Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО- ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:22:19 +05'00'
"КОНТАКТ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Творческое театральное объединение
«Ревю»
базовый уровень
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель
Зайцева Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования.
г. Екатеринбург
1.Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка
Я не знаю профессии, которая
требовала бы более изысканных форм
и более чистых нравов, чем театр.
Дени Дидро
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
Творческое театральное объединение «Ревю» (базовый уровень) относится к
художественной направленности и разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
программ
(включая
разноуровневые
программы), направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О
внесении изменений в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
2
Специфика театрального искусства – это человековедение, где объектом
исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек,
выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком
(партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с
помощью этого искусства социально-активной, творческой личности,
способной изменить мир.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным
самоопределением,
продуктивным
освоением
социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой
деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и
для практического применения в жизни. Через знакомство и приобщение к
театральному искусству у обучающихся формируются социальноличностные
компетенции. Совершенствуются способности анализировать и действовать с
позиции различных областей человеческой культуры, определяется система
ценностей, ориентаций и отношений личности к себе, к другим людям,
профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям в
духовной сфере общественной жизни.
Актуальность театра как неотъемлемой части художественносценического творчества в культурной жизни детей и юношества
заключается в следующем:
• При
помощи
театрализованных
представлений,
спектаклей,
постановок, происходит удовлетворение культурных потребностей.
• Путем разного рода театрализации может проводиться учебный
процесс в том или ином необходимом для получения знаний ракурсе с
наибольшим положительным результатом.
• В ходе просмотров театрализованных зрелищ возникает катарсис,
необходимый каждому человеку. Сопереживание зрителей заставляет на
время забыть все, что их угнетает и тревожит.
• Занятия
театральным
искусством
помогают
пополнять
интеллектуальный багаж и дают почву для реализации творческого
потенциала.
Человек в течение жизни, так или иначе, исполняет различные роли, и
театр, в котором обыгрываются различные жизненные ситуации, может быть
хорошей жизненной школой.
Отсюда абсолютно логично вытекает концепция социализации в области
театрального искусства. Именно в театре ребенок, подросток может обрести
и добрать недостающие аспекты жизни.
Занимаясь театром, подростки приобретают:
• необходимые навыки для существования в мире людей
(коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность,
гуманизм и многие другие навыки со знаком «плюс»);
3
• недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и
взрослых людей;
• арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в
области мировой культуры, искусства и культурологи.
Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе
12-15 человек.
Характеристика возраста. Подростковый возраст– это переходный момент
от детства к взрослой жизни. Этот возраст является одним из самых сложных
возрастных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит
закладывание основы основных черт характера, стилей поведения, привычек,
жизненных ориентаций и многое другое. Таким образом, от успешности
прохождения этого этапа отчасти зависит и дальнейшая взрослая жизнь человека.
Период 11-15 лет связан с осознанием своих способностей и умений. У
подростков происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти
(замедляется механическая память, но активно развивается логическая).
Появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание.
Подростки в этот период очень ранимы и требуют особого внимания.
Одна из главных потребностей подростков состоит в смене деятельности,
частой смене интересов. Отследить и предугадать эти изменения невозможно, но
при этом реально расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового
досуга.
Театр представляет собой один из наиболее доступных видов искусства для
вовлечения подростков в культурно-досуговую деятельность. Театр помогает
развить у детей и подростков качества, необходимые для общения с
самыми различными категориями людей, стать личностью, интересной,
востребованной, занимающей лидирующие позиции во всех начинаниях. Именно
благодаря занятиям театральной деятельностью подросток может наладить
общение со сверстниками, что является ключевой потребностью в этом возрасте,
понять, что все люди разные, принять их различий, уметь сотрудничать и
разрешать возникающие противоречия в общении. При всем это театр остается
важным и эффективным средством приобщения к культуре.
Отличительной особенностью программы является объединение двух
видов творчества – игрового и театрального, что позволит более широко и
полно раскрыть творческие задатки и возможности учащихся. При таком подходе
педагога к занятиям театральное творчество не только будет активизировать
интерес к искусству театра и к разным видам искусства, не только будет
развивать фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит
психологическую атмосферу детского коллектива. Участие в жизни студии
позволит учащимся овладеть навыками организации игровой и театральной
деятельности.
Основные формы проведения занятий: активное слушание, созерцание,
игра, тренинг, импровизация, этюды и репетиции. Большинство игр и упражнений
4
имеет групповой характер: в них принимают участие не менее двух-четырех
детей.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 216 часов в год;
2 год обучения – 228 часов в год.
Срок реализации программы: 2 года.
Периодичность и продолжительность занятий:
1-й и 2-ой год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 3
академических часа с перерывами по 10 минут. 1 академический час равен 45
минутам.
Программа состоит из модулей:
✓ «Актёрское мастерство»
✓ «Сценическая речь»
✓ «Сценическое движение»
✓ «Организация театрализованных представлений и праздников»,
которые чередуются в процессе обучения театральному искусству. Данное
построение занятий способствует эффективности обучения, так как снабжает
обучающихся необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего
самосовершенствования.
В модуле «Сценическая речь» акцентируется внимание обучающихся на
развитии и совершенствовании голосо-речевого аппарата. Все занятия включают
в себя комплекс упражнений для отработки у обучающихся практических
навыков техники речи, а также способствуют художественному воплощению
литературных произведений, выбранных для практической работы.
Модуль «Актёрское мастерство». Основу актёрского творчества составляет
принцип перевоплощения. В процессе перевоплощения действие, мысль и
чувство находятся в неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи грима,
костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает
интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью
жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру
поведения, изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается
не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр
раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его
мысли и переживания.
Модуль «Сценическое движение» (пластическая выразительность) помогает
выработать качества и умения, которые позволят обучающимся выразительно
«говорить» своим телом на сцене. Формировать так называемое
«многоплоскостное» внимание (термин К.С. Станиславского), т.е. развитие
способности верно, целенаправленно распределять внимание между несколькими
объектами. Такое внимание является одним из компонентов правдивого,
логического существования на сцене.
В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что
позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического
здоровья обучающихся. Происходит работа над определённым комплексом
5
тренингов и упражнений, позволяющих восполнить необходимый ежедневный
объем двигательной активности детей и снизить факторы риска для здоровья.
Образовательная программа состоит из теоретической и практической
частей, причем, большее количество времени занимает практика. Теоретическая
часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства,
практическая часть работы направлена на воспитание личности и получение
навыков актёрского мастерства.
В процессе освоения программы происходит формирование у обучающихся
навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, включенный в
театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных
отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от
всех (навык «группового поведения»); формируется умение правильно оценивать
критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае
неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства,
способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня,
сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества
самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской
ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего
народа, частицей которого он является сам.
Формы контроля. Определение результативности обучения. Используются
как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения Программы:
✓ Творческие работы
✓ Показы
✓ Театральные постановки
✓ Этюды
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие духовно-нравственной культуры личности ребёнка,
художественно-эстетического вкуса средствами театрального искусства и
театральной педагогики.
Задачи программы
Развивающие:
• Развитие общекультурных ценностей, эмоционально-волевой сферы
личности обучающегося (эмпатия, толерантность)
• Совершенствование духовно-нравственной культуры
Образовательные:
• Формирование общей культуры, развитие эстетического вкуса
• Приобретение знаний и практики в области театрального искусства:
формирование речевой культуры, совершенствование артистических
навыков учащихся в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
• Обучение элементам художественно-образных выразительных средств
(интонация, мимика, пантомимика)
6
Воспитательные:
• Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время;
• Привитие навыков межличностного общения и сотрудничества,
продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Тема
Модуль
Количество часов
Формы контроля
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие
1.1.Сценическая
вера
1.2 .Сценическая
фантазия
1.3 .Сценическая
свобода
1
10
1
20
2
30
Беседа
Игра
6
20
26
6
14
20
1.4 .Театральный
грим
2.1 .Пластика
6
6
12
4
18
22
2.2 .Ритмический
рисунок
3.1 .Формы
и
правила
организации
мероприятий
3.2 .Театральные
игры
4.1 .Орфоэпия
4
18
22
6
14
20
Самостоятельная
работа
Показ
самостоятельных
работ
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Тестирование,
контрольные
упражнения
4
16
20
6
8
14
4.2 .Составляющие
техники речи
Итого
11
18
29
63
152
216
I. Актерское
мастерство
II. Сценическое
движение
III. Организация
театрализованных
представлений и
праздников
IV. Сценическая
речь
7
Творческое
задание, опрос
Диагностическая
игра
Упражнения,
опрос
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой и
основными темами на год и режимом работы. Понятие: Театр.
Практика:
• Игра «Знакомство»
• Беседа о сценическом опыте обучающихся.
Модуль I. Актерское мастерство
1.1
Сценическая вера
Теория: Театральная школа К.С. Станиславского: чувство правды и веры,
предлагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие:
этюд.
Практика:
• Игры, на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах
места и времени: «Жребий», «Аквариум», «На выбывание», «Сад цветов»,
«Ключи», «Зоопарк»
• Упражнения, способствующие развитию воображения, фантазии и
внимания, развитие чувства ритма, интонации: «Живые картинки»,
«Озвучка», «Превращение предмета», «Слушать звуки»,
«Перестройка», «Хлопки по кругу», «Пишем букву», «Лабиринт» и др.
• Этюды: «Мы идем в гости», «Генеральная уборка», «Моё утро», «В
мире профессий» и др. (отработка правдивости и точности простейших
физических действий).
1.2
Сценическая фантазия
Теория: Сценическое воспитание актёра. Фантазия и актерское воображение.
Роль фантазии в создании образа спектакля.
Практика:
• Игры - ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие
образного мышления).
• Этюды на свободную тему: этюды – оправдания, этюды с куклами,
придумывание персонажей и сочинение историй.
• Упражнения, способствующие развитию чувства ритма, фантазии и
умения распределяться в пространстве: «Дирижирование чувствами»,
«Круг», «Путь к цели», «Шарики», «Ледяные фигуры» и др.
• Фантазирование на заданную тему: «Воображаемые прогулки»,
«Рассказ по картинке».
• Развитие творческого воображения и фантазии.
8
1.3 Сценическая свобода
Теория: Пространство. Ориентация в пространстве. Умение свободно
двигаться. Распределение себя в пространстве. Ощущение партнёра.
Действие по ситуации.
Практика:
• Подвижные игры с элементами драматизации, способствующие
развитию творческих способностей, воображения и умения
распределяться в пространстве.
• Групповые упражнения и игры для формирования партнерских
отношений: «Я подаю», «Поводырь», «Монстр», «Сделать круг»,
«Цифры из стульев».
• Этюды на публичное одиночество (формирование умения
сосредоточиться): «Уборка», «Грусть», «Подготовка к празднику», «В
лесу» и др.
• Этюды (освоение пространства, развитие воображения и фантазии):
«Импровизация», «Стеклянная стена», «Движение и музыка», «Салат»,
«Лифт», «Сетка» и др.
1.4 Театральный грим
Теория: Знакомство с основными понятиями грима: «Что такое грим?»,
«Какой бывает грим?», «Как правильно смешивать и подбирать тон», «Грим
раньше и сейчас»; «мужской», «женский» грим; грим «старого лица».
Практика:
• Нанесение грима на лицо, на темы: «знакомство со своим лицом»,
«старое лицо», «сказочный персонаж», «клоун».
• Упражнение «Грим на свободную тему».
Модуль II. Сценическое движение
2.1 .Пластика
Теория: Основные понятия сценического движения» по системе Ивана
Эдмундовича Коха. Жанр и стиль в сценическом бое; основы сценического
боя. Хореография в театре. Элементы театральной хореографии.
Практика:
• Познание своего тела через разминку: упражнения на расслабление
мышц, координацию.
• Постановка сценического боя: основные элементы сценического боя,
основы фехтования.
• Изучение элементов театральной хореографии: упражнения на
развитие мышечной памяти, пластики тела, хореографические
элементы.
9
2.2. Ритмический рисунок
Теория: Ритмическая пластика. Комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения.
Практика:
• Работа над ритмической устойчивостью: похлопывание ритма,
исполнение ритмического рисунка под метроном и под счёт.
• Сочинение ритмических рисунков, «ритмоимпровизация».
Модуль III. Организация театрализованных представлений и
праздников
3.1.
Формы и правила организации мероприятий
Теория: Понятия: Театрализованные представления. Праздники. История
появления театрализованных представлений и праздников в России.
Основатель «театрализованный представлений и праздников» - Эльмир
Викторович Вершковский и его вклад в мире театрализованных
представлений и праздников? Отличие «театра» и «театрализованного
представления и праздников» Концепция построения концерта, праздника и
театрализованного представления.
Практика:
• Игры-упражнения на изучение театрализованных представлений,
интерактивы.
• Создание театрализованных представлений обучающихся для
обучающихся в других группах.
• Помощь в организации концертов, праздников и театрализованных
представлений.
3.2. Театральные игры
Теория: История создания «театра», его развитие. Эпохи театра,
актуальность «того» театра, и театра «сейчас». Изучение появления
театральных игр. Понятия «импровизация», «воображение», «интерактив».
Приемы создания и ведения театральных игр.
Практика:
• Подвижные игры на действия с реальными предметами в условиях
вымысла;
• Игры на развитие ассоциативного и образного мышления,
импровизация;
• Упражнения на «общение», «взаимодействие» с партнером и залом.
• Освоение элементов внутренней техники актера: «Вера в предлагаемые
обстоятельства», «от внутреннего к внешнему» состоянию проживания
10
на сцене, «от внешнего к внутреннему» состоянию проживания на
сцене.
• Игры и упражнения с запоминанием, вспоминание произошедших
событий, умением показать и пересказать, описать картину, сюжет.
Модуль IV. Сценическая речь
4.1. Орфоэпия
Теория: Понятие: орфоэпии. Основные орфоэпические правила. Речь устная
и письменная. Буква и звук. Значение единого литературного языка для
общения членов общества. Различные диалекты русского языка,
особенности, говоры. Особенности Уральского говора. Отличие устной и
письменной речи при написании и произношении. Недостатки
произношения: акцент, вялость речи, проглатывание окончаний и некоторых
слов, «сквозьзубость». Особенности произношения в русском языке:
подвижность ударения в слове, понятие «многоударность». Редуцирование
гласных в зависимости от их места к ударному слову. Орфоэпия и
стихотворная речь. Культура устной речи, как залог успешности личности.
Практика:
• Упражнения на исправление недостатков;
• Прочтение с редуцированием по правилам орфоэпии.
4.2.
Составляющие сценической техники речи
Теория: Значение правильно поставленного и хорошо тренированного
дыхания для речи. Типы дыхания. Неправильное дыхание. Его причины.
Смешанно- диафрагмический тип дыхания - как наиболее целесообразный и
практически полезный. Дыхание и звук. Значение самостоятельной
домашней тренировки при занятиях дыханием. Анатомия, физиология и
гигиена дыхательного и голосового аппаратов. Практическое освоение
смешанно - диафрагмического (фонационного типа дыхания).
Отличие дикции от орфоэпии. Важность правильно поставленного,
хорошо тренированного дыхания для речи. Работа над голосом.
Необходимость охраны голосового аппарата. Устройство речевого аппарата:
язык, гортань, зубы, губы, резонаторы. Функции каждой части речевого
аппарата. Воспитание подвижности частей речевого аппарата. Недостатки
речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических
недостатков речи. Классификация гласных звуков по месту и способу
образования. Классификация согласных звуков по месту и способу
образования. Укрепление мышц абажура рта и языка (подготовка к работе
над согласными звуками речи). Произношение различных согласных в
различных сочетаниях, словах и текстах.
Резонаторы и регистры. Значение самостоятельной домашней тренировки
при занятиях голосом. Мышечная свобода речевого аппарата - необходимое
11
условие в работе над голосом. Неразрывная связь голоса и дыхания.
Усвоение основного положения речевого аппарата при правильном речении.
Освобождение мышц голосового и речевого аппарата. Нахождение
природного диапазона голоса. Повышение и понижение в речевой
интонации.
Практика:
• Упражнения для дыхания:
- на беззвучном и звучащем выдохе;
- на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, где это
позволяет делать логика текста.
• Упражнения для дикции:
- рассказы из чистоговорок;
- пословицы и поговорки;
- скороговорки;
- «пучки» звукосочетаний.
• Упражнения для голоса:
- упражнения на умелое использование своих резонаторов
(направление воздушного потока при звукообразовании «в маску»)
- необходимое условие тембрового обогащения голоса;
- упражнения на сонорных согласных;
- упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного
текста по тонам в распевной интонации;
- упражнения на плавный переход из грудного регистра в средний
(смешанный), и обратно.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
Тема
Модуль
I. Актерское
мастерство
II. Сценическое
движение
Количество часов
Формы
Всего контроля
2
Беседа, опрос.
21 Игра
Теория
Практика
Вводное занятие
1.1. Сценическая
вера
1.2.Сценическая
фантазия
1.3.Сценическая
свобода
1
5
1
16
5
16
21
5
16
21
1.4.Театральный
грим
2.1.Пластика
5
5
10
4
18
22
2.2.Ритмический
рисунок
3.1.Формы
и
4
18
22
5
14
19
12
Самостоятельная
работа
Показ
самостоятельных
работ
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Тестирование,
III. Организация
театрализованных
представлений и
праздников
IV. Сценическая
речь
V. Постановка
правила
организации
мероприятий
3.2.Театральные
игры
4.1.Орфоэпия
4.2.Составляющие
техники речи
Организация
репетиций
Итого
контрольные
упражнения
4
15
19
7
8
15
11
14
25
6
25
31
62
166
228
Творческое
задание, опрос
Диагностическая
игра
Контрольные
упражнения,
опрос
Показ, спектакль
Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой
и основными темами на год и режимом работы.
Практика:
• Игра «Знакомство»
• Беседа о сценическом опыте обучающихся.
Модуль I. Актерское мастерство.
1.1.Сценическая вера
Теория: Театральная школа К.С. Станиславского: чувство правды и веры,
предлагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Понятие: этюд.
Практика:
• Игры, на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах
места и времени: «Жребий», «Аквариум», «На выбывание», «Сад
цветов», «Ключи», «Зоопарк»
• Упражнения, способствующие развитию воображения, фантазии и
внимания, развитие чувства ритма, интонации: «Живые картинки»,
«Озвучка»,
«Превращение
предмета»,
«Слушать
звуки»,
«Перестройка», «Хлопки по кругу», «Пишем букву», «Лабиринт» и др.
• Этюды: «Мы идем в гости», «Генеральная уборка», «Моё утро», «В
мире профессий» и др. (отработка правдивости и точности простейших
физических действий).
13
1.2.Сценическая фантазия
Теория: Сценическое воспитание актёра. Фантазия и актерское
воображение. Роль фантазии в создании образа спектакля.
Практика:
• Игры - ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие
образного мышления).
• Этюды на свободную тему: этюды – оправдания, этюды с куклами,
придумывание персонажей и сочинение историй.
• Упражнения, способствующие развитию чувства ритма, фантазии и
умения распределяться в пространстве: «Дирижирование чувствами»,
«Круг», «Путь к цели», «Шарики», «Ледяные фигуры» и др.
• Фантазирование на заданную тему: «Воображаемые прогулки»,
«Рассказ по картинке».
1.3.Сценическая свобода
Теория: Пространство. Ориентация в пространстве. Умение свободно
двигаться. Распределение себя в пространстве. Ощущение партнёра.
Действие по ситуации.
Практика:
• Подвижные игры с элементами драматизации, способствующие
развитию творческих способностей, воображения и умения
распределяться в пространстве.
• Групповые упражнения и игры для формирования партнерских
отношений: «Я подаю», «Поводырь», «Монстр», «Сделать круг»,
«Цифры из стульев».
• Этюды на публичное одиночество (формирование умения
сосредоточиться): «Уборка», «Грусть», «Подготовка к празднику», «В
лесу» и др.
• Этюды (освоение пространства, развитие воображения и фантазии):
«Импровизация», «Стеклянная стена», «Движение и музыка», «Салат»,
«Лифт», «Сетка» и др.
1.4. Театральный грим
Теория: Знакомство с основными понятиями грима: «Что такое грим?»,
«Какой бывает грим?», «Как правильно смешивать и подбирать тон»,
«Грим раньше и сейчас»; «мужской», «женский» грим; грим «старого
лица».
Практика:
14
Нанесение грима на лицо, на темы: «знакомство со своим лицом»,
«старое лицо», «сказочный персонаж», «клоун».
• Упражнение «Грим на свободную тему»
•
Модуль II. Сценическое движение
2.1. Пластика
Теория: Жанр и стиль в сценическом бое; основы сценического боя.
Хореография в театре; объяснение элементов театральной хореографии;
Практика:
• Познание своего тела через разминку: упражнения на расслабление
мышц, координацию.
• Постановка сценического боя: основные элементы сценического боя,
основы фехтования.
Изучение элементов театральной хореографии: упражнения на развитие
мышечной памяти, пластики тела, хореографические элементы.
2.2.Ритмическая пластика
Теория:
Составляющие
ритмической
пластики:
комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Практика:
Работа над ритмической устойчивостью: похлопывание ритма,
исполнение ритмического рисунка под метроном и под счёт.
Сочинение ритмических рисунков, «ритмо-импровизация».
Модуль III. Организация театрализованных представлений и
праздников
3.1.Формы и правила организации мероприятий
Теория: Понятия: Театрализованные представления. Праздники. История
появления театрализованных представлений и праздников в России.
Основатель «театрализованный представлений и праздников» - Эльмир
Викторович Вершковский. и его вклад в мире театрализованных
представлений и праздников. Отличие «театра» и «театрализованного
представления и праздников». Концепция построения концерта, праздника
и театрализованного представления.
• Практика:
• Игры-упражнения на изучение театрализованных представлений,
интерактивы.
15
• Создание театрализованных представлений обучающихся для
обучающихся в других группах.
• Помощь в организации концертов, праздников и театрализованных
представлений.
3.2.Театральные игры
Теория: Изучение истории создания «театра», его развитие. Эпохи театра,
актуальность «того» театра, и театра «сейчас». Изучение появления
театральных
игр.
Понятия
«импровизация»,
«воображение»,
«интерактив». Приемы создания и ведения театральных игр.
Практика:
• Подвижные игры на действия с реальными предметами в условиях
вымысла;
• Игры на развитие ассоциативного и образного мышления,
импровизация;
• Упражнения на «общение», «взаимодействие» с партнером и залом.
• Освоение элементов внутренней техники актера: «Вера в предлагаемые
обстоятельства», «от внутреннего к внешнему» состоянию проживания
на сцене, «от внешнего к внутреннему» состоянию проживания на
сцене.
• Игры и упражнения с запоминанием, вспоминание произошедших
событий, умением показать и пересказать, описать картину, сюжет.
Модуль 4.Сценическая речь
4.1.Орфоэпия
Теория: Понятие: орфоэпии. Основные орфоэпические правила.
Речь устная и письменная. Буква и звук. Значение единого литературного
языка для общения членов общества. Различные диалекты русского языка,
особенности, говоры. Особенности Уральского говора. Отличие устной и
письменной речи при написании и произношении.
Недостатки произношения: акцент, вялость речи, проглатывание
окончаний и некоторых слов, «сквозьзубость». Особенности
произношения в русском языке: подвижность ударения в слове, понятие
«многоударность». Редуцирование гласных в зависимости от их места к
ударному слову. Орфоэпия и стихотворная речь. Культура устной речи,
как залог успешности личности.
Практика:
Упражнения на исправление недостатков;
Прочтение с редуцированием по правилам орфоэпии.
16
4.2.Составляющие сценической техники речи
Теория: Значение правильно поставленного и хорошо тренированного
дыхания для речи. Типы дыхания. Неправильное дыхание. Его причины.
Смешанно- диафрагмический тип дыхания - как наиболее целесообразный
и практически полезный. Дыхание и звук. Значение самостоятельной
домашней тренировки при занятиях дыханием. Анатомия, физиология и
гигиена дыхательного и голосового аппаратов. Практическое освоение
смешанно - диафрагмического (фонационного типа дыхания). Отличие
дикции от орфоэпии. Важность правильно поставленного, хорошо
тренированного дыхания для речи. Работа над голосом. Необходимость
охраны голосового аппарата. Устройство речевого аппарата: язык,
гортань, зубы, губы, резонаторы. Функции каждой части речевого
аппарата. Воспитание подвижности частей речевого аппарата. Недостатки
речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических
недостатков речи. Классификация гласных звуков по месту и способу
образования. Классификация согласных звуков по месту и способу
образования. Укрепление мышц абажура рта и языка (подготовка к работе
над согласными звуками речи). Произношение различных согласных в
различных сочетаниях, словах и текстах.
Резонаторы и регистры. Значение самостоятельной домашней тренировки
при занятиях голосом. Мышечная свобода речевого аппарата необходимое условие в работе над голосом. Неразрывная связь голоса и
дыхания. Усвоение основного положения речевого аппарата при
правильном речении. Освобождение мышц голосового и речевого
аппарата. Нахождение природного диапазона голоса. Повышение и
понижение в речевой интонации.
Практика:
Упражнения
для дыхания:
- на беззвучном и звучащем выдохе;
- на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, где это
позволяет делать логика текста.
для дикции:
- рассказы из чистоговорок;
- пословицы и поговорки;
- скороговорки;
- «пучки» звукосочетаний.
для голоса:
- упражнения на умелое использование своих резонаторов (направление
воздушного потока при звукообразовании «в маску»)
- необходимое условие тембрового обогащения голоса;
- упражнения на сонорных согласных;
- упражнения на повышение и понижение тона строки стихотворного
текста по тонам в распевной интонации;
17
- упражнения на плавный переход из грудного регистра в средний
(смешанный), и обратно.
Модуль V. Постановка
Теория: Распределение ролей. Организация репетиций. Работа над ролью.
Всесторонняя эффективность словесного действия (слово на сцене). Развитие
характера героя. Поиски выразительности в спектакле. Мизансцена – одно из
основных средств выразительности в спектакле. Атмосфера спектакля.
Отработка полученных навыков. Грим персонажа – от замысла к
воплощению.
Практика: Работа над спектаклями. Подбор костюмов. Выстройка
«мизансцен». Подбор музыкального материала. Подбор световой партитуры.
Репетиции сцен. Соединение сцен в единый спектакль.
1.4.Планируемые результаты реализации Программы
Предметные результаты
После первого года обучения выпускники
должны знать:
• 5-10 дыхательных упражнений;
• Комплекс упражнений на артикуляцию;
• 5-10 скороговорок;
• основные компоненты театра;
• стили речи;
• жанры;
• виды памяти.
должны уметь:
• показать индивидуальный или групповой этюд;
• описать картины, возникающие перед внутренним взором;
• построить цепочку из 3 - 5ассоциаций на предложенную тему;
• показать свои наблюдения за миром людей, животных, предметов;
• описать эмоции, которые испытывает герой этюда или
художественного произведения;
• обнаружить внутренние зажимы и помехи на пути к созданию и
воплощению образа;
• самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех
и зажимов;
• различать компоненты актерской выразительности;
• фантазировать на заданную тему;
• выполнять дыхательные и речевые упражнения.
После второго года обучения выпускники
18
должны знать:
• приемы безопасности при работе с партнером, предметами;
• правила орфоэпии;
• жанры художественного слова;
• виды падений;
• типы внимания;
• основные голосовые резонаторы;
• звуковые образы.
должны уметь:
• различить компоненты актерской выразительности;
• раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
• находить элементы характерного поведения персонажа;
• сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
• производить действенный анализ текста.
• применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по
сценической речи в самостоятельной работе над ролью
Личностные результаты
После первого года обучения:
• умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного
достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности;
• гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу сильных
позиций, в разном контексте и содержании;
• развитие мотивов театрально - учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
процесса.
После второго года обучения:
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание;
• активное, деятельное отношение к окружающей действительности;
• гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу сильных
позиций, в разном контексте и содержании.
Метапредметные результаты
После первого года обучения:
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций;
• овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
19
• применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
После второго года обучения:
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам театрального
искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение
корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
первый год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года
36
72
6
216
16
20
16 сентября
30 мая
второй год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
38
76
6
228
17 недель и 3 дня
20 недель и 3 дня
2 сентября
20
8.
Окончание учебного года
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Сценическая площадка, оснащенная световым оборудованием.
2. Костюмерная.
3. Помещение для занятий.
4. Активная колонка для воспроизведения музыки
5. Карты памяти (USB)
6. Джек-переходник
7. Микрофон
8. Стол
9. Стулья (15 шт.)
10.Кубы (8 штук)
11. Маты (2 штуки)
12. Цифровая видеокамера
13. Компьютер с доступом к онлайн платформам
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах технического творчества и
конструирования, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Методическое обеспечение
Основные формы проведения занятий: активное слушание, созерцание, игра,
тренинг, импровизация, этюды и репетиции. Большинство игр и упражнений
имеет групповой характер: в них принимают участие не менее двух-четырех
детей.
Программа составлена таким образом, что дети практически все время
находятся на сцене, тренируются, репетируют или играют роли, т.е. занимаются
своим прямым делом – игрой в театр. Благодаря этому, они усваивают материал
на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них
необходимости, что исключает нецелесообразные затраты учебного времени и
получение бесполезных, не используемых в практической деятельности знаний.
Задача органичного существования актера в условиях сцены решается, вопервых, применением метода индивидуально-группового тренажа, во-вторых,
постоянным присутствием зрителя, наблюдающего за работой актера. В качестве
зрителя выступает педагог, другие участники группы.
Такие необходимые актеру качества как воображение, мышечная память,
чувство формы, внимание, логика действий развиваются благодаря применению
21
в течение всего процесса обучения принципов «бедного театра», когда актер
работает с воображаемыми предметами, декорациями, партнерами, костюмами и
т.д.
Формы и методы работы:
▪ Экскурсии (музеи, театры, выставки, походы на природу).
▪ Театральные капустники, тематические дискотеки.
▪ Литературные гостиные.
▪ Вечера-дискуссии.
▪ Упражнения, тренинги, репетиции.
▪ Лекции.
▪ Метод демонстрации.
▪ Самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи
группы, зачины, работа над ролью).
▪ Задание.
▪ Участие в конкурсах.
▪ Этюды.
▪ Тренинги
Методические материалы
№
п/п
I.
II.
Название
раздела, темы
Актерское
мастерство
Сценическое
движение
МатериальноФормы, методы, приемы
техническое оснащение,
обучения.
дидактикоПедагогические технологии
методический материал
Приемы:
- Активная колонка для
- Выполнение упражнений на
воспроизведения музыки
изображение различных
- Джек-переходник
эмоциональных состояний
- Микрофон
- Проигрывание этюдов с
- Кубы
неопределенным концом
- Цифровая видеокамера
- Фантазирование на заданную
- Грим
тему
- Зеркало
Методы:
- Компьютер с доступом к
- Наглядные
онлайн платформам
- Практические
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Маты
- Цифровая видеокамера
- Гимнастический коврик
- Компьютер
- Словесные
- Активное слушание
- Созерцание
- Инсценирование
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- ИКТ
Приемы:
-Музыкально-пластическая
импровизация
-«Магическое «если бы»
- Ритмопластика
- Действия «с окраской»
- Пантомима
Методы:
22
Формы учебного
занятия
Изучение нового
материала
Игровой
практикум
Беседа
Интегрированное
занятие
Самостоятельная
работа
Работа над
этюдами
Репетиция
Тренинг
Экскурсии
Тренинг
Репетиция
Сценический бой
Импровизация
Работа над
этюдами
III.
Организация
театрализован
ных
представлений
и праздников
- Сценическая площадка,
оснащенная световым
оборудованием.
- Костюмы
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Микрофон
- Цифровая видеокамера
- Планшетки
IV.
Сценическая
речь
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Цифровая видеокамера
- Компьютер с доступом
к онлайн платформам
- Реквизит (бутылочная
пробка, теннисные мячи и
др.)
- Наглядные
- Практические
- Словесные
- Активное слушание
- Созерцание
- Инсценирование
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- КТД
- ИКТ
Приемы:
- Музыкально-пластическая
импровизация
- Противопоставления –
ассоциативная импровизация
действия противоположного
действию партнера по темпуритму, смыслу, образу
Методы:
- Наглядные
- Практические
- Словесные
- Метод моделирования
ситуаций
- Метод ролевого действия
Технологии:
- КТД
- Шоу-технологии
- ИКТ
Формы:
- Игровое театрализованное
представление
Приемы:
- Самостоятельная работа
- Проигрывание этюдов
(сценки из жизни,
передающие черты характера
различных знакомых людей).
- Координации движений и речи
Методы:
- Словесные
- Импровизация
- Метод ассоциаций
- Метод действенного анализа
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- ИКТ
23
Театральные игры
Игровой практикум
Самостоятельная
работа
Театрализованное
представление
Театральные
капустники
Работа над
этюдами
Конкурс чтецов
Игра драматизация
Литературная
гостиная
Экскурсии
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов усвоения приобретенных знаний, умений,
навыков проводится с помощью мониторинга образовательного процесса.
Диагностика результатов ведётся педагогом, с помощью анкетирования,
опросов, контрольных занятий и пр.
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
• входящий контроль (диагностика обучающихся: опрос, тестирование;
методика «Карта одарённости», тест Гилфорда, на изучение
творческого мышления;
• текущий контроль (наблюдение за деятельностью ребенка в процессе
занятий);
• промежуточный контроль (открытое занятие, участие в праздничных
мероприятиях студии. Так же используется графическая диагностика
которая показывает степень освоения программы, уровень овладения
теоретическими знаниями и практическими умениями, развитие
личностных качеств;
• итоговый контроль (открытые занятия, театральный фестиваль,
спектакль).
Для выявления степени удовлетворённости образовательным процессом и
оценки результатов обучения детей их родителями после открытого
итогового занятия так же проводится анкетирование.
При дистанционном обучении контроль может осуществляться в ходе
онлайн беседы, присланного педагогу видео этюда (самостоятельно
записанного), а также при помощи письменных заданий по анализу
спектаклей, пьес, литературных произведений.
Данные виды контроля помогают выявить уровень развития творческих
способностей и личностного роста обучающихся, а также позволяют
педагогу скорректировать образовательный процесс для повышения его
эффективности. Эффективность проводимой с детьми работы в рамках
деятельности театральной студии определяется с помощью мониторинга
образовательного процесса, который позволяет выявить динамику уровня
освоения
данной
программы
обучающимися.
Диагностический
инструментарий представлен анкетами для обучающихся и родителей,
диагностическими картами и т.п. Используются результаты сценической
деятельности, конкурсов чтецов и театрального мастерства. Ключевым
методом отслеживания результатов обучения является наблюдение, что
позволяет выявить положительные результаты, либо затруднения и
своевременно скорректировать дальнейшие планы, наметив перспективу
работы всей группы и при необходимости проведения индивидуальных
занятий.
24
Диагностика проводится в начале учебного года (методика «Карта
одарённости» А. Савенкова, «Речевая карта» Трубникова Н.М.) и в конце в
виде мониторинга освоения программы обучающимися (Тест Гилфорда, на
изучение творческого мышления). Таким образом, можно определить
эффективность образовательной деятельности, что является основой для
дальнейшего педагогического планирования, определения новых целей
развития творческого коллектива.
Применение психолого-педагогической диагностики позволяет выявить
затруднения в обучении детей, занимающихся в театральной студии, и
способствует более качественной организации и компетентному управлению
образовательным процессом.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности по
данной дополнительной общеобразовательной программе является
формирование навыков эмоциональной выразительности речи, устранение
недостатков звукопроизношения индивидуальных зажимов и комплексов,
развитие личности и творческой активности ребёнка, участие в концертных
мероприятиях различного уровня.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля. Творческие задания, которые являются
частью содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Анализ усвоения программного материала обучающимися и развитие
других качеств учащихся определяются по трем уровням:
- максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью;
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок;
- минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
Характеристика оценочных материалов
Показатели
Приобретенные
знания в предметной
области
Наличие умений и
навыков для
осуществления
творческой
Показатели критерия
Виды контроля /
промежуточной
аттестации
• Предметные результаты
Наличие у учащихся
Входной контроль
знаний, соответствующих Итоговый контроль
программе. Реализация
знаний в практической
деятельности,
самостоятельной работе.
Степень реализации
Входной контроль
знаний на практике.
Итоговый контроль
Качество продуктивной
деятельности. Умение
25
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Беседа. Наблюдение.
Опрос Тест Зачет по теме,
разделу Контрольное
занятие Итоговое занятие
Экзамен
Наблюдение за
реализацией творческих
заданий. Количественный и
качественный анализ
деятельности в
области…
Сформированность
личностных качеств
Наличие интереса к
данному виду
деятельности
Познавательные УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные УУД
самостоятельно
выполнить работу.
подготовленных
творческих работ. Анализ
участия в смотрах,
конкурсах, выставках,
концертах. Презентация
творческих работ.
Портфолио достижений
учащихся
• Личностные результаты
Степень участия в жизни
Промежуточный
объединения. Социальный контроль
статус учащегося в
детском коллективе.
Мотивация и
практическая
деятельность
Посещаемость занятий,
Промежуточный
активность,
контроль
инициативность,
самостоятельность.
Желание продолжить
обучение в данном
профиле (виде)
деятельности,
профессиональные
предпочтения, выбор.
• Метапредметные результаты
Умение подбирать и
Промежуточный
анализировать
контроль
специальную литературу
Умение пользоваться
Промежуточный
компьютерными
контроль
источниками информации
Периодический контроль Промежуточный
контроль
Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств
Умение организовать
Промежуточный
своё рабочее (учебное)
контроль
место. Способность
самостоятельно готовить
своё рабочее место к
деятельности и убирать
его за
собой
26
Технология
коллективнотворческой
деятельности. Метод
воспитывающих
ситуаций/ролевая игра,
этическая беседа,
ассоциация, импровизация
и т.п./ Социометрия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Педагогическое
наблюдение, беседа
Творческая
самостоятельная работа
(педагогическое
наблюдение)
Педагогическое
наблюдение
Умение аккуратно
выполнять работу.
Аккуратность и
ответственность
Навыки соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности
Соответствие реальных
навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Промежуточный
контроль
Промежуточный
контроль
Педагогическое
наблюдение
Анализ продуктов
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Анализ продуктов
деятельности
3. Список литературы
1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к
характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 187с.
2. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.:
Цитадель, 2001. - 460 c.
3. Васильев Ю.А., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи: музыкально ритмический тренинг. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургской академии
театрального искусства, 2012. -184с.
4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб.: изд-во
Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.-197с.
5. Василькова А. Душа и тело куклы. – М.:Аграф, 2003. - 202 с
6. Голубовский Б. Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.:ГИТИС, 2001. –141с.
7. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов
/ А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. -192с.
8. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов,
А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. -176с.
9. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд
2002. -224с.
10. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие
/ Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. -192с.
11. Кравченко А. И. Общая психология: учеб. пособие /А.И. Кравченко. - М.:
Проспект, 2009. -432с.
12. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению
дикции. – М., Издательство ГНОМ иД, 2007. -134с.
13. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2005. -324с.
14. Менхин Ю. В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.
Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с
15. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. – М.: Искусство, 1984. – 624с.
27
16. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»;
Высшая школа, 2007. -465с.
17. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб.,Изд-во
Санкт-Петербург, 1995. - 199 с.
18. Силантьева И.И. Эзотерическая философия и биомеханика В.Э.Мейерхольда //
Психология художественного творчества. Минск, 1999. – 320с.
19. Соловьева Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского
литературного языка. – М.: Оникс, 2008. - 85с.
20. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. -200с.
21. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и
работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. -224 с.
22. Шихматов JI.M. Львова В.К. Сценические этюды М.: Я вхожу в мир искусства,
2006. - 240с.
23. Борисов М.Б. Становление Я - концепции в системе профессионального
мастерства будущего актера. -Диссертация кандидата псих. наук. - М.: 2015. 217с.
24. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв. Редакторы
H.A. Зверева, Д.Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2018. - 224 с.
25. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред.
В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2015. -135 с.
26. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного
синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2021г.
27. Никитин С. В., Е. В. Кузнецов Роль театральной педагогики в становлении и
развитие личности учащегося. Педагогика: традиции и инновации: материалы
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). Т. I. — Челябинск: Два
комсомольца, 2011. — С. 20-22.
1.
2.
3.
4.
Электронные ресурсы
Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи, сценическому
движению:
[Электронный
ресурс]
URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).
«Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая
литература:
[Электронный
ресурс]
URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс]
URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс]
URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php (дата
обращения 15.10.2014).
28
29