Департамент образования Администрации города Екатеринбург
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ
О ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ
ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.18 15:33:26
+05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Говорим красиво»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Зайцева Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования 1КК
г. Екатеринбург
I. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорим красиво»
относится к художественной направленности и разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ
Министерства
образования
и молодежной
политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Театр, как вид искусства, предоставляет возможности для раскрытия
творческого начала человека. Театральная деятельность в дополнительном
образовании – это творчество игры и представления, которая развивает
гармоничную личность обучающегося и является составной частью
эстетического обучения и воспитания. Она играет огромную роль для
формирования эмоциональной выразительности речи, активно формирует
навыки общения, использования логики, просодики речи и эмотивной
лексики,
необходимые
ребёнку для
формирования
способности
коммуникации, чтобы доносить свои мысли и понимать то, что говорит
собеседник.
Актуальность программы определяется тем, что разнообразная
художественно-речевая деятельность имеет огромное значение для развития
личности ребенка, решая проблему социализации личности в целом. Сегодня,
в условиях стремительно изменяющегося мира, воздействия средств
массовой информации и интернета, существует проблема подготовки
младших школьников к взаимодействию с социумом, выработки умения
выразить свои эмоции и быть восприимчивыми к чувствам окружающих.
Проявление тех или иных форм эмоционального поведения зависит от
психического развития ребенка и подтверждает тезис о том, что мышление и
эмоции находятся в балансирующем соотношении. Проблема социализации
личности в центре внимания у взрослых, заботящихся о своевременном и
гармоничном развитии своего ребенка, что подтверждает актуальность
данной программы.
При наличии дефектов произносительной и просодической сторон речи у
ребёнка возникают проблемы с коммуникативной функцией, имеется
уменьшение важности и качественности речевого общения, и часто всё это
соответственно приводит к снижению качества обучения, делает его
неполноценным и неэффективным.
Программа разработана на основе методических рекомендаций по речевой
и театрализованной деятельности: Чуриловой Э.Г. «Методика и организация
театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»,
Киселевой О.И. «Развитие творческих способностей детей средствами
театрально-игровой деятельности», Ситкиной И.Г. и «Исследование влияния
театральной деятельности на развитие личности ребенка» Румянцевой Н.В.
Так же в работе с учащимися используются коррекционно-логопедические
технологии обогащения и активизации словарного запаса (Филичева Т.Б.,
Чиркина Т.В.), работы Левиной Р.Е., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С.,
Ушаковой Т.Н., Жинкина Н.И., Ушинского К.Д., Визель Т.Г., Черниговской
Т.В., Лынской М.И. Программа основана на принципах реалистического
театра школы переживания (К.С. Станиславский) и на современном
понимании «Метода физических действий и потребностей - информационной
концепции личности».
Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным
языком театрального искусства, как основы формирования навыков
восприятия, понимания и толкования действий и эмоций, освоение
коммуникативных навыков общения. Важным средством развития этого
процесса является общение и умение выражать свои эмоции, применить их в
организации
смыслового
содержания
высказывания,
передать
эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений,
регулировать саму процедуру общения, всё это связано с формой речи и
является важнейшей составляющей речевого и социального развития ребёнка
в младшем школьном возрасте. Уделяется внимание развитию разных
анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. Проводится
коррекционная работа по устранению недостатков звукопроизношения.
Адресат программы. Программа ориентирована на младший школьный
возраст 7-10 лет и учитывает психофизиологические особенности данной
возрастной категории детей.
В этом возрасте у детей преобладает игровой вид деятельности,
следовательно, весь учебный процесс строится на игровом взаимодействии
педагога и учащегося. В театральных развивающих играх, этюдах, играх импровизациях, играх-драматизациях, коллективном повествовании и
фантазировании,
сценах,
постановках
формируется
творческая
мобилизованность, смелость, доверие к товарищам, собственное внимание и
уверенность в своих способностях. Важнейшим фактором является умение
работать в коллективе, так как совместная деятельность в театре мотивирует
осуществление взаимообусловленных действий.
Младшие школьники доверчивы, у них простые, чёткие моральные
оценки. Восприятие окружающего мира и искусства в данной возрастной
категории – наивно-реалистическое. Уровня воображения и интеллекта
достаточно для введения их в творческие игры. В этом возрасте легче
сформировать у детей ориентацию на чувственно-эмоциональное и
рациональное восприятие художественного образа; обучить практическим
навыкам в конкретных видах художественной деятельности, чтобы
расширить
потенциальные
возможности
для
последующего
профессионального определения. В младшем школьном возрасте
совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. В
младшем школьном возрасте происходит активная адаптация ребенка к
нормам жизни в социуме, закладывается фундамент духовно-нравственного
поведения, которое определяет в последующем характер трудовой,
общественной и творческой деятельности младшего школьника, начинает
формироваться общественная направленность личности.
Отличительной особенностью программы является интеграция
принципов театральной педагогики, музыкальной деятельности, игровое
взаимодействие, что позволяет развивать практически все сферы личности
ребёнка, способствуя оптимизации процесса развития речи, голоса,
активизации и совершенствования
словаря
ребёнка,
улучшение
диалогической, импрессивной и экспрессивной сторон речи, а также всех
процессов высших психических функций: памяти, внимания, мышления и
восприятия.
Программу можно рассматривать как моделирование жизненного опыта и
мощный психотренинг, которой поможет детям в преодолении всех
трудностей речевого развития.
Новизна программы заключается в интеграции творческой деятельности
с использованием различных образовательных методик: репродуктивной и
продуктивной (креативной). С помощью репродуктивной методики
обучающиеся овладевают исполнительским мастерством, работают над
формированием эмоциональной выразительности речи, получают опыт
публичной деятельности. Продуктивная (креативная) методика помогает
учащимся на занятиях совершенствовать свои знания на практике, принимать
активное участие в подготовке спектаклей, в которых они могут быть
актерами, помощниками режиссёра или чтецами. Вместе эти методики дают
хорошую почву для участия в мероприятиях, конкурсах, фестивалях разного
уровня
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
участника коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. Программа предоставляет возможность, помимо получения
базовых знаний, эффективно готовить детей к освоению накопленного
человечеством социально - культурного опыта.
При планировании занятий учитываются индивидуальные различия в
имеющихся знаниях, умениях и навыках, особенностях мышления и
свойствах личности. От индивидуального уровня и темпа развития ребенка
зависит количество заданий и их вариантов. Исходя из возрастных
особенностей детей, происходит отбор методов и форм работы.
В процессе занятий учащиеся могут попробовать себя в роли артиста.
Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления
развивающейся личности о мире и о себе. На репетициях и обсуждениях
ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь так важно чувствовать
игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая правильное
настроение и у актера, и у зрителя.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы: 144 часа (36 учебных недель).
Количество обучающихся в группах (чел.): 10-15 человек.
Периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся 2
раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Один
академический час равен 45 минутам.
Программа состоит из модулей:
«Мастерство актера»
«Сценическая речь»
«Основы вокальной культуры»
«Сценическое движение»
Модуль «Мастерство актера». Основу актёрского творчества составляет
принцип перевоплощения. В процессе перевоплощения действие, мысль и
чувство находятся в неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи
грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски),
вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или
иной степенью жизненной достоверности или театральной условности
внешность и манеру поведения, изображаемого им лица. Но подлинное
перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене
внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя,
показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
Модуль «Сценическая речь». Здесь акцентируется внимание учащихся на
развитии и совершенствовании голосо-речевого аппарата. Все занятия
включают в себя комплекс упражнений для отработки практических навыков
техники речи, а также способствуют художественному воплощению
литературных произведений, выбранных для практической работы.
Модуль «Основы вокальной культуры». Формируется умение точно и поактерски выразительно исполнять то или иное музыкальное произведение.
Модуль «Сценическое движение» (пластическая выразительность)
помогает выработать качества и умения, которые позволят учащимся
выразительно «говорить» своим телом на сцене. Формировать так
называемое «многоплоскостное» внимание (термин К.С. Станиславского),
т.е. развитие способностей верно, целенаправленно распределять внимание
между несколькими объектами. Такое внимание является одним из
компонентов правдивого, логического существования на сцене.
Форма обучения: очная
Формы организации занятий
Экскурсии (музеи, театры, выставки, походы на природу).
Театральные капустники, тематические дискотеки.
Литературные гостиные.
Вечера-дискуссии.
Упражнения, тренинги, репетиции.
Лекции.
Метод демонстрации.
Самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи
группы, зачины, работа над ролью).
Задание.
Участие в конкурсах.
Этюды.
Тренинги
В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что
позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического
здоровья обучающихся. Происходит работа над определённым комплексом
тренингов и упражнений, позволяющих восполнить необходимый
ежедневный объем двигательной активности детей и снизить факторы риска
для здоровья.
В процессе освоения программы происходит формирование у
обучающихся навыка коллективной работы и творческой дисциплины.
Ребенок, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает
навыки межличностных отношений, у него происходит осознание
зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового
поведения»); формируется умение правильно оценивать критические
замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи;
формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства,
способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю
сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти
качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребенка чувства
гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности,
за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.
Формы контроля. Определение результативности обучения.
Используются как групповые, так и индивидуальные формы контроля
освоения программы:
Творческие работы
Показы
Театральные постановки
Этюды
Контрольные упражнения
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: речевое и коммуникативное развитие детей 7-10 лет в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
средствами театральной деятельности.
Основные задачи программы
Обучающие задачи:
сформировать речевые компоненты театрализованной деятельности;
сформировать
артикуляционные
навыки,
звукопроизношение,
интонационную выразительность и голосовые характеристики;
научить выразительно передать характер произведения;
познакомить с историей и видами театра;
дать представление о сценической речи и художественном слове.
Развивающие задачи:
развить творческие, речевые и исполнительские способности
учащихся;
развить интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи
окружающих;
развить способности к импровизации в процессе воплощения образов
героев и совершенствование артистических данных.
Воспитательные задачи:
сформировать навыки самоконтроля и самооценки;
воспитать бережное отношение к родному языку;
воспитать личностные качества: любознательность, творческая
активность, коммуникабельность;
сформировать эмоциональное отношение к искусству, эстетический
взгляд на мир в его целостности.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Тема
Модуль
I.Мастерство
актера
II. Сценическая
речь
III. Основы
вокальной
культуры
Количество часов
Теория Практика Всего
Форма
контроля
Вводное занятие
1.1. Театр вокруг
нас
1.2. Творим вместе
1
2
1
5
2
7
Беседа
Беседа, опрос
1
6
7
Показ этюдов
1.3. Мы играем – мы
мечтаем
1.4. Сценическая
фантазия
1.5. Постановка
этюдов – историй
2
8
10
Игра
1
8
9
Показ этюдов
1
6
7
1.6. Предлагаемые
обстоятельства
2
7
9
Показ
творческих
работ
Показ этюдов
2.1. Дыхание
9
3
40
7
49
10
2.2. Дикция
3
7
10
2.3. Орфоэпия
4
6
10
2.4. Техника речи
7
12
19
17
2
32
6
49
8
2
5
7
2
4
6
Контрольные
упражнения
Беседа, опрос
-
2
2
Концерт
6
4
17
8
23
12
Контрольные
3.1.
Совершенствование
вокально-творческих
навыков
3.2. Участие в
ансамбле
3.3. Работа с
техническими
средствами
3.4. Музыкальнолитературная
гостиная.
4.1 . Пластика
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Диагностическая
игра
Упражнение,
опрос
Контрольные
упражнения
IV. Сценическое
движение
4.2 . Ритмический
рисунок
Итого:
4
7
11
8
40
15
104
23
144
упражнения
Контрольные
упражнения
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой и режимом
работы.
Практика:
Игра «Знакомство»
Беседа о сценическом опыте учащихся.
Модуль I. Мастерство актера
1.1. Театр вокруг нас
Понятие: Театр. История театра. Виды театров. Театральные профессии:
актер, режиссер, декоратор, художник и др.
Практика:
Посещение спектакля, экскурсия по театру.
Просмотр и обсуждение просмотренного спектакля.
1.2. Творим вместе
Понятия «партнёр», «ансамбль». Творческое взаимодействие с партнёром.
Практика:
Игры: «Заяц», «Мяч», «Клубок», «Батут».
Упражнения: «Встреча», «Перегруппировка», «Ритм-презентация»,
«Групповые скульптуры» (формирование навыков групповой
творческой деятельности; развитие навыков коммуникативной
культуры, коллективного действия).
1.3. «Мы играем - мы мечтаем»
Коллективные игры, как способ жизнедеятельности. Театральные
коллективные игры, в которых особое внимание уделяется согласованности
действий.
Практика:
Игры: «Давайте притворяться», «Шаги», «Воробьи – вороны.», «Тише
едешь – дальше будешь», «Испорченный телефон», «Руки-ноги»,
«Море волнуется раз». «Тумба, тумба, где ключи» «Где мы были, мы
не скажем, а что делали, покажем» и другие упражнения.
1.4. Сценическая фантазия
Понятия: фантазия и актерское воображение. Роль фантазии в создании
образа, спектакля. Фантазия и воображение как средство выражения богатого
эмоционального спектра и развитие художественно-эстетического вкуса.
Практика:
Упражнения: «Сказка», «Метафоры», «Интерпретация» (работа с
картинами и иллюстрациями), «Дорисуй картину», «Археологи»,
«Скульптор и глина», «Волшебная палочка» (создание направленности
воображения
на
сцене,
активное
фантазирование,
основы
импровизации).
1.5. Постановка этюдов-историй
Игры – драматизации, игры - имитации (имитация образов животных, людей,
литературных персонажей. Позиция исполнителя. Позиция зрителя. Работа с
текстом. Средства выразительности: интонация, мимика, пантомима.
Практика:
Самостоятельная разработка сюжета.
Самостоятельное создание образа с помощью комплекса средств
выразительности (интонация, мимика, пантомима).
Ролевые диалоги на основе текста. Создание историй с предметом, с
музыкой разного характера, создание коллективных этюдов.
1.6. Предлагаемые обстоятельства
Понятия: предлагаемые обстоятельства, событие, ПФД (память физических
действий). История и предыстория.
Практика:
Упражнение «Что было до…?» (создание навыка интеграции личного
опыта учащегося в создание истории).
Этюды «В магазине», «Сад», «В школе», «День рождение» и др.
Модуль II. Сценическая речь
2.1. Дыхание
Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене
дыхательного и голосового аппарата. Звукообразование. Краткие сведения о
механизме голосообразования и некоторых особенностях звука: направление
(фокус), резонирование, высота (диапазон), сила. Правильная осанка.
Смешанно-диафрагмальный тип дыхания. Направление звука, сила выдоха со
звучанием.
Практика:
Упражнения для снятия мышечного напряжения.
Постановка корпуса.
Упражнения для тренировки речевого дыхания (сначала фрикативные
согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы. Строчка текста
постепенно увеличивается. Дыхание берется перед каждой строкой. По
мере усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук).
2.2. Дикция
Общие сведения об устройстве и функционировании речевого аппарата.
Гласные звуки и их классификация по месту и способу образования.
Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в
словах, фразах, текстах.
Практика:
Упражнения
для
тренировки
артикуляционного
аппарата,
освобождающие от мышечных зажимов челюсть, лицо, губы, язык, а
также верхнюю часть корпуса, руки, шею (тренировка ведется в двух
темпах медленном и среднем, на материале пословиц, загадок,
скороговорок и специально подобранных текстов).
Тренировка гласных звуков в различных словах, учебных текстах.
2.3. Орфоэпия
Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие
сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.
Практика:
Произнесение гласных звуков «о», 14 «а» в ударном слоге.
Произнесение гласных звуков «о», «а» в предударном слоге; в начале
слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от
ударного гласного на 2-3 слога.
Произнесение согласных звуков с часто встречающимися дефектами в
произношении: «ч, щ», «ж, ш», «с, з, ц», «р, л». (Все правила орфоэпии
усваиваются сначала на примерах специально подобранных слов, затем
в сочетаниях согласных для тренировки развития дикции, голоса,
логики. Работа над правильностью произношения проходит под
наблюдением педагога.
Исправление имеющихся в бытовой речи ошибок в произношении.
Работа с текстами, литературным материалом.
2.4.Техника речи
Значение правильно поставленного и хорошо тренированного дыхания для
речи. Типы дыхания. Неправильное дыхание. Его причины. Смешаннодиафрагмический тип дыхания - как наиболее целесообразный и практически
полезный. Дыхание и звук. Анатомия, физиология и гигиена дыхательного и
голосового аппаратов.
Отличие дикции от орфоэпии. Важность правильно поставленного, хорошо
тренированного дыхания для речи. Необходимость охраны голосового
аппарата. Устройство речевого аппарата: язык, гортань, зубы, губы,
резонаторы. Функции каждой части речевого аппарата. Классификация
гласных звуков по месту и способу образования. Классификация согласных
звуков по месту и способу образования. Произношение различных согласных
в различных сочетаниях, словах и текстах. Резонаторы и регистры.
Практика:
Практическое освоение смешанно - диафрагмического (фонационного
типа дыхания).
Укрепление мышц абажура рта и языка (подготовка к работе над
согласными звуками речи).
Упражнения для дыхания:
- на беззвучном и звучащем выдохе;
- на «добор дыхания». Добор воздуха в длинной фразе в местах, где это
позволяет делать логика текста.
Упражнения для дикции и голоса:
- рассказы из чистоговорок;
- пословицы и поговорки;
- скороговорки;
- «пучки» звукосочетаний.
Модуль III. Основы вокальной культуры
3.1. Совершенствование вокально-творческих работ
Понятия: Певческая установка. Певческое дыхание. Высотность звука при
пении. Основные голосовые резонаторы. Протяжность звука. Нюансировка.
Практика:
Упражнения:
«Шарик в руке» - (установка певческого дыхания);
«Ступеньки» - (на ощущение высотности звука);
«Диалог со стеной» - (развитие резонаторов);
Игра: «Ударная установка» - (усвоение метро-ритма);
Тренинг: «В шар земной упираясь ногами»- (выработка ощущения
устойчивости тела).
3.2. Участие в ансамбле
Элементы многоголосия. Умение слушать товарища. Понятие: Ансамбль.
Актерское исполнение произведения.
Практика:
Игра «Песня - это спектакль» - (осознание образности каждого
произведения).
Этюд «Слушаю товарища» - (отработка навыка петь и слушать
одновременно).
Упражнения на разогрев вокального аппарата.
Тренинг, направленный на формирование звука.
3.3. Работа с техническими средствами
Микрофон. Устройство и действие. Понятие: Фонограмма. Особенности
пения. Механизм работы музыкальной аппаратуры.
Практика:
Отработка практических навыков работы с микрофоном.
Запись фонограммы.
Пение под фонограмму.
Подключение музыкальной аппаратуры.
3.4. Музыкально-литературная гостиная
Практика:
Подбор произведений для исполнения.
Составление литературно-музыкальной композиции.
Подготовка, организация и проведение литературно-музыкальной
гостиной.
Модуль IV. Сценическое движение
4.1. Пластика
Основные понятия сценического движения» по системе Ивана Эдмундовича
Коха. Хореография в театре. Элементы театральной хореографии.
Практика:
Упражнения на расслабление мышц, координацию (познание своего
тела через разминку)
Упражнения на развитие мышечной памяти, пластики тела (элементы
театральной хореографии)
4.2. Ритмический рисунок
Ритмическая
пластика.
Комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические игры и упражнения.
Практика:
Практикум: Работа над ритмической устойчивостью: похлопывание
ритма, исполнение ритмического рисунка под метроном и под счёт.
Сочинение ритмических рисунков, «ритмоимпровизация».
1.4. Планируемые результаты реализации Программы
Предметные результаты
По окончании обучения учащиеся будут:
знать:
об особенностях сценической речи и художественного слова
речевые компоненты театрализованной деятельности;
знать с историю и виды театра;
5-10 дыхательных упражнений;
комплекс упражнений на артикуляцию;
5-10 скороговорок.
основные нормы поведения;
уметь:
адекватно выражать свои эмоции и проявлять действия в соответствии
с интересами окружающих;
использовать на практике основы артикуляции, звукопроизношения,
интонационной выразительности и голосовые характеристики;
подчиняться правилам игры;
выразительно передать характер произведения;
показать индивидуальный или групповой этюд;
показать свои наблюдения за миром людей, животных, предметов;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда или
художественного произведения.
Личностные результаты
навыки самоконтроля и самооценки;
бережное отношение к родному языку;
личностные качества: любознательность, творческая активность,
коммуникабельность.
умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного
достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание;
активное, деятельное отношение к окружающей действительности;
Метапредметные результаты
творческие, речевые и исполнительские способности учащихся;
интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
способности к импровизации в процессе воплощения образов героев и
совершенствование артистических данных.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
проявлять способность к творческому самовыражению и
импровизации.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
36
72
4
144
15
21
16 сентября
30 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические:
1. Просторный зал со сценической площадкой;
2. Музыкальный центр, колонки
3. Театральные костюмы;
4. Реквизит для игр (мячи, скакалки, шары и т. д.);
5. Стол (2 шт.)
6. Стулья (15 шт.);
7. Фортепиано
8. Спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная,
нескользкая обувь ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и
свободы движения в процессе работы,
9. Материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций.
9. Техническое обеспечение онлайн-платформой для осуществления учебной
деятельности на дистанционном режиме. Ноутбук/планшет/смартфон для
доступа к занятиям.
10. Джек-переходник
11. Микрофон
12. Кубы (8 штук)
Кадровые: педагог с высшим специальным образованием, владеющий
знаниями и умениями в области режиссуры, педагогики, логопедии,
психологии.
Психологические (здоровьесберегающие):
− благоприятный психологический микроклимат на занятиях;
− доброжелательное отношение педагога к детям;
− сплоченность детского коллектива;
− демократический стиль общения педагога с детьми;
− создание для каждого обучающегося ситуации успеха
Методические материалы
№
п/п
I.
Название
раздела, темы
Мастерство
актера
МатериальноФормы, методы, приемы
техническое оснащение,
обучения.
дидактикоПедагогические технологии
методический материал
Приемы:
- Активная колонка для
- Выполнение упражнений на
воспроизведения музыки
изображение различных
- Джек-переходник
эмоциональных состояний
- Микрофон
- Проигрывание этюдов с
- Кубы
неопределенным концом
- Цифровая видеокамера
- Фантазирование на заданную
- Грим
тему
- Зеркало
Методы:
- Компьютер с доступом к
- Наглядные
онлайн платформам
- Практические
- Словесные
- Активное слушание
- Созерцание
- Инсценирование
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- ИКТ
II.
Сценическая
речь
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Цифровая видеокамера
- Компьютер с доступом
к онлайн платформам
- Реквизит (бутылочная
пробка, теннисные мячи и
др.)
Формы:
- Игровое театрализованное
представление
Приемы:
- Самостоятельная работа
- Проигрывание этюдов
(сценки из жизни,
передающие черты характера
различных знакомых людей).
Формы учебного
занятия
Изучение нового
материала
Игровой
практикум
Беседа
Интегрированное
занятие
Самостоятельная
работа
Работа над
этюдами
Репетиция
Тренинг
Экскурсии
Работа над
этюдами
Конкурс чтецов
Игра драматизация
Литературная
гостиная
Экскурсии
- Координации движений и речи
Методы:
- Словесные
- Импровизация
- Метод ассоциаций
- Метод действенного анализа
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- ИКТ
II.
Сценическая
речь
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Цифровая видеокамера
- Компьютер с доступом
к онлайн платформам
- Реквизит (бутылочная
пробка, теннисные мячи и
Формы:
- Игровое театрализованное
представление
Приемы:
- Самостоятельная работа
- Проигрывание этюдов
Работа над
этюдами
Конкурс чтецов
Игра драматизация
Литературная
гостиная
др.)
III.
Основы
вокальной
культуры
-Активная колонка для
воспроизведении музыки
- Микрофон
- Фортепиано
- Джек-провод
- Микрофонная стойка
IV.
Сценическое
движение
- Активная колонка для
воспроизведения музыки
- Маты
- Цифровая видеокамера
- Гимнастический коврик
- Компьютер
(сценки из жизни,
передающие черты характера
различных знакомых людей).
- Координации движений и речи
Методы:
- Словесные
- Импровизация
- Метод ассоциаций
- Метод действенного анализа
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- ИКТ
Приемы:
- Музыкально-вокальная
импровизация
-Самостоятельная работа
Методы:
-Наглядные
- Практические
-Словесные
-Музыкальные
-Активное слушание
Технологии:
-Здоровьесберегающие
-ИКТ
Приемы:
-Музыкально-пластическая
импровизация
-«Магическое «если бы»
- Ритмопластика
- Действия «с окраской»
- Пантомима
Методы:
- Наглядные
- Практические
- Словесные
- Активное слушание
- Созерцание
- Инсценирование
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- КТД
- ИКТ
Экскурсии
Распевания
Музыкальная
грамотность
Репетиция
Импровизация
Тренинг
Репетиция
Сценический бой
Импровизация
Работа над
этюдами
Электронные ресурсы:
1. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [сайт] URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html
2. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [сайт] URL:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/
3.
Театральная
энциклопедия:
[сайт]
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность проводимой с детьми работы определяется в процессе
педагогического мониторинга, который позволяет выявить динамику уровня
освоения данной программы учащимися. Диагностический инструментарий
представлен анкетами для обучающихся и родителей, диагностическими картами
и т.п. Ключевым методом отслеживания результатов обучения является
наблюдение, что позволяет выявить положительные результаты, либо
затруднения и своевременно скорректировать дальнейшие планы, наметив
перспективу работы всей группы и при необходимости проведения
индивидуальных занятий.
Диагностика проводится в начале учебного года (методика «Карта
одарённости» Савенкова А., «Речевая карта» Трубникова Н.М.) и в конце в виде
мониторинга освоения программы обучающимися (тест Гилфорда, на изучение
творческого мышления). Таким образом, можно определить эффективность
учебно-воспитательной деятельности, что является основой для дальнейшего
педагогического планирования, определения новых целей развития творческого
коллектива.
Применение психолого-педагогической диагностики позволяет выявить
затруднения в обучении детей, занимающихся в театральной студии, и
способствует более качественной организации и компетентному управлению
образовательным процессом.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности по
данной дополнительной общеобразовательной программе является формирование
навыков эмоциональной выразительности речи, устранение недостатков
звукопроизношения, индивидуальных зажимов и комплексов, развитие личности
и творческой активности ребёнка, участие в концертных мероприятиях
различного уровня.
Характеристика оценочных материалов
Показатели
Приобретенные
знания в предметной
области
Наличие умений и
навыков для
осуществления
творческой
деятельности в
области…
Показатели критерия
Виды контроля /
промежуточной
аттестации
Предметные результаты
Наличие у учащихся
Входной контроль
знаний, соответствующих Итоговый контроль
программе. Реализация
знаний в практической
деятельности,
самостоятельной работе.
Степень реализации
Входной контроль
знаний на практике.
Итоговый контроль
Качество продуктивной
деятельности.
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Беседа. Наблюдение.
Опрос Тест
Самостоятельная работа
Наблюдение за
реализацией творческих
заданий. Количественный и
качественный анализ
подготовленных
творческих работ. Анализ
участия в конкурсах,
концертах. Презентация
творческих работ.
Портфолио достижений
учащихся
Сформированность
личностных качеств
Наличие интереса к
данному виду
деятельности
Познавательные УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные УУД
Личностные результаты
Степень участия в жизни
Промежуточный
объединения. Социальный контроль
статус учащегося в
детском коллективе.
Мотивация и
практическая
деятельность
Посещаемость занятий,
Промежуточный
активность,
контроль
инициативность,
самостоятельность.
Желание продолжить
обучение в данном виде
деятельности
Метапредметные результаты
Умение подбирать и
Промежуточный
анализировать
контроль
специальную литературу
Умение пользоваться
Промежуточный
компьютерными
контроль
источниками информации
Умение вести полемику,
Промежуточный
участвовать в дискуссии
контроль
Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств
Промежуточный
Умение организовать
контроль
своё рабочее (учебное)
место. Способность
самостоятельно готовить
своё рабочее место к
деятельности и убирать
его за собой
Промежуточный
Умение аккуратно
контроль
выполнять работу.
Аккуратность и
ответственность
Промежуточный
Навыки соблюдения в
контроль
процессе
Деятельности правил
безопасности
Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
программным
Технология коллективно
творческой деятельности.
Метод воспитывающих
ситуаций/ролевая игра,
этическая беседа,
ассоциация, импровизация
и т.п./ Социометрия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Наблюдение. Беседа.
Опрос. Тесты.
Коллективная рефлексия
Педагогическое
наблюдение, беседа
Творческая
самостоятельная работа
(педагогическое
наблюдение)
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ продуктов
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Анализ продуктов
деятельности
требованиям
3.Список литературы
Литература, использованная при составлении программы
1. Акулова О.Н., Театрализованные игры //Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4. –
С. 24–32.
3. Ануфриев А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей// М.: Ось 89, 2011.
– 115 с.
4. Батаршев А.В., Психология индивидуальных различий: от темперамента – к
характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. –
187с.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Дополнительное образование в современной
школе / -. М.: Сентябрь, 2014. – 192 с.
5. Васильев Ю. А., Уроки сценической речи: музыкально- ритмический тренинг./
Ю.А. Васильев Д.А., Лагачев – СПб., изд-во Санкт-Петербургской академии
театрального искусства. 2012.-184с.
6. Васильев Ю. А., Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб., изд-во
Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.-197с.
7. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском развитии. – М.:
Просвещение, 1991. – 90 с.
8. Выготский Л. С., Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2013. – 509 с.
9. Выготский Л. С., Психология искусства. – М.: Современное слово, 2011. – 480
с.
10. Голубовский Б. Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М., 2011.
11. Грецов А. Г., Тренинг уверенного поведения / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер,
2008.-192с.
12. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.:
ЛГИТМИК, 1986. – 154 с.
13. Ефимова Н. С., Психология общения. Практикум по психологии: учеб.пособие
/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 192с.
14. Захава Б. Е., Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. – 334 с.
15. Киселева О.И., Развитие творческих способностей детей средствами
театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т.: 2003.
16. Корсакова Е. А., Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 1953. – 68
с.11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.:Искусство, 1962. – 566 с.
17. Кравченко А.И., Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.:
Проспект, 2009.-432с.
18. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. – 397 с. \
19. Кристи Г. В., Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. –
135 с. 27
20. Кульневич С. В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. - Ростов-на-Дону, 2005.
21. Лапина О. А., Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного
синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г.
22. Левина Р. Е., О планирующей речи ребёнка / Р. Е. Левина, Л. С. Выготский //
Спец. школа. – 1986. - №5.
23. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология
эмоций / В. К. Вилюнас. – СПб., 2004.
24. Менхин Ю. В., Оздоровительная гимнастика: теория и методика./ Ю. В.
Менхин, А.В. Менхин Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
25. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 1979. –
118 с.
26. Немирович-Данченко В. И., О творчестве актера. – М., 1984.
27. Никитин С. В., Роль театральной педагогики в становлении и развитие
личности учащегося [Текст] / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов // Педагогика:
традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь
2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 20-22.
28. Пособие для культурно - просветительских и театральных училищ «Основы
сценического движения». – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.
29. Семенов В. Е., Искусство как межличностная коммуникация. СПб.,1995.- 199
с.
30. Силантьева И. И., Эзотерическая философия и биомеханика В.Э.
Мейерхольда// В сб. Психология художественного творчества. Минск, 1999.320с.
31. Ситкина И. Г., Исследование влияния театральной деятельности на развитие
личности ребенка: Исследовательская работа./ И.Г. Ситкина, Н.В. Румянцева– Я.,
2015.
32. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв. Редакторы
H.A. Зверева Д.Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2018. - 224 с.
33. Соловьева Н. Н., Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского
литературного языка. – М., 2018.-85с.
34. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред.
В.Н. Галендеев - СПб., СПбГАТИ, 2015. -135 с.
35. Ушакова Т. Н., Речь ребёнка. Её проблемы и решения. – М.: Изд-во «Институт
психологии РАН». 2008. – 352с.
36. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. -М.: Айрис-пресс, 2018. — 224 с.
37. Фридман Л. М,. Психология в современной школе. Для руководителей и
работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. 28
38. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. – М.: Владос,
2014.
39. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи. –
АСТ, 2009. 46. Шихматов, JI. M., Сценические этюды М.: Я вхожу в мир
искусства,/ JI. M. Шихматов, В.К. Львова 2006. - 240с.
Литература для учащихся:
1. Вагапова Д.Х., Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2016.-2.
2. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
3. Грецов А. Г., Узнай себя. Психологические тесты для детей и подростков /23. 3.
4. Куликовская Т. А., Чистоговорки и скороговорки: практикум по улучшению
дикции. – М., 2007.-134с.
5. Елькина М.Я., Ялымова Э.О., Путешествие в мир театра. М.,2002. – 224с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица результатов итоговой диагностики
образовательного уровня учащихся
Название объединения
_________________________________________________
Ф. И. О. педагога
_________________________________________________
Дата проведения диагностики _______________________
№ Фамилии, имя Качество Особенности Творческая Эмоционально
п/п обучающегося знаний, мотивации к активность художественная
умений, занятиям
настроенность
навыков
1
2
3
4
…
Достижения
3 балла – высокий уровень
2 балл – средний уровень
1 баллов - низкий уровень
ГРАФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
По вертикали отмечается уровень знаний, умений и навыков воспитанников,
оцениваемый по десятибалльной шкале, по направлениям:
актерское мастерство;
сценическая речь;
сценическое движение;
а также отмечается регулярность посещения занятий.
Для удобства каждый показатель на графике выделяется другим цветом.
По горизонтали отмечается отрезок времени (месяц), начиная с сентября и
заканчивая последним учебным месяцем.
Шкала оценок:
1-3 балла – низкий уровень;
4-7 баллов – средний уровень;
8-10 баллов – высокий уровень.