установки.
Певческая установка, правила певческой установки, правила пения «сидя», пения
«стоя».
Практическая работа
• Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в
положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении.

• Контроль за певческой установкой в процессе пения.
2.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практическая работа
• Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
• Максимальное сохранение певческой установки при хореографических
движениях (элементах) в медленных и средних темпах.
• Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
2.3. Речевые игры и упражнения
3. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Особенности пения без сопровождения и с сопровождением музыкального
инструмента.
Практическая работа
• Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон,
гитара).
• Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха.
Слуховой контроль над интонированием.
• Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического
строя при пении.
3.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у
обучающихся.
Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления
певческих навыков у обучающихся.
Практическая работа
• Работа по усилению резонирования звука при условии исключения
форсирования звука.
• Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
• Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой
атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании
гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение
артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения
выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой
лица.
3.3. Укрепление дыхательных функций в пении.
Значимость дыхания в пении. Правила при правильном дыхании во время пения.
Практическая работа

• Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха.
Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения.
• Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные).
• Пение с паузами и формированием звука.
4. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий
сценическим движением
4.1. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни.
Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и
хореографией.
Практическая работа
• Создание художественного образа.
• Специальные упражнения и этюды
4.2. Виды, типы сценического движения.
Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального
исполнения.
Практическая работа
• Разучивание различных видов и типов сценического движения
4.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными
произведениями.
Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика,
сочинения современных авторов).
Практическая работа
• Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных
произведений при условии сохранения певческой установки.
• Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и
сценическими движениями.
5. Элементы хореографии.
Значимость хореографии во время исполнения песни. Правила использования
хореографии во время исполнения песни.
Практическая работа
• Разучивание движений для передачи образа песни.
6. Актёрское мастерство.
Основы актерского мастерства, образы исполнителей разных музыкальных
жанров.
Практическая работа
• Развитие умений передать посредством мимики и жестов эмоциональное
содержание песни.
7. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

7.1 Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных
певцов.
Практическая работа
• Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и
анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и
своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение).
• Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при
создании художественного образа профессиональными артистами.
7.2 Посещение музыкальных спектаклей и концертов.
Практическая работа
• Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора
учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов.
• Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок,
альбомов, стендов и т.д.
• Сбор материалов для архива студии.
7.3 Анализ музыкальных произведений
Правила и пункты анализа музыкальных произведений.
Практическая работа
• Анализ музыкальных произведений
8. Концертно-исполнительская деятельность.
Правила концерта, поведение за кулисами и на сцене. Знакомство с концепцией
отчетного концерта.
Практическая работа
• Репетиции.
• Выступления обучающихся в мероприятиях разного уровня.
9. Отчетный концерт
Практическая работа
• Отчетный концерт

1.4. Планируемые результаты
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов. Методы контроля и управления образовательной деятельностью - это
наблюдение педагога в ходе занятий, оценка зрителей, анализ результатов
выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Планируемые результаты освоения программы отслеживаются по трём
компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить
динамическую картину творческого развития учащегося.
Предметные результаты – уровень освоения учащимися базовых понятий
вокального пения, опыт деятельности по получению новых знаний в области
вокального творчества, его преобразование и применение.
По окончании обучения учащиеся будут знать:
- разные направления, стили и жанры современной эстрадной музыки;
- строение дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата, приемы
профилактики перегрузки голосового аппарата и гигиены голоса;
- музыкальную грамоту и теорию музыки;
- музыкальную терминологию;
- основы вокально-ансамблевого исполнительства.
уметь:
- использовать практические навыки вокального исполнительства
- различать звуки по высоте, длительности;
- различать динамические оттенки;
- петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- чисто интонировать, петь в унисон и многоголосно;
- уметь слышать и отличать направление мелодии (вверх, вниз, на одной высоте);
- уметь держать темп на протяжении произведения, вступать вовремя, заканчивать
вместе;
- выразительно, искренне исполнять вокальные произведения, соответствующие
его возрасту;
- пользоваться микрофоном.
Метапредметные результаты – овладение учащимися умениями, которые
создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и
компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования вокальнотворческой деятельности:
- музыкальные способности (память, ритм);
- гармонический и мелодический слух;
- жанрово драматургическое мышление в работе над аранжировкой;
- музыкально–эстетический вкуса, мастерство исполнения через средства
музыкальной выразительности;
- образное мышление и желание импровизировать;
- хорошая дикция и артикуляция;
- навыки использования технических приемов при пении;
- умение держаться на сцене, артистизм;
- способность во время пения двигаться красиво соответственно музыке;

- творческий и исполнительский потенциал в концертной деятельности и
репетиционных занятиях;
- сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- способности к самонаблюдению и самооценке;
- коммуникативные навыки поведения в социуме;
- устойчивый интерес к коллективному творчеству.
Личностные:
- музыкальный и эстетический вкус;
- чувство эстетического наслаждения от исполнения красивых музыкальных
произведений;
- исполнительская и слушательская культура;
- чувство ответственности, коллективизма, способность работать в творческом
коллективе;
- сценическое поведение и уважение к творчеству других коллективов и
музыкантов;
- музыкальный кругозор, мотивация к самостоятельному музыкальному
творчеству, познавательной деятельности (сведения о композиторах и
исполнителях, истории песни и ее создании);
- усидчивость, терпение, коммуникабельность, толерантность, ответственность,
умение выстраивать взаимоотношения и взаимодействия в коллективе,
адекватное восприятие критики;
- устойчивый интерес к эстрадному творчеству и ценностное отношение к жизни
и искусству в целом.

2. Организационные условия
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
№
п/п

первый год обучения
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
второй год обучения
Основные характеристики образовательного
процесса

36
72
4
144

1.
2.
3.
4.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов

36
72
4
144

2.2. Условия реализации программы
• Материально - техническое обеспечение программы
Учебный кабинет
Столы и стулья
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные
аудиозаписи и медиа – продукты.
Усиливающая аппаратура.
Синтезатор
• Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории,
образование не ниже средне-специального.
• Информационное обеспечение
Интернет ресурсы:
OrpheusMusic.Ru, http://orpheusmusic.ru/
Музыка детям, http://www.muzykadetyam.com/
Музыкальный сайт педагогам, детям и родителям, http://www.muz-urok.ru/
Песни для детей, http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm Muzruk.info,
http://muzruk.info/
Сайт учителя музыки, http://marina0setrova.ucoz.ru/
Музыка видеоуроки, https://infourok.ru/biblioteka/muzyka/type-55
Минусовки детских песен, https://xm-rus.top/theme/1
Песни для детей разных возрастов, https://deti-online.com/pesni/
Цифровые образовательные ресурсы Диск с ЦОР к учебным занятиям:
• «Музыкальная викторина» (термины и понятия)
• Игра «Загадки из нотной тетрадки»
• Дидактическая игра «Угадай-ка» (Увлекательная игра на узнавание детских
песен из известных мультфильмов)
• Видеофильм «Путешествие в мир симфонического оркестра»
• Дидактическая игра «Учим ноты» Видеокассеты. Караоке. Видеоклипы детских
песен

• Методическое материалы
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых
решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия
варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-дидактические игры;
- восприятие (слушание) музыки;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- фонопедические упражнения.
Используются следующие формы занятий:
1. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
2. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.

Методическое обеспечение
№
п/
п

1

Название
раздела

Пение как вид
музыкальной
деятельности

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал

Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии

1 год обучения
Синтезатор,
формы обучения:
колонки
− индивидуальная
акустические,
− индивидуально-групповая (работа
радиомикрофон.
в парах)
Специальная и
приемы и методы:
методическая
− словесный (беседа, рассказ,
литература,
объяснение);
дидактические
− эмоциональный (подбор
материалы
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);

Формы учебного
занятия

комбинированное

2

Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание и
исполнение песен

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон.
Специальная и
методическая
литература,
дидактические
материалы
Интернет ресурсы
для ознакомления
с вокальными
произведениями

3

Формирование
детского голоса

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон

4

Игровая
деятельность,
театрализация

Интернет ресурсы
для ознакомления
с вокальными
произведениями

педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− проблемного обучения;
− информационнокоммуникативные;
− здоровьесберегающие
приемы и методы:
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− здоровьесберегающие
приемы и методы:
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);

комбинированное

комбинированное

комбинированное
формы обучения:
− групповая
приемы и методы:
− частично исследовательский
(самостоятельные поиск и
творческая работа);
− частично-поисковый (решение
поставленных задач совместно с
педагогом);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального

5

Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон
Тестовые задания
по темам
программы

6

Концертноисполнительская
деятельность

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон
Тексты песен

номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие
приемы и методы:
− словесный (беседа, рассказ,
объяснение);
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− частично исследовательский
(самостоятельные поиск и
творческая работа);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− проблемного обучения;
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− здоровьесберегающие

формы обучения:
− индивидуальная
− групповая
приемы и методы:
− словесный (беседа, рассказ,
объяснение);

комбинированное

репетиционные,
выступления

− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие
7

1.

Отчетный
концерт

Вокальнопевческая
установка

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон

формы обучения:
групповая
приемы и методы:
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
.
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
2 год обучения
Синтезатор,
формы обучения:
колонки
− индивидуальная
акустические,
− индивидуально-групповая
радиомикрофон.
− групповая
Тексты песен
приемы и методы:
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов

отчетный
концерт

комбинированное

2.

Совершенствован
ие вокальных
навыков

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон.
Дидактические
материалы,
Тексты песен,
Интернет ресурсы
для ознакомления
с вокальными
произведениями,
тестовые задания
по темам
программы

3.

Организация
певческой
деятельности
учащихся в
условиях занятий
сценическим
движением

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон.
Дидактические
материалы,
Тексты песен,
Интернет ресурсы

своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− индивидуальная
− индивидуально-групповая
− групповая
приемы и методы:
− словесный (беседа, рассказ,
объяснение);
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− частично исследовательский
(самостоятельные поиск и
творческая работа);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− проблемного обучения;
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− индивидуальная
− индивидуально-групповая
− групповая
приемы и методы:
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и

комбинированное

комбинированное

для ознакомления
с вокальными
произведениями,
тестовые задания
по темам
программы

4.

Элементы
хореографии

Музыкальный
центр

5.

Актерское

Музыкальный

вокальных распевок);
− частично исследовательский
(самостоятельные поиск и
творческая работа);
− частично-поисковый (решение
поставленных задач совместно с
педагогом);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− индивидуально-групповая
− групповая
приемы и методы:
− частично исследовательский
(самостоятельные поиск и
творческая работа);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− игровые;
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:

комбинированное

комбинированное

6.

мастерство

центр
Дидактические
материалы

Формирование
музыкальной
культуры и
художественного
вкуса

Интернет ресурсы
для ознакомления
с вокальными
произведениями,
тестовые задания
по темам
программы

− индивидуальная
− индивидуально-групповая
− групповая
приемы и методы:
− словесный (беседа, рассказ,
объяснение);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− проблемного обучения;
− игровые;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− индивидуальная
− индивидуально-групповая
− групповая
приемы и методы:
− словесный (беседа, рассказ,
объяснение);
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− развивающего обучения;
− проблемного обучения;
− игровые;
− информационнокоммуникативные;

комбинированное

7.

Концертноисполнительская
деятельность

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон

8.

Отчетный
концерт

Синтезатор,
колонки
акустические,
радиомикрофон
Записи
фонограмм

− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− групповая
приемы и методы:
− наглядный (демонстрация
артикуляционных упражнений и
вокальных распевок);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− информационнокоммуникативные;
− КТД;
− здоровьесберегающие.
формы обучения:
− индивидуальная
− индивидуально-групповая
приемы и методы:
− эмоциональный (подбор
ассоциаций, слуховых и зрительных
образов, видение музыкального
номера);
− рефлексивный (самоанализ и
самооценка детьми результатов
своей деятельности на занятиях и
конкурсах);
педагогические технологии:
− здоровьесберегающие.

репетиция
концерт

концерт

2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль может проводиться в следующих формах: педагогическое наблюдение;
собеседование; опросник по темам программы; творческая работа; контрольные
упражнения; участие в конкурсах и концертных программах, тестовые задания;
открытые занятия; мастер-классы, творческие мастерские.
В конце учебного года обучающиеся выступают на отчетном концерте.
Показателем успешности обучения служат: положительная динамика уровня
коммуникативной культуры, результаты участия в конкурсах и желание продолжить
обучение на следующем этапе подготовки.

Формы, методы оценки образовательных результатов
Формы
Диагностическое
прослушивание

Методы
Тестирование

Письменный
опрос

Анкетирование
Тестирование

Педагогический
анализ

Педагогическое
наблюдение

Практические
задания

Тренировочные
упражнения, игры

Устный опрос

Беседа

Открытое занятие,
концерт

Наблюдение

Описание
Проводится в начале учебного года для
определения
уровня
певческих
возможностей
и
музыкальных
способностей учащихся (для I года
обучения) и для определения уровня
развития вокальных данных
Проводится в начале учебного года:
ознакомление, мотивация (для вновь
поступивших детей и их родителей), в
конце учебного года (для всех учащихся и
родителей) для выявления степени
удовлетворенности
образовательным
процессом в объединении
Относится к текущему контролю и
проводится с целью выявление уровня
развития личностных качеств учащихся
при
освоении
учебного
материала
программы. На основании наблюдений
данные показатели фиксируются в
мониторинге
Диагностика
уровня
музыкальных
способностей
учащихся
(певческих
возможностей), физических (танцевальные
движения, актерские данные). Задание
выполняется
каждым
ребёнком
индивидуально и отслеживается по
критериям, (диагностика результатов
освоения образовательной программы)
Проводится систематически в течение
года для выявления знания теоретического
материала (владение терминологией),
умение рассказать о музыке, дать
характеристику произведению, прочесть
литературную композицию, исполнить
программное произведение.
Проводится 1 раз в год для каждой
учебной группы с целью демонстрации
уровня образовательного процесса и
творческой работы.

3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. – М.: 2021
2. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением». «Детство - пресс», 2018
3. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального
состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика
постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская.
М:.2011г.
4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2020
5. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 2010.
6. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для
искусства. – «Театр и искусство», 2014
7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2017
8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2016
9. Лебедев О.Е. "Дополнительное образование детей", М.: Владос, 2015
10. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 2012.
11. Метлов Н.Л. "Музыка - детям", М.: Просвещение, 20176. М. А. Михайлова.
Развитие музыкальных способностей детей. М. 2010 г.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2019
13. Попов В., Тихеева Л. "Школа хорового пения", М.: Учитель, 2016
14. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
15. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды –
М. Айрис-пресс,2010 г.
16. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
17. Селевко М.Т. "Современные образовательные технологии". Ярославль, 2017
18. Соколов В. "Работа с хором". М.: Мысль, 2017
19. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 2016
20. Школяр Л.В., Усачева В.О. Музыка. Методическое пособие для учителя, М.:
Вентана – Граф, 2018
Список литературы для детей

1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. –
Л.:Музыка, 2011.
2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 2013.
3. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2015
4. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,М.:ООО «Кирилл и Мефодий», 2010- СД-диск (ИКТ).
5. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2011 (ИКТ). 5.
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2014/Электронноепособие
на 2-х СД-дисках (ИКТ).
Интернет ресурсы:
1. Артикуляционная гимнастика: https://aura-golosa.ru/artikulyacionnayagimnastikauprazhneniya/
2. Вокально - хоровые упражнения: https://studfiles.net/preview/4112255/
3. Методы работы над певческим дыханием: https://lektsii.org/8-47979.html
4.
Савельева
И.Э.
программа
вокальной
студии
«Настроение»
https://sch2121.mskobr.ru/users_files/sch2121_4/files/programma_po_vokalu.pdf
5.
Суязова
Г.А.
«Мир
вокального
искусства»,
https://piratebooks.ru/threads/mirvokalnogo-iskusstva-1-4-klassi-programma-razrabotkizanyatiy-metodicheskierekomendacii.46823/
6. Упражнения на дыхание от Селин Дион: https://ovocale.ru/kak-razvitdihanieuprajnenie-dlya-vocalistov
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный материал
Анкета самооценки «Мои достижения»
ВОПРОС ОТВЕТ
Какие действия я спланировал для достижения
цели?
Удалось ли мне реализовать задуманное?
Что я (не) сделал для достижения цели?
Мои достижения в результате занятий?
Насколько хорошо освоил (а) учебный материал
по (разделам) темам программы? Есть ли
трудности?
Научился - ли использовать полученные на

занятиях знания в практической деятельности?
Какой?
Над чем мне надо работать? Что необходимо еще
сделать?

Анкета
Цель анкетирования: выявление степени заинтересованности занятиями вокалом
и возникающих трудностей в освоении материала.
Анкетирование проводится во второй половине учебного года (для учащихся 8-14
лет)
1. Твои фамилия и имя __________________________________________
2. Что тебя больше всего привлекает на музыкальных занятиях в объединении?
3. Что нового для себя ты узнал на занятиях?
4. Любишь ли ты выступать, принимать участие в концертах?
5. Какие трудности ты испытываешь на занятиях (что получается, а что – нет)?
6. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе знания и умения, полученные на занятиях,
в дальнейшей жизни?
7. Интересуются ли родители, чем ты занимаешься на уроках вокала?
8. Какие идеи ты можешь предложить для проведения в объединении интересных
мероприятий.

Критерии определения уровня развития слуховых навыков
Навык
Ладовое чувство

Чувство ритма

низкий
Умение различать
мажор и минор

Умение прохлопать
простейшую
двухтактную фразу
в размере 2/4,
попадать в такт

Уровень
средний
Определение на
слух смены лада.
Запоминание
тонического устоя
Умение прохлопать
фразу с
пунктирным
ритмом, затем - две
фразы подряд.

высокий
Пение без
аккомпанемента,
умение держаться
заданной
тональности
Умение услышать
смену размера,
выделять сильные и
слабые доли такта.
Выполнение

марша

Мелодический слух

Исполнение
мелодии в тесном
диапазоне до
квинты.
Запоминание
коротких фраз.

Гармонический
слух

Умение слышать
диссонанс и
консонанс,
различать мелодию
и аккомпанемент.

Выделять акценты
при исполнении
польки, сильные
доли – при
исполнении вальса.
Исполнение
скачкообразной
мелодии, сложной
мелодической
линии.

упражнений с
синкопой.

Осознание строения
мелодии (ее
расчлененности на
сочетания коротких
фраз, их сходства,
различия,
повторения).
Умение слышать
Умение выделить
несколько
слухом нижний
мелодических
звук из двух
линий, тембров.
звучащих.
Умение слышать
Слушание и
количество звуков в
озвучивание
созвучии, аккорде.
гармонических
Пение песен, в
интервалов. Умение
которых
слышать средний
аккомпанемент не звук из трех. Пение
дублирует мелодию
упражнений с
противоположным
самостоятельным
движением голосов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».