Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
Директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н,В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКООБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ" Дата: 2025.06.19 11:15:20 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Художка»
(стартовый уровень)
Срок реализации - 1 год
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Авторы-составители:
Колясникова Наталья Владимировна, ПДО
г. Екатеринбург
I. Основные характеристики
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Художка»
относится к художественной направленности и разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
программ в образовательных организациях», утвержденных приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность
Современная система образования ориентируется на подготовку
молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы
быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо
обладать
творческими
способностями,
самостоятельностью
и
оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и
анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Развитие
творческих
способностей
является
важнейшей
задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность,
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения –
это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но
и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы
интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в
детстве. А значит, перед педагогом изобразительного искусства встаёт
задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности,
способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в
любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,
производственно-технической, хозяйственной и т.д.
На становление творческой личности ребенка, развитие его
эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во
взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает
влияние
изобразительное
искусство.
Посредством
восприятия
изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах
современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая
изобразительно-выразительными
навыками,
дети приобщаются
к
элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее
передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их
задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и
самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к
наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,
нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным,
искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и
позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не
столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько
от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в
"умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой
деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической
плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому,
что составлено неправильное представление о том, какой должна
быть работа. Таким
образом,
задача
педагога
в
том,
что
бы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и
творческие способности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Художка" (далее "Программа") ориентирована на детей от 8 до 12 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Программа знакомит учащихся с различными видами изобразительного
искусства, направлена на развитие художественных способностей.
Уровень программы «стартовый» и предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Начальное, " поверхностное" изучение художественных техник,
основы изобразительного искусства. Знакомство с материалами и
инструментами.
Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
При планировании и проведении занятий по изобразительному искусству
необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков.
Изобразительные возможности детей тесно связаны с психическими
особенностями личности, присущими определенному возрасту. Знания
возрастных особенностей детей и их проявления в изобразительной
деятельности необходимы для того, чтобы правильно выстроить
образовательный процесс, найти эффективные методы и приемы обучения
детей, способствующие развитию их интереса и творческих способностей.
В 8-10 лет у детей высокая творческая интерпретация действительности,
основанная на личном зрительном опыте, памяти, знаниях. Детям этого
возраста не свойственно срисовывание, рисование с натуры предмета, если
он не представляет для него интерес. Даже при рисовании с натуры дети
рисуют скорее «по поводу» натуры, изображение как правило далеко от
схожести с натурой, основанный на зрительной памяти. При рисовании с
натуры они вольно пририсовывают фон, приукрашивают, гиперболизируют
детали. Особенности младшего школьника, влияющие на его
изобразительную деятельность:
✓ конкретно-образное мышление;
✓ целостное восприятие;
✓ развитое воображение;
✓ высокая эмоциональность;
✓ увлеченность процессом деятельности, без установки на ее результат;
✓ легко переключается с деятельности на деятельность;
✓ быстро устает от однообразной деятельности;
✓ интерес на уровне любопытства;
✓ высокий уровень самостоятельности в работе;
✓ педагог – единственный авторитет.
В рисунке изживается схема, он становится более правдоподобным, хотя
лишен пластического решения и наделен условностью. Рисунок младшего
школьника очень декоративен, т.к. его отличает плоскостная и цветовая
условность.
Основное действие педагога – развитие зрительной памяти, образного
мышления. Вместе с тем педагог должен в процессе работы с детьми:
✓ развивать наблюдательность, пополняя образную память;
✓ развивать эстетическое восприятие и умение давать эстетическую
оценку увиденному;
✓ поощрять проявления самостоятельности;
✓ учить фиксировать лист и точку зрения;
✓ развивать чувство пропорций (соразмерности) в изображении;
✓ учить следовать задуманному сюжету;
✓ развивать умение полно использовать средства выразительности;
✓ воспитывать уважительное отношение к собственной и чужой работе.
Отсутствие у детей данного возраста устойчивого внимания требует от
учителя сочетать в процессе урока различные методы наглядного обучения с
широким применением разнообразных художественных материалов. Ему
необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были
вовлечены в различные виды деятельности.
10-12 лет – это период освоения пластического языка изобразительного
искусства (основ изобразительной грамоты), он является наиболее сложным,
т.к. освоение специфических законов рисования требуют не только развитого
образного мышления, но и наличие врожденных задатков и приобретенных
умений и навыков. Высокий темп интеллектуального развития приводит к
формированию логического мышления, научное познание становится
ведущим, отодвигая чувственное на второй план (период «эмоциональной
глухоты»)
Интерес подростка к результату настолько велик, что он начинает
пренебрегать теоретическими знаниями, упражнениями, процессом
совершенствования навыков и умений, что ведет к конфликту между
притязаниями (желаниями) и возможностями.
Если у младшего школьника интерес к изобразительной деятельности высок,
то у подростков интерес к изо-деятельности начинает падать. Причины:
неудовлетворенность, низкая результативность, объективная оценка
собственных способностей, низкая потребность в художественной
деятельности, широкие и неустойчивые интересы. Поиск приложения своих
сил, проявления своих способностей, возможностей ведет к постоянной
смене интересов, видов занятий.
Характеристика изобразительной деятельности подростков: развитие
аналитических
способностей
приводит
к
оценки
собственных
художественных возможностей, критическому отношению к результату изодеятельности и попытке рисовать похоже за счет четкого копирования
натуры, отсюда и основная черта – сухость, склонность к примитивному
натурализму.
Чтобы изобразительная деятельность была интересной для подростков она
должна:
✓ не исключать коллективные формы работы, т.е. общение;
✓ иметь практически значимый результат;
✓ носить
исследовательский
характер,
постоянно
подпитывая
познавательный интерес;
✓ тесно связано с рукоделием, «рукоремеслом».
Для выхода из подросткового кризиса в изобразительном творчестве педагог
должен:
✓ раскрыть место ИЗО в жизни человека;
✓ дать разнообразие техник, средств изображения и выражения мысли;
✓ вооружить детей законами и методами изображения;
✓ использовать рисование с натуры, что позволит уйти от плагиата.
Данный подход позволит сохранить интерес подростков к художественной
деятельности и их творческий потенциал.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем освоения программы 144 часа в год;
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 час равен
45 минутам.
Содержание
Программы
составляет:
эстетическое
восприятие
действительности и искусства, практическая художественная деятельность.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.
В Программе учитываются особенности образовательного процесса,
присущие учреждению дополнительного образования:
• использование гибких тем и форм занятий;
• особое внимание на настроение аудитории определенного возраста;
• занятия детей по желанию, по интересу.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия,
пленэр, самостоятельная работа, КТД, беседа, игра.
Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая
В основу Программы положены следующие принципы:
• использование эмоционально - интеллектуального опыта, который
складывается у детей в процессе их жизни и деятельности;
• формирование образного мышления;
• последовательность освоения изобразительных умений и навыков «от
простого к сложному»;
• повторение сходных тем, при одновременном усложнении характера
познавательной деятельности детей в направлении повышения их
самостоятельности и все большей активации творчества в процессе познания,
а затем и в процессе образного отражения впечатлений;
• использование сезонных явлений, местного окружения - природного и
социального;
• активное использование межпредметных связей, позволяющих
задействовать все основные процессы восприятия: зрительные, слуховые,
тактильные. Полноценное эстетическое восприятие помогает развитию
способности мыслить, чувствовать, познать специфику художественной
ассоциации и своеобразие языка искусства;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, поскольку
творчество - это всегда выражение индивидуальности. Важно учесть и
темперамент, и характер, и даже настроение ребенка, пришедшего на
занятие;
• оценка результата творческой деятельности: в форме игры, конкурса,
выставки;
• работа с родителями, где доверительные отношения позволяют достичь
больших успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, доводится до сведения
родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получать похвалу не
только от педагога, но и от родителей, что для него очень важно.
В Программе используются следующие художественные техники:
• рисование (в различных видах и жанрах);
• аппликация и коллаж;
• декупаж;
• граттаж;
• монотипия;
• тампование;
• рисование пластилином, бисером;
• кляксография.
Художественная деятельность учащихся
на
занятиях находит
разнообразные формы выражения:
• изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению);
• декоративная и конструктивная работа;
• восприятие явлений действительности и произведений искусства;
• обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках;
• изучение художественного наследия.
Формы подведения итогов:
• выставка
• конкурс
• творческий отчет
• презентация
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся и их
самореализации средствами изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные
• знакомство
детей
с
различными
видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними, закрепление приобретенных навыков и умений;
• обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по
воображению;
• формирование навыков сотрудничества и работы в коллективе.
Развивающие
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного
вкуса,
творческого
воображения, пространственного
мышления,
эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и
любви к искусству;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся,
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
• формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;
• удовлетворение образовательных потребностей человека в духовнонравственном и профессиональном совершенствовании;
• удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
творческом развитии и самосовершенствовании.
Воспитательные
• воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
• формирование представления о себе, образ своих качеств,
способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);
• формирование самооценки, чувства собственной ценности;
• обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1.
Название раздела
Темы занятий
Живопись
Колористика
Количество часов
всего теория практика
52
12
40
4
1
3
1.2. Техника
акварельной 22
живописи
1.3. Техника
живописи 14
гуашью
1.4. Рисование с натуры
8
1.5 Пленэр
4
5
17
3
11
2
1
6
3
2. Композиция
2.1. Основы композиции
2.2. Выразительные
средства композиции
2.3. Композиционные
приёмы
54
20
18
9
3
4
45
17
14
16
2
14
Формы аттестации/
контроля
Тест,
педагогическое
наблюдение
Выставка, просмотр
Конкурс,
анализ
работ,
педагогическое наблюдение
Анализ работы, просмотр
Педагогическое наблюдение.
Анализ работы, просмотр
Викторина
Коллективное обсуждение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
3.
Графика
18
7
11
4.
Коллаж
10
2
8
Нетрадиционные
техники
5.1. Изобразительные
техники
10
2
8
6
1
5
5.2. Декоративноприкладные техники
Итого:
4
1
3
144
32
112
5.
Просмотр, Анализ работ
самоконтроль
Самоконтроль
Выставка
Взаимоконтроль
Просмотр с обсуждением
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
Просмотр, анализ
выставка
работ,
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Живопись
1.1. Колористика
Понятие колористика, её значение и применение в жизни человека.
Ахроматические и хроматические цвета. Основные, составные и смешанные
цвета. 4 группы родственных цветов. Навык работы акварелью, смешение
цветов.
Практическая работа:
• игра на знакомство;
• практическая работа «Цветовой круг».
1.2. Техника акварельной живописи
Понятие живописи. Особенности акварельной живописи. Выразительные
средства акварели. Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
• мастер-класс «Зимний сон» - обобщение и распространение
педагогического опыта, трансляция опыта и непосредственное
обсуждение предлагаемых изобразительных техник и поиск
творческого решения всеми участниками мастер-класса. Применение
техники «по-сырому», способ изображения снега, светимости света;
• упражнение «Заливка» - тренировка в создании ровных акварельных
растяжек одним цветом и с переходом разных оттенков;
• практическая работа «Замок»- рисование с использованием восковой
свечи, акварельные растяжки, родственные цвета;
• практическая работа «Весенние ручьи» - тампование комком бумаги,
создание необычной текстуры;
• практическая работа «Мой питомец» - тампование губкой, создание
текстуры меха животного;
• практическая работа «Закат на море» - техника «по-сырому»;
1.3. Техника живописи гуашью
Направления и жанры живописи. Техника работы гуашью. Выразительные
средства.
Практическая работа:
• практическая работа «Жанры живописи» - использование Модели
обучения «Перевёрнутый класс» (коллективное обсуждение темы по
материалам, которые учащиеся дистанционно готовят к занятию
самостоятельно дома, просмотр слайдов с подборкой примеров картин
известных художников и зарисовка эскиза по каждому жанру
живописи для усвоения полученных знаний);
• упражнение «Оттиск» - создание изображения в технике монотипия —
оттиск на бумаге с бумаги или картона, на который нанесена краска,
усиление получившихся образов, дорисовка. Развитие фантазии;
• мастер-класс «Лесной пейзаж» - обобщение и распространение
педагогического опыта, трансляция опыта и непосредственное
обсуждение предлагаемых изобразительных техник и поиск
творческого решения всеми участниками мастер-класса;
• практическая работа «Открытка для мамы» - использование изученных
ранее техник и методов рисования для создания декоративного
изображения;
• самостоятельная работа «Мой питомец» - рисование по фотографии
или по памяти с применением выразительных средств живописи,
передачи пропорций, способы передачи текстур предметов;
• практическая работа «Открытка с Днем Защитника Отечества» закрепление изученного ранее материала, использование цвета для
создания определённого настроения;
• практическая работа «Мой город Екатеринбург» - рисование с
фотографии, проработка переднего плана, воздушная перспектива,
передача объема и пространства;
• игра «Цвет-предмет» - развитие сообразительности, воображения;
• самостоятельная работа «Лесной пейзаж» - рисование с фотографии с
применением выразительных средств живописи, передача пропорций.
1.4. Рисование с натуры
Построение изображения с натуры. Компоновка изображения на листе.
Передача пропорций. Понятие объём. Ближний и дальний планы.
Навык сравнения предметов — светлее — темнее, ближе — дальше, ярче —
бледнее. Контрастные и нюансные отношения цветов. Рисование с натуры
развивает глазомер.
Практическая работа:
• «Натюрморт 1» - особенности рисования с натуры при помощи
акварели;
• «Натюрморт 2» - особенности рисования с натуры при помощи гуаши.
1.5 Пленэр
Продолжение освоения материалов и техник живописи и графики в условиях
воздушной среды. Формирование навыков передачи объема и формы, четкой
конструкции
предметов
и передачи
их материальности,
фактуры
с выявлением планов, на которых они расположены.
Практическая работа:
• Практическая работа «Городской этюд»
Раздел 2. Композиция
2.1. Основы композиции
Композиционный центр, равновесие, цельность композиции. Изображение
воображаемых предметов. Расположение изображения на листе. Развитие
фантазии, творческого мышления.
Практическая работа:
• самостоятельная работа «Сказочный лес» - изображение воображаемых
предметов на заданную тему, выявление базовых способностей учащихся,
творческое раскрепощение;
• практическая работа «Пряничный домик» - выбор композиционного
центра, расположение в нём главного предмета и далее второстепенных,
соблюдение равновесия и целостности композиции;
• практическая работа «Треугольники» - создание узора из
треугольников, соблюдение основ композиции;
• самостоятельная работа «Кем я хочу стать» - применение полученных
знаний по композиции.
2.2. Выразительные средства композиции
Изучение выразительных средств композиции: форма, цвет, фактура, ритм,
пропорции, пластика.
Практическая работа:
• практическая работа «Царица Осень» - применение полученных
знаний, выразительные средства: цвет, ритм, пластика;
• практическая работа «Снежная Королева» - использование
выразительных средств: форма, цвет, фактура;
• практическая работа «Масленица» - передача настроения и традиций
праздника при помощи выразительных средств композиции;
• практическая работа «Волшебный сон» - применение средств — форма,
цвет, фактура, пропорции.
2.3. Композиционные приёмы
Изучение композиционных приёмов: контраст — нюанс, симметрия —
асимметрия, стилизация, трансформация, группировка.
Практическая работа:
• практическая работа «Жар-птица» - применение полученных знаний,
стилизация изображения;
• практическая
работа
«Новогодняя
маска»
применение
композиционных приёмов: симметрия - асимметрия, контраст - нюанс;
• практическая работа «Животное из геометрических фигур» применение стилизации, трансформации реалистичного наброска;
• самостоятельная работа «Праздничный торт» - изображение
воображаемых предметов, передача вкусовых характеристик при помощи
композиционных приёмов.
Раздел 3. Графика
Понятие графика. Выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно.
Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
• практическая работа «Лиственное дерево. Хвойное дерево» стилизованное графическое изображение деревьев с передачей их
характерных особенностей;
• практическая работа «Круговой орнамент» - применение графических
выразительных средств в симметричной круговой композиции, растительные
мотивы;
• самостоятельная работа «Подводный мир» - применение полученных
знаний и навыков для графического изображения по представлению
морского мира;
• практические работы «Насекомое», «Птицы», «Животное» графическое стилизованное изображение, применение выразительных
средств графики;
• практическая работа «Ночной пейзаж» - работа выполняется простыми
карандашами разной мягкости, выразительные средства — тон, пятно,
применение техники «рисование резинкой»;
• упражнение «Линия» - рисование изображения при помощи одной
линии не отрывая руки от листа бумаги, развивает пространственное
мышление, воображение;
• самостоятельная работа «Прогулка по саду» - изображение
воображаемых предметов, применение полученных знаний и навыков для
создания многообразия растительных мотивов.
Раздел 4. Коллаж
Понятие коллаж. Применение техники коллажа в искусстве. Материалы для
создания коллажа.
Практическая работа:
• практическая работа «Золотая рыбка» - знакомство с техникой
коллажа, передача текстуры предмета, составление изображения из
элементов разных материалов;
• практическая работа «Профессии» - схематичное изображение фигуры
человека, соблюдение пропорций тела человека, моделирование одежды и
аксессуаров для создания образа;
• коллективная работа «Новогодняя» - создание коллажа в группах по
несколько человек, навык работы в коллективе, разделение обязанностей,
достижение общей цели, работа сообща, умение находить компромиссы;
• Практические работы «Натюрморт» и «Букет цветов» - создание
изображения в технике коллажа с натуры или по представлению, передача
объёма, формы, фактуры предметов.
Раздел 5. Нетрадиционные техники
5.1. Изобразительные техники
Понятие нетрадиционные изобразительные техники. Использование в
работе необычных предметов, которые позволяют придать особый эффект
рисунку. Нестандартные варианты создания изображений при помощи
акварели или гуаши.
Практическая работа:
• Практическая работа «Мыльные пузыри» - печатание круглых форм с
помощью акварели и пластикового стакана;
• Практическая работа «Сакура» - выдувание из пятна краски кляксы в
виде дерева;
• Самостоятельная работа «Дивный сад» - создание изображения с
помощью ватных палочек.
5.2 Декоративно-прикладные техники
Нестандартные варианты создания изображения в декоративноприкладных техниках: рисование пластилином, рисование крупами,
рисование бисером. Преимущества и недостатки материалов.
Практическая работа:
• творческая работа «Бабочка» - рисование бисером, развитие мелкой
моторики, развитие фантазии;
• Практическая работа «Закат» - посыпание солью прорисованного фона,
для придания особой фактуры.
1.4. Планируемые результаты
Изучение данной программы дает возможность учащимся достичь
следующих результатов:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
• осознание изобразительного искусства как способа познания и
эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей
и чувств человека;
• художественный вкус и чувство гармонии;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятие изобразительного искусства как части национальной
культуры;
• представления о себе, образ своих качеств, способностей, внешности,
социальной значимости (самосознание), самооценка, чувства
собственной ценности;
• понимание богатства и разнообразия художественных средств для
выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
• основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к
миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
• понимания ценности искусства в сотворении гармонии между
человеком и окружающим миром;
• устойчивый интерес к художественной деятельности;
• способности выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру;
• понимание причин успеха в творческой деятельности;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• способности к самооценке.
Метапредметные результаты
Регулятивные
учащиеся научатся:·
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой
работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы
инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при
создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать
результаты собственной и коллективной художественно-творческой
работы по выбранным критериям
учащиеся получат возможность:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении
художественно-творческих задач;
• осуществлять
самостоятельную
художественно-творческую
деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
самостоятельной художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественнотворческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные УУД
• устойчивый интерес к художественной деятельности;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в творческом
развитии и самосовершенствовании;
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного
вкуса,
творческого
воображения, пространственного
мышления,
эстетического чувства и понимания прекрасного.
Предметные результаты
К концу обучения учащиеся будут знать:
• различные виды изобразительной деятельности, многообразие
художественных материалов и приемы работы с ними;
• жанры живописи;
• названия основных и дополнительных цветов;
• правила поведения и техники безопасности на занятиях;
• как правильно организовать свое рабочее место;
• как располагать лист в зависимости от замысла (вертикально
или
горизонтально);
• технология работы с гуашью и акварелью;
• техники нанесения красок;
• тёплые и холодные цвета;
• цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые
и холодные цвета.
будут уметь:
• рисовать с натуры, по памяти и по воображению;
• выстраивать эффективное взаимодействие со сверстниками и работать
в коллективе;
• полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
• подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
• смешивать цвета;
• пользоваться инструментами: карандашами, красками, кистью,
палитрой, линером;
• моделировать
художественно
выразительные
формы
геометрических и растительных форм.
2. Организационные условия
2.1. Календарный учебный график
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
36
2.
Количество учебных дней
72
3.
Количество часов в неделю
4
4.
Количество часов
144
5.
Недель в I полугодии
17
6.
Недель во II полугодии
21
7.
Начало занятий
11 сентября
8.
Выходные дни
31 декабря – 8 января
9.
Окончание учебного года
31 мая
2.2. Условия реализации программы
• Материально - техническое обеспечение программы
Учебный кабинет
Столы и стулья
Школьная доска
Стенд для оформления выставки работ учащихся
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
Акварельная бумага формата А3
1. Бумага для графических работ формата А4
2. Акварель
3. Гуашь
4. Простые карандаши разной мягкости
5. Резинка
6. Линер чёрного цвета
7. Палитра
8. Баночка для воды
9. Кисти белка
10. Кисти синтетика
11. Восковая свеча белая
12.
13.
14.
15.
Лоскуты ткани
Ножницы
Клей ПВА
Губка
• Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах изобразительного
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
• Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы
Комплект презентации к учебным занятиям и досуговых мероприятиям.
Интернет-ресурсы:
• Трушникова М., Электронная книга "Удовольствие рисования",
интернет ресурс: http://graphic.org.ru
• "Разнообразие искусства – стили и типы живописи", интернет ресурс:
https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stili-i-tipy-zhivopisi.html
• "История
живописи",
интернет
ресурс:
http://историяживописи.рф/аналитическое-искусство/
• Методическое материалы
Особенности организации образовательной деятельности
При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала и закрепляется практическим
освоением темы.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях
изобразительной
деятельностью
используются
следующие методы
обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею –
открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся,
помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно
активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре
возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод
диалогичности.
Педагог
и
учащийся
собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках
необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной
и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность
пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого,
где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам
выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам
изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ
учащихся, занятия - вернисажи. Таким образом, создаются условия для
сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных
задач Программы является задача формирования у учащихся творческого и
познавательного процесса, познание окружающего мира.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения
проведения занятий:
Занятия-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями,
терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Занятия-конкурсы: «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в
игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен
материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать,
строить рисунок, искать ошибки.
Занятия-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из
трех-пяти предложенных вариантов.
Занятие - прогулка/путешествие.
Занятие - панорама.
Занятие – репортаж с выставки.
Занятие – викторина.
Занятие - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры,
ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует.
Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она
стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
Для развития творческих способностей на занятиях ИЗО –
деятельностью широко используются ИКТ - технологии. Это создает на
занятии эмоциональный настрой, помогает разнообразить формы проведения
занятий, расширяет спектр используемого педагогом дидактического
материала и т.д.
Программа предполагает использование различных форм и приемов работы,
что позволяет учащимся активно включаться в творческий процесс.
Методическое обеспечение
№
п/п
1.1.
Название
раздела,
темы
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Раздел 1. Живопись
Колористика Краски, кисти, бумага, палитра, Объяснительноемкости для воды, ветошь, набор иллюстративный
цветовых
карточек,
Формы учебного
занятия
Объяснение,
демонстрация,
практическая
1.2.
1.3.
1.4.
демонстрационно-иллюстративный
материал «Цветовой круг Иттена»
Техника
Краски, кисти, бумага, палитра,
для
воды,
ветошь,
акварельной емкости
демонстрационно-иллюстративный
живописи
материал «Примеры работ акварелью
великих художников»
Техника
Краски, кисти, бумага, палитра,
емкости
для
воды,
ветошь,
живописи
демонстрационно-иллюстративный
гуашью
материал
«Схема
фигуры
животного», «Городские пейзажи
Екатеринбурга», «Лесной пейзаж»,
компьютер, проектор, экран
Рисование с Краски, кисти, бумага, палитра,
емкости для воды, ветошь, объемные
натуры
предметы
для
составления
натюрморта (фрукты, ваза, цветы),
дополнительное освещение (лампа)
1.5
Пленэр
2.1.
Основы
композиции
2.2.
Выразительн
ые средства
композиции
2.3.
Композицио
нные
приёмы
3.1
Выразительн
ые средства
графики
работа
Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа, выставка,
просмотр
ОбъяснительноОбъяснение,
иллюстративный, демонстрация,
репродуктивный, практическая
технология
работа,
«Перевёрнутый
класс», мастер- коллективный
анализ работ
класс
ОбъяснительноДемонстрация,
иллюстративный, показ,
метод
практическая
организации
и тренировка,
осуществления
просмотр
и
учебных
анализ работы
действий
и
операций
Краски, кисти, палитра, емкости для ОбъяснительноОбъяснение,
воды, ветошь, простой карандаш, иллюстративный, демонстрация,
линер, ластик, бумага, мольберт
метод
практическая
организации
и работа,
осуществления
коллективный
учебных
анализ работ
действий
и
операций
Раздел 2. Композиция
Краски, кисти, бумага, палитра, ОбъяснительноПрактическая
емкости для воды, ветошь, наборы иллюстративный, работа, решение
карточек (Треугольники)
метод
поставленной
проблемного
задачи,
изложения
самостоятельная
работа
Краски, кисти, бумага, палитра, ОбъяснительноПрактическая
емкости
для
воды,
ветошь, иллюстративный, работа,
дидактический материал на тему частичносамостоятельная
«Масленица»,
демонстрационно- поисковый
работа,
иллюстративный
материал
коллективное
«Пряничный домик»
обсуждение
Краски, кисти, бумага, палитра, ОбъяснительноПрактическая
емкости
для
воды,
ветошь, иллюстративный, работа,
демонстрационно-иллюстративный
частичносамостоятельная
материал «схема построения скелета поисковый
работа,
птицы»
коллективное
обсуждение
Раздел 3. Графика
Простой карандаш, линер, ластик, ОбъяснительноПрактическая
бумага, мольберт, демонстрационно- иллюстративный, работа,
иллюстративный
материал частичносамостоятельная
4.1
5.1.
5.2
«Графические работы известных поисковый,
работа,
художников»,
демонстрационно- репродуктивный
коллективное
иллюстративный материал «схема
обсуждение,
построения
скелета
птицы,
выполнение
животного»
упражнений
Раздел 4. Коллаж
Основы
Бумага, клей, ножницы, материалы для Метод
Выполнение
вырезки
(журналы,
плакаты),
проблемного
поставленной
коллажа
лоскутный
материал, изложения, метод задачи,
демонстрационно-иллюстративный
«Мозговой
практическая
материал «Примеры работ в технике штурм»,
работа,
«Коллаж»
частичноколлективная
поисковый
работа
Раздел 5. Нетрадиционные техники
Изобразител Краски, кисти, бумага, палитра, ОбъяснительноСамостоятельна
емкости
для
воды,
ветошь,
нити
и
иллюстративный,
я
работа,
ьные
цепочки для рисования
частичнопрактическая
техники
поисковый
работа
Декоративно Картон, пластилин, клей, рисовая ОбъяснительноСамостоятельна
крупа,
бисер,
сухоцветы,
краски
кисти,
иллюстративный,
я
работа,
-прикладные
бумага, палитра, емкости для воды, частичнопрактическая
техники
ветошь
поисковый
работа
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Средством контроля освоения программы является Программа
педагогического мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного
года.
личностные результаты
планируемые
результаты
восприятие
изобразительного
искусства как
способа познания
и эмоционального
отражения
многообразия
окружающего
мира, мыслей и
чувств человека
способность
выражать в
творческих
Характеристика оценочных материалов
критерии
виды контроля /
диагностический
оценивания
промежуточной
инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
выражает
собственное
мнение,
аргументирует
свою позицию
входной контроль педагогическое
итоговый
наблюдение
контроль
беседа
«роль
изобразительного
искусства
для
человека»
может
оценить входной контроль диагностика
оригинальность
итоговый
совместно
образов
контроль
психологом
с
работах своё
отношение к
окружающему
миру
выражения,
глубину
и
проработанности
образов
уровень успеха в
творческой
деятельности
осуществляет
действия, которые
приводят
к
успешному
результату
проявляет
активное участие в
конкурсах,
выставках и др.
периодический
контроль
периодический
контроль
анализ
портфолио
обучающихся
с
начала обучения в
объединении и на
текущей стадии
выражает
собственное
мнение, опираясь
на поставленные
критерии
совершает
действия
по
заданному
алгоритму
(образцу)
периодический
контроль
анализ
продуктов
собственной
творческой
деятельности
периодический
контроль
педагогическое
наблюдение
мастер-класс
«трамвай 8-ка»
коллективное
обсуждение
результатов работы
метапредметные результаты
мотивация в
трансляции
собственных
продуктов
творческой
деятельности
способность к
самооценке
умение следовать
при выполнении
художественнотворческой
работы
инструкциям
учителя и
алгоритмам,
описывающим
стандартные
действия
руководствуется
определёнными
техниками и
приёмами при
создании
художественнотворческой работы
самостоятельно
периодический
планирует
контроль
предстоящую
деятельность,
определяя техники
и
приемы,
применяет
полученные ранее
учреждения
методика «рисунок»
(сборник
диагностических
методик
для
специалистов
системы
дополнительного
образования детей,
ГОУ ДОД ЦДОД
«дворец молодежи»)
анализ
продуктов
творческой
деятельности
педагогическое
наблюдение
знания
анализ и оценка
соотносит
результатов
полученный
собственной и
результат
с
коллективной
поставленными
художественнокритериями,
творческой работы выслушивает
с учётом разных
мнение
других,
критериев
высказывает свои
позиции
уровень знаний по может
цветоведению
самостоятельно
показать,
назвать
и
создать
основные
и
дополнительные
цвета
предметные результаты
самоорганизация
рабочего места
самостоятельно
расставляет
все
необходимые
материалы
и
инструменты
на
своем
рабочем
месте, организует
пространство для
работы
в
соответствии
с
техникой
безопасности
ориентация по
самостоятельно
формату листа
ориентируется
в
(знает, как
расположении
располагать лист в листа,
знает
зависимости от
значение
слов
замысла
«горизонтально» и
(вертикально или «вертикально»
горизонтально)
владение
может применять
технологией
техники
«поработы с гуашью и сырому»,
акварелью,
«заливка»,
техниками
«растяжка цвета»
нанесения красок
периодический
контроль
педагогическое
наблюдение
анализ
продуктов
собственной
и
коллективной
творческой
деятельности
тематический
контроль
опрос,
педагогическое
наблюдение
игра «цветовая
палитра»
систематический
контроль
педагогическое
наблюдение
самоконтроль
взаимоконтроль
систематический
контроль
педагогическое
наблюдение
самоконтроль
взаимоконтроль
текущий
контроль
педагогическое
наблюдение
взаимоконтроль
практические
работы:
«весенние ручьи»;
«пушистый зверек»;
уровень знаний
(тёплые и
холодные цвета,
основные и
составные цвета,
цвета цветового
круга (12 цветов)
использование
инструментов:
карандаш, краски,
кисть, палитра,
линер
выбор краски в
соответствии с
настроением
рисунка,
самостоятельно
смешивать цвета
моделирование
художественно выразительных
геометрических и
растительных
форм
самостоятельно
ориентируется
в
выборе холодной и
теплой цветовой
палитры,
может
объяснить
чем
отличаются
основные
и
составные цвета
знает
название
инструментов,
может применить
их по назначению
тематический
контроль
текущий
контроль
продумывает
итоговый
цветовое решение контроль
заранее,
использует
практический опыт
и
полученные
знания
для
смешивания цвета
передает
геометрические
растительные
формы на листе
итоговый
и контроль
«замок»;
«весенние ручьи»
опрос,
педагогическое
наблюдение
игра «цвет-предмет»
опрос
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
практические
работы:
«ночной пейзаж»;
«прогулка по саду»
совместный анализ
работ
творческой
деятельности
педагогическое
наблюдение
практические
работы:
«треугольники»;
«ёлочка нарядная»
совместный анализ
работ
творческой
деятельности
3. Список литературы
Для педагога
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.
3. Буймистру Т. А., "Колористика", М: "Ниола-Пресс", 2018.
4. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.
5. Гин, Анатолий Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить / Анатолий
Гин, Марк Баркан. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 484 c.
6. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва: Столетие,
1994.
8. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика (комплект из 3
книг). - М.: Просвещение, 1987. - 956 c.
9. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие,
1998.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва:
Просвещение, 1981.
10. Ли Николай "Основы учебного академического рисунка", М: "Эксмо",
2014.
11. Лыкова И.А., "Изобразительная деятельность", М: "Сфера", 2018.
12. Полякова И., Сапожникова Т. «Особенности обучения школьников по
программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд», М.: Просвет, 2017
Для обучающихся
1. Белашов А.М. Как рисовать животных /А.М. Белашов // Юный художник.
– 2018. - №9. – с. 11-13
2. Бриджмен Дж., "Человек как художественный образ. Полный курс
анатомического рисования", М: "Эксмо", 2015.
3. Бутусов В. Рисование природных форм: листья липы и клена / Бутусов //
Юный художник. – 2015. - №7. – с. 39-41
4. Велтистов М. Пластилиновое путешествие / М. Велтистов // Юный
художник – 2018 - №8 – с. 41-43
5. Краснушкин, Е. В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.:
Мозаика-Синтез, 2014. - 686 c.
6. Краюхина Н. Натюрморт по воображению /Н. Краюхина // Юный
художник. – 2018. - №9. – с. 40-44
7. Сокольникова Н.М. "Основы композиции", г. Обнинск, "ТИТУЛ", 2015.
8. Суровая Е. Свободная акварель: три упражнения для развития навыков
владения материалом и креативности / Е. Суровая // Искусство в школе –
2019. - №2 – с. 31-32
9. Стародуб К. И, Евдокимова Н. А., "Рисунок и живопись. От
реалистического изображения к условно-стилизованному», Ростов н/Д:
"Феникс", 2017.
10. Фофанов Р. От эскиза к большой работе / Р. Фофанов // Искусство в
школе – 2019 №1 – с. 36-37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест (начало учебного года)
Вариант №1
Выбери правильный ответ:
1. Подчеркни основные цвета.
Жёлтый, зелёный, синий, красный, чёрный.
2. Подчеркни тёплые цвета.
Жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый.
3. Если смешать красный и жёлтый, какой цвет получится?
Зелёный, оранжевый, коричневый.
4. Если смешать синий и жёлтый, какой цвет получится?
Зелёный, красный, фиолетовый.
5. Как называется орнамент, где изображён квадрат, круг, треугольник и
другие геометрические фигуры?
Растительный, геометрический, зооморфический
Практическая часть
Изобразить зимний пейзаж по памяти и представлению
Вариант №2.
Выбери правильный ответ
1. Выбери составные цвета?
Коричневый, жёлтый, красный, оранжевый, фиолетовый
2. Выбери холодные цвета
Синий, голубой, красный, зелёный
3. Если смешать красный и жёлтый, какой цвет получится?
Зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый
4. Если смешать красный и зелёный, какой цвет получится?
Оранжевый, фиолетовый, коричневый
5.Как называется орнамент, где изображёны цветы, ягоды, листочки?
Растительный, геометрический, зооморфический
Практическая часть
Изобразить осенний пейзаж по памяти и представлению
Тест (конец учебного года)
Вариант №1
Выбери правильный ответ
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
Цветоведение, перспектива, композиция
2. Как называется картина, на которой изображается природа?
Натюрморт, пейзаж, портрет, графика
3. Выберите ахроматические цвета.
Чёрный, зелёный, белый, красный, серый
4. Выберите хроматические цвета
Чёрный, зелёный, белый, красный, коричневый
5. Что такое горизонтальная и бесконечная плоскость, находящаяся на
уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая линия?
Перспектива, линия горизонта, контур, набросок
Практическая часть
Изобразить пейзаж отталкиваясь от словесной характеристики;
Проанализировать стихотворение, передать образ дождя. Применяя законы
цветоведения, тональные особенности цвета, возможности использования
разного по характеру мазки, штрихи, линии, пятна.
Проплясал, проплакал дождь весенний.
Замерла гроза...
(С.А. Есенин)
Вариант №2
1.Перечислите три основные характеристики цвета.
Насыщенность, светлота, интенсивность, цветовой тон.
2. От чего зависит интенсивность цвета?
От светлоты, от цветового тона, от насыщенности.
3.Приглушённые цвета – это цвета с примесью…
Чёрного цвета, белого цвета.
4. Построение картины, обусловленное её содержанием, характером,
назначением – это…
Композиция, перспектива, колорит
5.Какие перспективы вы знаете?
Линейная, воздушная, геометрическая, растительная
Практическая часть.
Изобразить пейзаж отталкиваясь от словесной характеристики;
Проанализировать стихотворение, передать образ ветра. Применяя законы
цветоведения, тональные особенности цвета, возможности использования
разного по характеру мазки, штрихи, линии, пятна.
Ветер злой, холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
(И. Белоусов)
Оценка качества знаний:
отличный уровень:
- знает основы цветоведения, первые правила композиции;
- хорошо владеет техникой выполнения;
- аккуратно выполняет работу.
средний уровень:
- владеет неполными знаниями основ цветоведения, правилами
композиции;
- не соблюдает последовательности в технике исполнения;
- проявляет некоторую небрежность при выполнении работы.
низкий уровень:
- не знаком с основами цветоведения, не соблюдает правила композиции;
- не владеет техникой исполнения;
- отсутствует творческая активность.
Перечень определений для устного опроса
Вопрос
Ответ
2
Изобразительное
искусство
Виды изо
3
Рисунок
4
Графика
5
Жанры графики
6
Линия
Вид художественного творчества, целью которого
является воспроизведение окружающего мира.
Графика (рисунок), живопись, композиция,
архитектура, скульптура, декоративно-прикладное
искусство (ДПИ)
Вид графики. Изображение, выполненное от руки, на
глаз, с помощью графических средств: линии,
штриха, пятна — называется рисунком.
Вид изобразительного искусства, включающий
рисунок и очень широкий и многообразный круг
печатных художественных произведений.
Пейзажи, портреты, натюрморты, рисунки на
бытовую и историческую темы и т.д.
Главное выразительное средство рисунка Ее роль в
1
7
Штрих
8
Блик
9
рефлекс
рисунке сложна и ответственна: она неразрывно
связана с сущностью изображаемого и является
результатом художественного осмысления
действительности.
Это короткий след пера или карандаша, простейший
элемент техники рисования.
Самое яркое место.
10 Тень падающая
Подсветка тени лучами, отраженными от
освещенных плоскостей, находящихся рядом
Тень, которую отбрасывает предмет
11 Тень собственная
На самом предмете
12 Пропорции
Называются размерные соотношения частей формы
между собой, а также между различными формами
Это светотеневая градация
13 Тон
14 Компоновка
15 Перспектива
Конструктивная согласованность всех компонентов
друг с другом и с плоскостью изображения,
реализуемая уравновешенным размещением фигур
на плоскости
Техника изображения пространственных объектов на
какой-либо поверхности в соответствии с теми
Кажущимися сокращениями их размеров,
изменениями очертаний формы
Диагностика "Пять рисунков"
(по методу Н.А. Лепской)
Порядок проведения:
1. Инструкция: "Рисовать можно все, все, что захотите, что любите
рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не
рисовали".
2. Раздается каждому по 5 листочков.
3. На обратной стороне каждого рисунка ребенок коротко пишет о чем его
рисунок.
При обработке результатов задания рисунки каждого ученика
рассматриваются серией и в каждом из них отмечаются следующие
параметры:
оригинальность: самостоятельность учащегося в выборе сюжета рисунка;
движение: рисунок передает динамические состояния персонажей или
объектов изображения;
эмоциональность: в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика
персонажей, эмоциональное состояние природы;
выразительность: " единственность" облика персонажей, интересный
сюжет, композиция;
графичность: сознательное применение выразительных средств
карандашного рисунка (тонировка, штрих, характер линий).
Тест по колористике
1. Что такое цветовой акцент?
1. Цветовой нюанс
2. Подчеркивание, выделение, ударение
3. Видоизменение реального объекта
4. Ритмическая взаимосвязь форм
2. Как достичь цветового равновесия?
1. Сгармонировать цветовые отношения
2. Выделить главный цвет
3. Использовать чистые (спектральные) цвета
4. Соотнести плоскости между собой
3. В чем выражается значение, смысл и функция цвета в композиции?
1. В колористическом единстве
2. В информативности
3. В объединении элементов формы
4. Функцию различения (выделения)
4. В чем выражается выразительность цвета в композиции?
1. В спектральности цвета
2. В обогащении содержания образа цветовыми контрастными и
нюансными отношениями
3. В совокупности многих цветов
4. В символическом цветовом кодировании
5. Каким способом можно изменить собственный цвет?
1.Рассеянным освещением
2.Добавлением ахроматического цвета
3.Декорированием
4.Усилением связи формы и цвета