Департамент образования Администрации города Екатеринбург
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Дата: 2025.06.18 15:34:01
"КОНТАКТ"
+05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Мир шахмат +»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 16 недель
Автор-составитель
Бородин Андрей Борисович,
педагог дополнительного образования ВКК
г. Екатеринбург
I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.
Некоторые очень ценные качества ума,
необходимые в человеческой жизни, требуются в
этой игре и укрепляются настолько, что становятся
привычкой, которая полезна во многих случаях
жизни…»
Бенджамин Франклин
Программа «Мир шахмат» относится к физкультурно-спортивной
направленности и разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 1
марта 2023).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
1
Актуальность, педагогическая целесообразность
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Они
развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются идеальным
материалом для развития творческого мышления, тренируют его память,
формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие как: воля,
решительность, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность,
дисциплинированность мысли, трудолюбие, усидчивость, способность к риску.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. В
этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности
шахмат.
Программа имеет «стартовый» уровень, т.к. учащиеся получают
первичное представление о шахматах и знакомятся с правилами игры.
Занятия шахматами активно влияют на формирование характера, личности
человека. Они учат логике, ответственности, концентрации внимания, воле к
победе, развивают память, наглядно-образное мышление, способствуют как
развитию логического мышления, так и воспитанию усидчивости, вдумчивости,
целеустремленности - вот далеко не полный перечень всех необходимых в
повседневной жизни качеств современного человека.
Программа носит последовательный и усложняющий характер. Каждая
тема условно делится на теоретическую и практическую часть и имеет базовую
и вариативную части. Материал излагается в доступной, простой форме.
Программа знакомит детей с шахматной игрой, нацелена на вызывание
интереса и потребности в занятиях шахматами. Сведения о шахматах
предлагаются культурологического, общеразвивающего плана, поэтому не
утомляют детей, а пробуждают интерес к искусству шахматной игры. Для
объяснения может применяться игровой метод (например, для самых младших
первое знакомство с шахматами происходит в виде сказки). В процессе
освоения программы, учащиеся получают общие сведения о шахматной игре,
узнают название фигур, правила ходов, названия направлений и участков на
шахматной доске, понятия шаха, мата, правила игры, названия периодов
шахматной партии, участвуют в соревнованиях внутри объединения,
встречаются с шахматистами из других образовательных учреждений города
соответствующего возраста и подготовки.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мир шахмат+» предназначена для обучения
детей в возрасте от 7 до 10 лет. Набор группы проводится без предварительного
отбора.
Срок реализации программы: 16 недель
Количество обучающихся в группе 12-14 человек.
Объем освоения программы: 64 часа
Периодичность и продолжительность занятий: два раза в неделю по 2 часа,
с обязательным перерывом 10 минут.
1 час равен 45 минутам.
Индивидуальный подход обеспечивает учёт возрастных психофизических
особенностей.
2
Учет возрастных особенностей
В обучении младших школьников применяется игровой метод. Для
лучшего запоминания дети рисуют шахматные фигуры, подписывают их
названия, изображают шахматную доску, закрашивают шахматные поля, где
фигуры находятся в начале партии, показывают стрелками ходы. Практикуются
тренировочные игры по типу этюдов (с ограниченным количеством фигур).
Главной отличительной особенностью данной программы является
отказ от принципа спиралевидного усвоения материала в зависимости от
уровня подготовленности учащихся, то есть, сразу блоком дается новый
материал на принципах, где нет ограничений для повышения уровня
мастерства. Многие принципы излагаются практически в одном виде, как для
новичков, так и для квалифицированных шахматистов. Особенностью является
отдача приоритета серьезной теоретической подготовке, умению анализировать
в пропорции между частой соревновательной практикой и теоретической
подготовкой.
Основные принципы дополнительной общеобразовательной программы
- принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного
процесса: технической, тактической, психологической, теоретической
подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий,
педагогического и медицинского контроля.
- принцип преемственности определяет последовательность изложении
программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить
в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и
методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
рост показателей технико-тактической подготовленности.
- принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую,
отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой,
наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для
того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
3
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется
в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
учащимися (домашние задания для каждого года обучения, специально
подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Формы занятий: комбинированное занятие, которое включает в себя
организационную теоретическую и практическую части, турниры,
самостоятельная работа, дидактические игры.
Ожидаемые результаты
1. Рост
личностного,
интеллектуального
и
социального развития
обучающихся,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности, толерантности, самостоятельности.
2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре.
3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Формы и методы контроля: педагогическое наблюдение, анализ
продуктов деятельности, тестирование. Применяемые методы педагогического
контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу
программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность
отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для
каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных
опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной
обстановке.
Организационные формы обучения
Индивидуальные, групповые, парные.
4
1.2.
Цель и задачи программы
Цель данной программы
Формирование умений и навыков шахматной игры, развитие познавательных
процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся 7-10 лет
Задачи программы:
Образовательные:
знакомить с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными
терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур
перед игрой), названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и её правила;
учить разыгрывать шахматную партию от начала и до конца без
нарушений правил игры;
формировать навыки групповой работы.
Развивающие:
развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные,
интеллектуальные, социальные);
развивать универсальные способы мыслительной деятельности
(абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции).
Воспитательные
формировать мотивацию к учению и познанию;
воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение
ко времени.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Вводное занятие
Волшебный мир шахмат
Шахматная доска
Шахматная нотация
Шахматные фигуры
Начальное положение
5
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование темы
Теория
№
п/п
Всего
Учебный (тематический) план
Количество
часов
2
2
4
4
4
2
0,5
0,5
1
1
1
0,5
1,5
1,5
3
3
3
1,5
Формы контроля
Беседа
Опрос
Самоконтроль
Самоконтроль
Тест
Самоконтроль
Пешка
Ладья
Ладья против ладьи, ладья против
пешек
Слон
Слон против слона, против ладьи и
против пешек
Ферзь
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и
пешек
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
2
4
0,5
1
1,5
3
Тест
Самоконтроль
2
4
0,5
1
1,5
3
Тест
Педагогическое
наблюдение
14.
Конь
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение
15.
16.
17.
18.
Конь против фигур и пешек
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно
Король
Король против фигур и пешек
4
4
2
4
1
1
0,5
1
3
3
1,5
3
19.
Нападение на короля - шах
4
1
3
20.
Вскрытый шах и двойной шах
4
1
3
Тест
Самоконтроль
Тест
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа
21.
Мат как цель игры в шахматы
Итого:
4
64
1
16
3
48
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Самоконтроль
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Организация занятий и основные
требования. Занимательные шахматы, примеры, связанные с геометрией
и математикой. Вводный инструктаж по правилам поведения в кабинете,
техники безопасности, охране труда.
2. Волшебный мир шахмат
Теория: Истории о возникновении шахмат. Легенда о радже. Ходы
пешкой, превращение пешки в ферзя
Практика:
Разыгрывание шахматных партий, только пешки на доске.
Превращение пешки в ферзя.
3. Шахматная доска
Теория: шахматные фигуры. Расположение фигуры на доске. Как
запомнить начальную расстановку фигур.
6
Практика:
Расстановка фигур на доске.
В рабочих тетрадях обозначить на диаграмме центр.
Обозначить границы ферзевого и королевского фланга.
Начертить на диаграмме 1-ю, 3-ю, 5-ю,7-ю горизонтали
4. Шахматная нотация
Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске.
«Адрес» поля, как места пересечения вертикали и горизонтали.
Диаграмма. Центр и угловые поля.
Практика:
Чтение шахматных полей и расстановка фигур и пешек по
диаграммам.
5. Шахматные фигуры. Две армии - белая и чёрная. Фигуры и пешки
Теория: Ладья, слон, конь, пешка, ферзь. Связь между горизонталями,
вертикалями и начальная расстановка фигур. Две армии - белая и чёрная.
Фигуры и пешки.
Практика:
Расстановка фигур на шахматной доске.
Задание правильно расставить фигуры на диаграммах.
Найти фигуры, которые стоят неправильно.
6.Начальное положение
Теория: В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на
доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король - чужой
цвет».
Практика:
В рабочей тетради обозначьте на диаграмме центр, обозначьте
границы ферзевого и королевского фланга, обведите фигуры,
которые нужно поменять местами, укажите стрелочками
правильное положение для фигур, расставленных не на своё место.
7. Пешка
Теория: Пешка-душа партии. Сколько пешек на доске и как они
называются. Как ходит и бьёт пешка. Правило взятия на проходе.
Правило превращение пешки. Проходные пешки. Блокированные пешки.
Сдвоенные, связанные и изолированные пешки
Практика:
Дидактическая игра «Съешь клубничку», упражнения по данной
теме.
Дидактическая игра «Кто раньше»? Упражнения по данной теме
8. Ладья.
Теория: Ход ладьёй. Взятие.
Практика:
7
Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
9. Ладья против ладьи, ладья против пешек
Теория: сила ладьи в борьбе против пассивной ладьи и против проходных
пешек
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрную ладью»,
«Задержи проходные».
10. Слон
Теория: Ход слоном
Практика:
Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
11. Слон против слона, против ладьи и против пешек.
Теория: противостояние слон против слона, борьба против ладьи, борьба
против пешек
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрного
слона», «Задержи проходные».
12. Ферзь
Теория: Ход ферзём. Взятие.
Практика:
Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»,
«Лабиринт», «Побей кусачие фигуры». Упражнения по данной
теме.
13. Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек.
Теория: тактические приемы игры ферзя против ферзя, ладьи, слона,
пешек.
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Задержи
проходные». Нападение. Двойной удар.
14. Конь
Теория: Ход конём. Взятие.
Практика:
Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
15. Конь против фигур и пешек
Теория: игра коня против коня борьба с пешками
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрного
коня», «Задержи проходные». Двойной удар. Нападение и защита.
8
16. Ценность фигур. Выгодно - Невыгодно
Теория: Пешка - «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят»
(или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Понятие о выгодном и невыгодном
размене.
Практика:
Дидактические задания: «Сколько стоит?», «Больше, меньше или
равно?» «Что выгоднее побить?».
17. Король
Теория: Ход королём. Взятие.
Практика:
Дидактические игры: «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы»
«Лабиринт», «Побей кусачие пешки». Упражнения по данной теме.
18.Король против фигур и пешек.
Теория: Активность короля в эндшпиле, игра королём против фигур и
пешек.
Практика:
Дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Поймай чёрную
фигуру», «Задержи проходные». Двойной удар королём. Нападение
и защита.
19. Нападение на короля - шах
Теория: шахматная нотация - повторение и обобщение. Что такое шах.
Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха.
Практика.
Дидактические задания: «Объяви все возможные шахи», «Укажи
все защиты от шаха»
20. Вскрытый шах и двойной шах
Теория: вскрытый (открытый шах). Двойной шах
Практика:
Дидактические задания: «Объяви вскрытый шах»,
двойной шах»
«Объяви
21. Мат как цель игры в шахматы
Теория: Что такое мат. Как матует пешка, ладья, слон, конь и ферзь.
Практика:
Дидактические задания: «Шах или мат»? «Мат в один ход».
9
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются результатами по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение ребенком знаний (об
истории возникновения шахмат в мире, истории возникновения шахмат в
России, правилах совершения хода в шахматной партии и ведения шахматной
партии,
правилах шахматного этикета),
развитие
познавательных
способностей, получение навыков эффективного взаимодействия в группе.
Для достижения данного уровня результатов особое место имеет
взаимодействие учащегося с педагогом как значимым для него носителем
положительного, спортивного знания и шахматного опыта.
Второй уровень результатов – приобретение умения логически
осмысливать каждый ход в партии, приобретение навыков делать выводы,
основываясь на ходах соперника, получение учащимся опыта выступления на
шахматных соревнованиях, опыта побед и поражений, опыта командной игры
в турнире, получение учащимся опыта оценки результатов партии и поиска
способов усовершенствования своей игры.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащихся между собой в группе, то есть в дружественной,
спортивной среде. Именно в такой среде ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их
ценить (или отвергает). Только, делая собственные выводы по своей игре,
ребенок может заметить свои ошибки в ведении партии, а педагог старается
направлять ребенка на совершение правильных выводов и правильной оценки
своей игры.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по
правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает
определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Личностные результаты:
мотивация к учению и познанию, к творческому труду, работе на
результат;
целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко
времени.
Метапредметные результаты
ключевые компетенции (коммуникативные, интеллектуальные,
социальные);
интеллектуальные процессы, творческое мышление;
универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,
умения).
Предметные результаты:
После окончания обучения учащиеся
10
будут знать:
элементарные понятия шахматной игры (с шахматными терминами:
белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми,
чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой),
названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка;
термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и её правила;
названия фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король.
правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи
партии.
будут уметь:
правильно помещать шахматную доску между партнерами и правильно
расставлять фигуры перед игрой;
вести запись партии;
разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений
правил шахмат, рокировать, объявлять шах, ставить мат.
2.Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2023-24 учебный год
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
16
2.
Количество часов в неделю
4
3.
Количество часов
64
Материально-техническое обеспечение
1. Комплекты шахмат и шахматных досок – 12 шт.
2. Столы и стулья
3. Магнитные шахматы, демонстрационная доска – 1 шт.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Презентация «Шахматные фигуры» - знакомство шахматными
фигурами: король, ферзь, ладья, слон.
2. Презентация «Шахматная фигура «Пешка» - знакомство фигурой
«пешка»: как ходит пешка, как бьет пешка, превращение пешки.
3. Презентация «Шахматная фигура «Король» - знакомство с шахматной
фигурой «Король». Начальное положение. Как ходит и бьет король.
Ценность короля.
11
4. Презентация «Детский мат» - понятие «детский мат». Разбор
шахматной ситуации.
5. Презентация «Шах» - шах: угроза королю, какой бывает шах.
6. Презентация «Мат» - понятие «мат». Угроза королю. Разбор шахматной
ситуации.
7. Презентация «Правила игры» - знакомство обучающихся с правилами
игры, создание положительной мотивацию к занятиям шахматами.
8. Презентация «Рокировка» - игровая практика, для чего делается
рокировка, пять правил рокировки.
9. Презентация «Пат» - понятие «пат», разбор шахматной ситуации.
10. Презентация «Как начать шахматную партию» - правила начала
партии, дебют.
11. Презентация «Знакомство с шахматной доской».
12. Презентация «Термины и понятия»
Интернет ресурсы:
Шахматный портал, http://webchess.ru/
Профессионально о шахматах, http://www.chesspro.ru/
«Развивашка», Шахматы детям, http://wunderkind-blog.ru
Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
http://suhin.narod.ru/chessland6.htm
Шахматный портал, http://www.whychess.ru
Шахматный портал, www.chessburg.ru
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и опытом игры в шахматы, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Методическое обеспечение
Особенности организации занятий
большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций, учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся
выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода
игры.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты
для проверки полученных знаний.
Для работы над ошибками, более углубленного изучения материала
программы, подготовки к участию в шахматных турнирах и сдаче разрядных
нормативов предусмотрены индивидуальные занятия.
12
Методические материалы
Материально- техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Шахматы
Методическая литература
«Ступени шахматного
мастерства 1ступень
Цифровые образовательные
ресурсы
Магнитные шахматы,
демонстрационная доска
Формы, методы, приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Изучение нового
материала.
Самостоятельное решение
задач.
Объяснительно иллюстративный
метод обучения.
Дидактические игры
Формы учебного
занятия
Учебная игра,
разыгрывание
позиций
Дидактическая
игра
Игры в парах
Шахматный
турнир
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочны материалы
Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные
испытания
проводятся
в
торжественной
соревновательной обстановке.
Для отслеживания результатов предусматриваются формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в
форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый (промежуточный) контроль в формах
- тестирование;
- практические работы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех
проблем,
которые
ещё
предстоит
решить,
в
ходе
осуществления деятельности.
13
Содержательный контроль, оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли учащиеся с этими заданиями самостоятельно.
Характеристика оценочных материалов
Планируемые Критерии оценивания
результаты
Личностные
результаты
Мотивация обучения,
Проявления инициативы
Организованность,
самостоятельность,
Способность
сосредоточиться, упорство
в достижении цели
Планирование
Способность работать по
предложенному педагогом
плану
Метапредметные
результаты
Умение перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
такие шахматные объекты,
как ходы шахматных
фигур, сильная и слабая
позиция, сила шахматных
фигур.
Умение определять
последовательность
событий;
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Входной контроль
Итоговый контроль
Входной контроль
Итоговый контроль
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная
работа
Тестовые задания
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
14
Предметные
результаты
выявлять закономерности
и проводить аналогии
Развитая память,
мышление, воображение,
изобретательность, мелкая
моторика
Знание шахматных
терминов и фигур
Знание правил хода и
взятия каждой из фигур,
основных тактических
приемов
Умение ориентироваться
на шахматной доске, в
шахматной нотации;
Умение находить
несложные тактические
удары и проводить
комбинации
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Субтесты Векселя
Входной контроль
Тематический
контроль
Текущий контроль
Тестовые задания
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тестовые задания
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
3. Список рекомендуемой литературы
1. Барский В. Л. Шахматы. Первый год обучения. Методика проведения
занятий «Правда Севера», 2019
2. Барский В.Л. Шахматная школа. Рабочая тетрадь для младших классов Москва: «Правда Севера», 2020
3. Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения. Учебник для
младших классов – Москва: «Правда Севера», 2020
5. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 1. -Ульяновск:
«Русский шахматный дом», 2019
6. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 2. - Ульяновск:
«Русский шахматный дом», 2021
7. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры – Архангельск: «Russian
CHESS House», 2020
Литература для детей и родителей
Первый год обучения.
1. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Книга первая. Книга вторая.
Учебник шахмат для младших школьников, Москва ООО «ДАЙВ», 2020
2. Касаткина. В.А. Шахматная тетрадь, Москва ООО «ДАЙВ», 2020
15
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист
Ф.И. обучающегося__________________
входная
промежуточная итоговая
диагностика диагностика
диагностика
Личностные результаты
Мотивация обучения,
Проявления инициативы
Организованность,
самостоятельность,
Способность сосредоточиться,
упорство в достижении цели
Планирование
Способность работать по
предложенному педагогом плану
Мотивация обучения,
Проявления инициативы
Метапредметные результаты
Умение перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать такие шахматные
объекты, как ходы шахматных фигур,
сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
Умение определять
последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить
аналогии
Развитая память, мышление,
воображение, изобретательность,
мелкая моторика
Предметные результаты
Знание шахматных терминов и фигур
Знание правил хода и взятия каждой из
фигур, основных тактических приемов
Умение ориентироваться на
шахматной доске, в шахматной
нотации;
Умение находить несложные
тактические удары и проводить
комбинации
16
Проверочный тест - 1
«Что ты знаешь о шахматах» (входная диагностика)
1.Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы
играете белыми фигурами:
а) любого
б) чёрного
в) белого
2.Как правильно называются фигуры:
а) король б) царь в) падишах;
а) дама
б) ферзь в) королева;
а) ладья б) тура
в) башня;
а) офицер б) гонец в) слон;
а) лошадь б) конь в) скакун;
а) пешка б) фишка в) шишка.
3.Количество фигур в шахматах:
а) король – 1,2,3;
б) ферзь - 1,2,3;
в) ладья - 1,2,3;
г) слон - 1,2,3;
д) конь - 1,2,3;
е) пешка – 2,6,8.
4.Линия, идущая по доске слева направо, называется:
а) дорожкой,
б) линейкой,
в) горизонталью.
5.Линия, идущая по доске снизу вверх, называется:
а) прямой,
б) отрезком,
в) вертикалью.
6.Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется:
а) углом,
б) диагональю,
в) зигзагом.
17
Проверочный тест - 2
(Промежуточная диагностика)
1.Какая фигура при записи обозначается буквой Кр:
а) король,
б) конь,
в) пешка.
2.Как защитить короля от шаха:
а) закрыться другой фигурой,
б) отойти королём на безопасное поле,
в) срубить нападающую фигуру,
г) сразу сдаться.
3.Какие есть способы защиты фигуры от нападения:
а) ответное нападение,
б) перекрыть нападение,
в) сдаться без боя,
г) объявить невозможный ход.
4.Что такое вилка:
а) нападение сразу на 2 фигуры,
б) взятие фигуры,
в) окончание партии,
г) ряд клеток сверху вниз.
5.Какой сильнейший шахматист был родом из Америки:
а) Стейниц
б) Морфи
в) Ананд.
Проверочный тест - 2
(Промежуточная диагностика)
1. Как ходит и делает взятие ладья?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
2. Как ходит и делает взятие слон?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
18
3.Как ходит и делает взятие ферзь?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) как хочет.
4.Как ходит и делает взятие конь?
а) по диагонали;
б) по горизонтали и вертикали;
в) буквой «Г»
5. Двойной удар – это:
а) ход на 2 поля;
б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника;
в) вилка.
6. Шахматные слоны бывают:
а) плохие и хорошие;
б) белопольные и чернопольные;
в) злые и добрые.
Проверочный тест - 3
(Итоговая диагностика)
1. Шах-это:
а) нападение на короля;
б) ход фигуры;
в) конец шахматной партии.
2. Способы защиты от шаха:
а) закрыться другой фигурой;
б) срубить нападающую фигуру;
в) сдаться.
3. Мат-это:
а) конец шахматной партии;
б) шах, от которого нет защиты;
в) ход короля.
4. Рокировка – это:
а) двойной удар;
б) ничья;
в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через
клетку и ладья перепрыгивает через него.
19
20