ДОП Дошколенок 2025-26

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»

Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025

Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:17:46 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Дошколенок»
(социальная адаптация и развитие старших дошкольников)
Стартовый уровень

Срок реализации - 1 год
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Автор-составитель:
Прозорова Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
ВКК

г. Екатеринбург

I. Основные характеристики
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дошколенок» (социальная адаптация и развитие старших дошкольников)
относится к социально-гуманитарной направленности и разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
✓ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
✓ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
№678-р).
✓ Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» ( с изменениями и дополнениями)
✓ Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
✓ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
✓ Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
программ
(включая
разноуровневые
программы), направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 №09-3242.
✓ Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
Свердловской
области,
приказ
Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области №219-д
от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
✓ Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №785-Д от 29.06.2023 «об утверждении
требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
✓ Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»

Актуальность, педагогическая целесообразность и новизна программы.

В настоящее время школа предъявляет высокие требования к уровню
развития будущих первоклассников. Начинать интеллектуально-социальное
развитие личности ребенка необходимо уже в дошкольном возрасте, когда
формируются
познавательные
интересы
ребенка,
развиваются
его
психологические процессы, закладываются основы личностной морали.
В период дошкольного детства активно развиваются познавательные
процессы, которые являются основой формирования умственных способностей.
Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в
познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет
особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.
Ведущей стороной умственного развития старших дошкольников является
логическое мышление, оно подразумевает формирование логических приёмов
мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать
причинно-следственные связи явлений и умений, выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи. Поэтому лучше, чтобы
процесс
развития
познавательных
способностей
осуществлялся
целенаправленно.
Это
определяет
педагогическую
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Социальная адаптация и развитие старших дошкольников» (далее Программа).
Современные требования к дополнительному образованию ориентируют
педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования
новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы
программы, определяющие ее новизну.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная
познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые
используются в реальном обучении, способствуют развитию представлений на
основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости
открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются
важнейшие закономерности.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и
качественные позитивные тенденции в нем. В игре детей привлекает не
заложенная в ней обучающая задача, а возможность выполнить игровые
действия, проявить активность, добиться результата, выиграть. Однако результат
игры зависит от того, насколько успешно ребёнок овладел знаниями, умениями,
навыками, которые диктуются обучающей задачей игры. Это стимулирует детей
уточнять свои знания, совершенствовать свои умения, быть внимательными,
запоминать, анализировать, сравнивать и классифицировать. Таким образом,
обучающая игра в легкой, непринуждённой форме побуждает развивать и
совершенствовать знания, умения и навыки. Такой подход существенно меняет
методы и приемы обучения, и требует корректировки содержания программы
обучения детей: включение в занятия и свободную деятельность дошкольников
игр и игровых приемов.
Для успешного и непринужденного обучения детям необходимы игры
особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы
интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и
инициативы детей. При этом для выполнения и решения поставленных
обучающих задач возникала бы объективная необходимость практического

применения знаний, умений и навыков. Иначе говоря, в таких играх должен
быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, но определенные
игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных в
процессе занятий знаний, умений, навыков и предлагаться ребенку в виде
игровых правил.
Данная Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста. Уровень
программы «стартовый», так как, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресат программы: дошкольники 6-7 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей данного возраста.
Главные линии шести - семи лет: совершенствование наглядно-действенного
мышления на базе развивающегося воображения; улучшение нагляднообразного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало
активного формирования словесно - логического мышления путем
использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных
задач. В деятельности появляется произвольность психических процессов –
способность управлять своим поведением и психическими процессами –
восприятием, памятью, воображением. Изменения в сознании характеризуются
появлением, так называемого внутреннего плана действий – способность
оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.
Речь теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения.
Завершается процесс фонематического развития (ребенок правильно слышит и
произносит звуки). Дальнейшее развитие и усложнение психологофизиологических особенностей детей дошкольного возраста создает
благоприятные для развития рефлексий способности осознавать и отдавать себе
отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения,
переживаниях, чувствах и побуждениях.
У детей 6-7 лет происходит постепенный переход от игровой деятельности
к учебной, но при этом игра сохраняет свою ведущую роль. Ни один из детских
возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного
сотрудничества, как дошкольный, т.к. он связан с необходимостью развития
самых различных сторон личности ребенка. Это сотрудничество со
сверстниками, взрослыми, общение и игры.
Количество обучающихся в группе 12-13 человек.
Объем и срок освоения программы:
Занятия проводятся 2 часа в неделю по 2 академических часа; 1 час - 30
минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Это связано с психологовозрастными особенностями
данного возраста, требованиям санитарноэпидемиологических правил и Уставом ДЮЦ «Контакт».
Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы – 144 часа

Программа составлена с учетом принципов:

1.Принцип соответствия содержания и методики организации занятий
возрастным и функциональным особенностям дошкольников.
2.Принцип комплексности - на каждом занятии уделяется внимание решению
каждой из задач:
• развитие восприятия, ориентировки в пространстве;
• развитие памяти;
• развитие зрительно-моторной координации;
• развитие мышления и речи;
• развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
3. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду
деятельности старшего дошкольника – игровой;
4. Принцип занимательности и наглядности.
5. Принцип положительной оценки любого достижения ребенка;
Отличительная особенность организации образовательного процесса
выражается в том, что формирование новых социальных и личностных качеств
дошкольника происходит на основе накопления социального опыта в различных
видах деятельности и сотрудничестве со значимыми людьми. Дети во время
занятий проходят адаптацию к образовательному процессу привыкая к новым
социальным ролям и взаимодействуя со сверстниками в новой социальной среде.
Программа состоит из следующих разделов:
• «Веселый этикет» - развитие коммуникативных навыков и начальная
социализация.
• «Сказочное путешествие в королевство математики» - развитие
умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта,
развивать мышление, память, внимание, творческое воображение.
• «В гостях у слова» - разностороннее развитие ребенка посредством
различных видов деятельности, выполняющих функции развития;
связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, мелкой
моторики.
• «Зеленые тропинки природы» - коррекция и развитие накопленных в
дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Занятия с дошкольниками предполагают широкое использование
здоровьесберегающих технологий. Хорошо известно, что умственная работа без
регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению
работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними
проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению
тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. В работу
также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики
пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует
психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает
функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Особое место отводится организации досугово - развивающей
деятельности, что позволяет, не только более эффективно решать
педагогические задачи, но и активно привлекать к деятельности объединения
родителей (законных представителей), что само по себе является залогом
успешного освоения программы обучающимися.

Форма
организации деятельности детей на занятиях
индивидуально - групповая. В ходе реализации программы предусмотрены
различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисковоисследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением
творческого элемента в занятия.
Формы занятий
• Сюжетно ролевая игра
• Дидактические игры
• КТД
• Учебные проекты
• Познавательная игровая программа
• Самостоятельная работа
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и
воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных
произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами,
логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание
стихотворений с опорой на картины);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на
определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на
развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);
- интерактивные методы (работа в парах, цепочка, интервью, работа в
малых группах).
Формы контроля
• Тестирование
• Ролевая игра
• Беседа
• Педагогическое наблюдение
• Анализ продуктов деятельности
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: интеллектуальное развитие детей 6-7 лет и
формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной его
адаптации к дальнейшему обучению.
Задачи:
Образовательные
• Формирование элементарных математических представлений.
• Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
• Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
• Обучение способам овладения знаниям, умениям, навыкам и средствам
решения познавательных задач.

• Формирование способности планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат
своих действий и т.д.
• Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
• Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и
говорения), усвоение норм культуры речи.
• Формирование предпосылок универсальных учебных действий
Развивающие
• Развитие познавательных процессов и креативных способностей:
восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (нагляднообразного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой,
речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества,
расширение познавательных интересов.
• Развитие устной речи, коммуникативных умений.
• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
• Развитие совместной поисковой деятельности, экспериментирования.
• Развитие личностных качеств: внимательности, наблюдательности,
старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности,
инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к
самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.
• Развитие логико-математических представлений, представлений о
логических способах познания (сравнение, классификации).
• Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,
смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску
нестандартных решений задач.
Воспитательные
• Воспитание интереса к занятиям.
• Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками
и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• Воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать
свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать
трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с
общепринятыми нормами.

1.3.

Содержание программы
Учебный план

№
п/п

Темы занятий

Вводное занятие
1.
1.1

1.2.

1.3.

1.4.
1.5.

1.6.
1.7.

2.
2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

«Школа этикета»
«Волшебные слова: «спасибо» и
«пожалуйста»»
(коммуникативные навыки и
начальная
социализация,
адаптация)
«Учимся общаться» (нормы и
правила
общения
со
сверстниками и взрослыми)
«Основы этикета» (правила
поведения и культура речи в
общественных местах)
«Мы идем в гости» (речевой
этикет и нормы поведения в
гостях)
«Что такое хорошо и что
такое
плохо»
(нормы
человеческой морали)
«Не будем
ссориться» (ты
хочешь, я – хочу)
«Ценностное отношение к
жизни»
«Сказочное путешествие в
королевство математики»
«Как
люди
научились
считать»
«Веселый счет» (счет реальных
предметов и их изображений)
«От 1 до 10» (нумерация,
название и обозначение чисел в
пределах десятка)
«Учимся
устанавливать
порядок» (сравнение чисел)
«Занимательная геометрия»

Количество часов
в том числе
Всего Теория Практика

Формы
контроля

2

1

1

Беседа

2

1

1

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

4

1

3

Ролевая игра
Тестирование
Ролевая игра

2

1

1

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Тестирование

4

2

2

10

4

6

Педагогическое
наблюдение
Контрольный
тест

22

10

12

Тестирование
Беседа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение

8

3

5

6

2

4

3.

«В гостях у слова»

3.1.

«Устная и письменная речь»

6

2

4

3.2.

«Как звучат слова» (звуки речи)

30

13

17

3.3.

«Клеточки и строчки»

6

1

5

Тестирование
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение

4.

Беседа
Тестирование

4.2.

«Зеленые тропинки природы»
(знакомство с окружающим
миром и развитие речи)
«Времена года» (наблюдение
сезонных изменений в природе)
«В мире животных»

4.3.

«Удивительный мир растений»

4.1.

6

2

4

6

2

4

10

2

8

Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение

5.

«Досугово-развивающие
программы»

5.1.

«Новогоднее приключение в
сказочной
стране»
(музыкально-игровая программа)

5.2.

5.3.

«Сегодня мамин праздник»
(игровая программа)
«Мы говорим вам, до свиданья!»
(праздник,
посвященный
окончанию учебного года)
Всего часов:

2

2

-

-

2

Педагогическое
наблюдение

2

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

2

-

2

144

52

92

Содержание учебного плана
Вводное занятие
Правила поведения на занятиях. Знакомство с
учреждением и его
традициями.
Практические работы:
• Игры на знакомство: «Снежный ком», «Волшебный клубочек», «А у нас
сегодня вот что. А у вас?» - (создание атмосферы сотрудничества и
сотворчества)
Тема 1. «Школа этикета»
1.1. «Волшебные слова: «спасибо» и «пожалуйста» (коммуникативные
навыки и начальная социализация, адаптация).
Понятия: Этикет. Речевой этикет. Этикетная формула: слово (спасибо),
сочетание слов (большое спасибо). Правила речевого этикета.
Практические работы:
• Игра «Спасибо и пожалуйста» - (закрепление знаний о речевом этикете,
формирование практических навыков).
• Разыгрывание этикетных ситуаций – (развитие коммуникативных
способностей, приобретение навыков правильного поведения в различных
жизненных ситуациях).

1.2. «Учимся общаться» (нормы и правила общения со сверстниками и
взрослыми)
Понятия: Сверстник. Взрослый. Нормы общения. Правила знакомства с
помощь, пожарная служба, милиция. Телефонные номера спецслужб.
Практические работы:
• Практикум: «Разговор по телефону» - (закрепление знаний о
телефонном этикете, формирование коммуникативных навыков, развитие
речи).
• КТД: «Будем знакомы!» - (закрепление практических навыков
использования правил этикета при знакомстве, формирование навыков
общения).
• Сюжетно-ролевая игра: «Служба дни и ночи» - (формирование
практических навыков вызова спецслужб, развитие речи, коммуникативных
навыков).
• Разыгрывание этикетных ситуаций: «Знакомство со сверстником»,
«Знакомство с взрослым» - (закрепление знаний об этикете при знакомстве).
1.3. «Основы этикета» - (правила поведения и культура речи в общественных
местах)
Понятия: Этика поведения. Культура. Общественные места: транспорт,
магазин…
Практические работы:

• Работа по картинкам: «Культура поведения в магазине», «Культура
поведения в театре» - (закрепление знаний об этикете в общественных
местах).
• Сюжетно-ролевая игра «В гостях у дедушки Этикета».
• Беседа «Будем делать хорошо и не будем плохо» - (формирование этики
поведения и культуры речи в общественных местах)
1.4. «Мы идем в гости»
Понятия: Гость. Хозяин. Представление об обязанностях хозяина и гостя.
Практические работы:
• Игровой практикум «Мы рады гостям» - (закрепление знаний об
обязанностях хозяина, этикете, развитие речи).
• Сюжетно-ролевая игра «Как славно в гостях» - (закрепление
практических навыков использования правил этикета в гостях).
1.5. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Понятия: Общечеловеческая мораль. Норма поведения. Хорошо только для
меня. Хорошо для всех.
Практические работы:
• Игра «Моё - чужое» - (закрепление практических навыков
использования норм поведения, развитие речи, коммуникативных навыков).
• Игровой тренинг «Хочу» и «Надо» - (формирование произвольного
поведения, навыков эффективного сотрудничества, закрепление знаний и
нормах поведения).
1.6.
«Не будем ссориться»
Понятия: Достоинство личности. Ссора. Конфликт. Почему мы ссоримся.
Практические работы:
• Игра – драматизация «Приключения в сказочном лесу» - (поиск
выхода из конфликта, развитие всех видов мышления, развитие воображения,
речи).
• Игровая программа «Без друзей меня чуть-чуть» - (закрепление
знаний о ценности дружбы, воспитание бережного и теплого отношения к
окружающим людям).
1.7.
«Ценностное отношение к жизни»
Понятия: Жизнь живого существа. Человеческая жизнь. Ценность жизни.
Безопасность собственной жизни и жизни других. Здоровый образ жизни.
Практические работы:
• Разыгрывание ситуаций на правила поведения в возможных
ситуациях, угрожающих жизни – (формирование навыков безопасного
поведения).
• Чтение и обсуждение рассказа Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по
одному очень важному делу».
• Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

• Конкурс рисунков «Правила гигиены» - (развитие творческих
способностей, фантазии и воображения, формирование ответственного
отношения к своему здоровью).

Тема 2. «Сказочное путешествие в королевство математики»»
2.1. «Как люди научились считать»
Из истории математики. Как люди научились записывать цифры. Цифры у
разных народов. Римские и арабские цифры.
Практические работы:
• Сказка про «0»
• Рассказ «Все началось с пятерни»
• Пословицы и крылатые слова про цифры
• Задачи в стихах
• «Думай, считай, отгадывай!» (задачи на сообразительность)
2.2. «Веселый счет» - (счет реальных предметов и их изображений)
Числа вокруг нас. Понятия: «Столько же», «Больше и меньше», «Один –
много», «Выше - ниже», «Между – по - середине», «На – над - под».
Практические работы:
• Подвижные игры: «Раз, два, три, четыре пять…я иду искать!»,
«Третий лишний» и др. – (закрепление полученных знаний, формирование
умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями
партнеров).
• Игра-эстафета «Кто быстрее» - (формирование коммуникативных
навыков, закрепление полученных знаний)
• Загадки «Веселый счет» - (развитие логического мышления,
закрепление полученных знаний)
• Творческая работа «На что похожа цифра»
2.3. «От 1 до 10» - (нумерация, название и обозначение чисел в пределах
десятка)
Понятия: Ряд натуральных чисел. Количественный состав числа. Состав чисел
от 2 до 10. Прямая последовательность и обратная.
Практические работы:
• Игровой практикум «Счет от 1 до 10» - (закрепление количественного
и порядкового счёта в пределах 10)
• Игры: «Найди свое место», «По порядку номеров», «Назови число»,
«Узнай свое число» - (закрепление знаний натурального ряда чисел).
• Закрепление полученных знаний, и отработка практических навыков
путем активизации всех видов мышления.
• Игра «Живые цифры».
• Сказка о стране Цифирии.
• Игра «Отгадывай, считай» (закрепление знаний о составе числа).
• Мудреные задачи и вопросы в сказках, рассказах и стихах.

• Задание по работе с числами на развитие логического мышления и
общей эрудиции.
• Игры на передвижение с целью составления картинки,
упорядочивания по признаку.
• «Урок в лесной школе» - инсценированное стихотворение
• Логические игры, задачи, упражнения
2.4. «Учимся устанавливать порядок» - (сравнение чисел)
Понятия: «Больше – меньше - равно», «Больше на…», «Меньше на…»,
«Сходство», «Различие».
Практические работы:
• Закрепление полученных знаний, путем активизации всех видов
мышления.
• Игры: «Повторяющиеся знаки», «Сколько кубиков не хватает?», «Как
расположены знаки?» - (закрепление знаний по сравнению чисел).
• Задачи-шутки, кроссворды, ребусы, головоломки, числовые цепочки.
• Рассказы о цифрах от 1 до 10
• Графические задачи
• Дидактическая игра «Урок счета»
• Считалки, скороговорки, пословицы, крылатые слова
• Задачи в стихах
2.5. «Занимательная геометрия»
Понятия: «Длина», «Ширина», «Высота». Геометрические фигуры:
Практические работы:
• Дидактические игры: «Удивительный квадрат», «Разные фигуры из
одних и тех же частей», «Разноцветные фигуры», «Треугольное домино»,
«Точки и черточки» - (закрепление знаний о геометрических фигурах).
• Работа в тетрадях на печатной основе и разрезанными фигурами.
• Творческая работа, выполнение аппликации по собственному замыслу
«Веселые человечки» - (развитие фантазии и воображения, развитие мелкой
моторики рук).
• Игры на составление объемных фигур из кубиков.
• Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных
изображений.
• Интеллектуально-творческое задание «Проверим смекалку»

Тема 3. «В гостях у слова»
3.1. «Устная и письменная речь»
Понятия: «Речь». «Устная речь». «Письменная речь». Мир звуков. Всегда ли
человек мог говорить. Значение речи в жизни человека. Структура
предложений. История появления письменности. Алфавит.
Практические работы:

• Составление рассказов по картинкам, словесное рисование к
прочитанным произведениям.
• Дидактические игры: «Ателье»,
«Уточним цвет предметов»,
«Оденем кукол на прогулку», «За покупками в магазин», «Кто определит
точнее», «Определить на глаз», «Цена минуты» - (активизация мышления,
памяти, развития устной речи, развитие чувства времени и глазомера,
развитие познавательного интереса).
• Чтение литературных произведений – (расширение словарного
запаса: знакомство с предметами быта, временами года, ориентация по
времени, знакомство с профессиями).
• Дидактические игры: «Кто внимательный?», «Кто больше?», «Том и
Тим», «Узнайте звук».
3.2. «Как звучат слова»
Понятия: «Звук». «Буква». Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Слог. Слово.
Практические работы:
• Дидактические игры: «Буква заблудилась», «Кто в домике живет»,
«Построим пирамиду», «Собери букет», «Дежурная буква», «Цепочка
слов», «На одну букву», «Соревнование телефонистов», «Подбери рифму»,
«Ставь ударение», «Сказка стала былью» (закрепление понятий «Звук» и
«Буква»).
• Чтение слогов.
• Работа в тетради на печатной основе - (закрепление полученных
знаний, путем активизации всех видов мышления).
3.3. «Клеточки и строчки»
Понятия: «Страница». «Лист». «Левый верхний угол листа». «Нижний
правый угол листа». «Клетка». «Строчка».
Практические работы:
• Дидактическая игра «От линии к букве».
• Упражнения (подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики,
умение ориентироваться в тетради).
• Графический диктант (по Эльконину)

Тема 4. «Зеленые тропинки природы»
4.1. «Времена года»
Понятия: «Времена года». «Живая и неживая природа». Название месяцев
года. Признаки каждого времени года.
Практические работы:
• Экскурсии в лесопарк (осень, весна) – (определение основных
признаков наступления времен года (осень, весна), наблюдение за неживой и
живой природой).
• Дидактические игры: «Наоборот», «Когда это бывает»...

• Конкурс рисунков «Вернисаж» - (развитие творческих способностей,
наблюдательности).
4.2. «В мире животных»
Понятия: «Домашние и дикие животные». Разнообразие птиц.
Практические работы:
• Игра-викторина «В мире животных».
• Работа с картинками «Распознавание птиц».
• КТД «Где - чей домик?» - (формирование навыков работы в
коллективе, закрепление знаний о диких и домашних животных).
• Помощь птицам зимой - (развешивание кормушек и подкормка птиц).
4.3. «Удивительный мир растений»
Понятия: «Растения нашей местности», «Лекарственные растения»,
«Раннецветущие растения».
Практические работы:
• Экскурсия в парк - (распознавание растений в природе).
• Проектно-исследовательская деятельность «Выращивание растений из
семян» - (развитие познавательного интереса к живой природе,
эмоциональной отзывчивости и любознательности).
• Этюд "Я покажу, а ты угадай" – (развитие наблюдательности,
воображения).
• Игра-викторина «Цветущий сад».

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты ориентированы не только на сформированность
отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие
умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих
знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей,
интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение
рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно
выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем
мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Предметные результаты:
К концу обучения учащиеся будут знать:
✓ способы познавательной (мыслительной) деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
✓ об окружающем мире: растительный мир, животный мир, явления
природы, предметы быта и т.д.);
✓ о ценности жизни;
✓ морально – этические нормы;
✓ натуральные числа от 1 до 10;
✓ понятия: «звук», «буква»;
✓ пространственно-временные понятия;
✓ режим дня;

✓ правила этикета.
будут уметь:
✓ устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих;
✓ осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
✓ проверять результат своих действий;
✓ самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие
общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные
его части (часть предметов);
✓ проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию,
аналогию;
✓ устанавливать связи и отношения между целым множеством и
различными его частями (частью);
✓ находить части целого множества и целое по известным частям;
✓ считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах
20).
✓ называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого
числа натурального ряда (в пределах 10);
✓ соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов;
✓ различать величины; длину (ширину, высоту) и способы их
измерения;
✓ понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом
измерения);
✓ уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
сравнивать целый предмет и его часть;
✓ различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб.
Проводить их сравнение;
✓ ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов;
✓ пользоваться знаковыми обозначениями;
✓ уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц);
время по часам с точностью до 1 часа;
✓ знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав
чисел первого пятка из двух меньших;
✓ уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
✓ знать название текущего месяца года и последовательность всех
дней недели, времен года.

Метапредметные результаты
Учащиеся смогут:
✓ анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
✓ идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
✓ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей.
✓ владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
✓ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
✓ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
✓ волевые качества: произвольности, способности ограничивать свои
желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности,
умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми
нормами.
✓ ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
✓ интерес к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии

36
72
4
144
16
20

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
• Учебный кабинет с рабочими местами для каждого учащегося.
• Демонстрационная доска.
• Помещение для проведения подвижных игр, досуговых программ.
• Наглядный и раздаточный материал для организации и проведения
учебных занятий: геометрические фигуры, изображение овощей и
фруктов, предметов быта, изображение сказочных персонажей и т.д.
• Сюжетные и образные игрушки – куклы, мягкие игрушки и т.д.
• Технические средства обучения: музыкальный центр, ксерокс,
ноутбук, мультимедийный проектор.

Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
педагогическим образованием, обладающие знаниями в области дошкольной
педагогики и психологии.
Информационное обеспечение
Интернет ресурсы:
•
Фестиваль педагогических идей, http://festival.1september.ru/
•
Nachalka.School-club.ru - образовательно-развлекательный
детский
сайт http://nachalka.school-club.ru/about/193/
•
Родительское собрание, http://www.rodsobr.narod.ru
•
Развитие, воспитание и дополнительное образование
http://www.crsdod.ru
•
«Дошколенок», http://doshkolnik.ru/7ya.ru, http://www.7ya.ru/
•
Потому.ru. http://www.potomy.ru/
•
Дошкольник, http://doshkolnik.ru/
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации к учебным занятиям:
• «Характерные приметы зимы»
• «Характерные приметы лета»
• «Характерные приметы осени»
• «Характерные приметы весны»
• Дидактическая игра «Приключение пчелки Жу-жу»
• Игра «Узнай сказку»
• Дидактическая игра на развитие памяти «Смешарики»
• «Зеленые тропинки»

Методическое обеспечение
№
п/
п
1.

2.

3.

Название
раздела,
темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический материал
«Школа
Диск ЦОР:
этикета»
- «Я и другие люди.
Вежливость»
- Физкультминутки
Ноутбук
Мультимедийный
проектор
Сюжетные и образные
игрушки:
- Куклы
- Мягкие игрушки
- Мебель для кукол
Демонстрационно –
иллюстрированный
материал с
изображением:
- сказочных персонажей
- овощей и фруктов
- предметов быта
Сказочное
Диск ЦОР:
путешестви - «Приключение пчелки
ев
Жу-жу»
королевств - Смешарики
о
- Физкультминутки
Математик Ноутбук
и
Мультимедийный
проектор
Наглядный раздаточный
материал:
- геометрические
фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник,
ромб)
- цифры на магните
В гостях
Диск ЦОР:
у слова
- «Узнай сказку»
- «Дорожная азбука»
- Физкультминутки
Ноутбук
Мультимедийный
проектор

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Изучение нового
материала
Самостоятельная
работа (выполнение
заданий по условию)
Дидактические игры
Методы:
- наглядные
- практические
- словесные
Технологии:
здоровьесберегающие
- игровые
- ИКТ

Формы
учебного
занятия
Игровой
практикум
Беседа

Изучение нового
материала
Самостоятельная
работа (выполнение
заданий по условию)
Методы:
- наглядные
- практические
- словесные
Технологии:
здоровьесберегающие
- игровые
- ИКТ

Игровой
практикум
Самостоятельн
ая работа

Изучение нового
материала
Самостоятельная
работа (выполнение
заданий по условию)
Дидактические игры
Методы:

Ролевая игра
Тренинг
Игровой
практикум
Самостоятельн
ая работа

Демонстрационный
иллюстрированный
материал:
- алфавит
- кубики с буквами
- карточки с гласными
буквами
4.

Зеленые
тропинки
природы

Диск ЦОР:
Презентации:
- «Характерные приметы
зимы»
- «Характерные приметы
весны»
- «Характерные приметы
лета»
- «Характерные приметы
осени»
- «Зелёные тропинки»
Демонстрационный
иллюстрированный
материал с
изображением:
-домашних животных
- диких животных
- лекарственных
растении
- зимующих птиц
- раннецветущих
растений

- наглядные
- практические
- словесные
Технологии:
здоровьесберегающие
- игровые
- ИКТ
Изучение нового
материала
Самостоятельная
работа (выполнение
заданий по условию)
Дидактические игры
Методы:
- наглядные
- практические
- словесные
Технологии:
здоровьесберегающие
- игровые
- ИКТ

Беседа
Экскурсия
Игравикторина
Самостоятельн
ая работа

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в
форме:
✓ мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по
разделам программы. Для отслеживания результатов создаются
диагностические таблицы.
✓ наблюдения.
✓ личных бесед с детьми и их родителями (законными
представителями)
✓ анализа продуктов деятельности детей.
✓ итогового занятия в виде викторины или досуга - праздника.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка
как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности,
развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность,
умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения отслеживаются путем наблюдения.
Формами контроля уровня освоения программы учащимися являются:
• тестирование;
• анализ продуктов деятельности;
• педагогическое наблюдение;
• психолого - педагогическая диагностика личности учащегося.
Изучаемый параметр

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Формы и методы контроля
/ инструментарий

Нулевой этап
1. Теоретическая подготовка:
Нормы и правила хорошего тона Игра-лото: «Волшебные слова»
Тест: «Считаем, различаем,
Представления и понятия о
сравниваем»
количестве предметов
Опросник: «Мир вокруг меня»
Природоведческие
представления
2. Практические навыки:
Тест «Вхождение в математику»
Умение различать предметы по
«Расскажи что видишь»
форме, сравнивать по величине
(составление рассказа по картинке)
Развитие речи
3. Развитие познавательнотворческого потенциала:
Методика «Забавы в картинках»
Память
Тесты на внимание и память
Внимание
«Четвертый лишний», «Найди 10
Воображение
отличий» и др.
Познавательная потребность

4. Компетентность в
познавательной деятельности
Педагогическое наблюдение
Самостоятельность
Познавательная потребность
Умение сотрудничать:
договариваться, распределять работу,
оценивать свой вклад и общий
результат деятельности
Итоговый этап

•
•
•
•

•
•
•

1. Теоретическая и
практическая подготовка:
Природоведческие
представления
Нормы и правила хорошего тона
Основы математики (в
соответствии с уровнем
подготовки выпускников)
Понятия о звуках, буквах,
навыки письма
2 . Развитие познавательнотворческого потенциала:
Память
Внимание
Воображение
3. Компетентность в
познавательной деятельности
Самостоятельность
Способность выполнять
инструкции, точное следование
образцу и простейшим
алгоритмам

Тест-игра «Дикие и домашние
животные»
Методика «Окружающий мир»
Практикум «Веселый этикет»
Контрольные задания:
№1 «Математические ступени, №2
«Родное слово»

Методика «Придумай рассказ»
Тесты на внимание и память

Педагогическое наблюдение
Самостоятельная работа

3. Список литературы
для педагога:
1. Волина В. Учимся играя. - М.: «Новая школа», 2016
2. Глушкова О.Б. Тесты по математике.- М.: «Аст-пресс», 2017
3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе.- М.: «Айриспресс», 2017
4. Киселев П.А. Как развивать память ребенка.- М.: Аквариум, «Дельта», 2019
5. Кувашева Н.Г. Методика подготовки детей к школе. Психологические
тесты. Волгоград: «Учитель», 2017
6. Климанова Л.Ф. Школа вежливости.- М.: «Просвещение», 2018
7. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет.- Ярославль: «Академия развития»,
2017
8. Максакова А.И. Учите, играя.- М.: «Просвещение», 2017
9. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать, и рассказывать –
Ярославль: «Академия холдинг», 2018
10. Макаров А.Ю. Методика подготовки детей к школе (Психологические
тесты). - Волгоград, «Учитель», 2017

11. Мирясова В.И., Белая А.Е. Пальчиковые игры (для развития речи
дошкольников). М.: «АСТ - Астрель», 2017
12. Нечаев Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей.- Самара:
Корпорация «Федоров», 2018
13. Попова Г.П. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2017
14. Порываева С.Т. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях равно уровневой дифференциации. - М.: «Новая школа», 2017
15. Посашкова Е.В. Ступеньки. Мир чтения. Екатеринбург: «У - Фактория»,
2016
16. Ревик О.Г. Занимательная геометрия. – Краснодар: «Флер», 2015
17. Родионов В.А. Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие (Тренинги
социальных навыков). – Ярославль: «Академия развития», 2017
18. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. - М.: «АСТ - Астрель»,
2017
19. Чекмарева Л.Ф. Учись считать.- М.: «Просвещение», 2018
20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.:
«Просвещение», 2017
21. Шмакова С.А. Её величество – игра. - М.: Учитздат, 2017
для родителей:
1. Антонова Ю.В. Пять минут с ребёнком. Зоопарк. – М.: «Знание», 2022
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: «Знание»,
2018
3. Гризик Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей
5-6 лет. М.: «просвящение», 2020
4. Руссита Т.Ю. "Зато сам! Рассказы для первого чтения. – М.: «АСТ», 2022
5. Ульева Е.Т. Энциклопедия в сказках. Правила дорожного движения. – М.:
«Просвещение», 2020
6. Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров. Развитие детей. – М.: «АСТ», 2018
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большая книга для подготовки к школе. – М.:
«АСТ», 2021
8. Шигарова Ю.А. Азбука животных. Блокнот с играми и заданиями. – М.:
«Знание», 2021

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест словаря для детей 6-7 лет
Инструкция: «Представь себе, что ты встретился с иностранцем –
человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он
попросил тебя объяснить, что означает слово. Как ты ответишь?»
По ответам ребенка можно судить о его словаре – как пассивном (знает
значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные

слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то
проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого
слова с помощью жестов или движений.
Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из
10 слов набора.
Шкала оценок
0 баллов – отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает
значения слова, или неправильно объясняет его содержание, например: «Мех –
его кладут в подушку и спят на нем».
1 балл – понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с
помощью рисования, практических действий или жестов.
1,5 балла – ребенок словесно описывает предмет, например: «Велосипед – на
нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше – два больших и
одно маленькое». Или: «Это – чтобы на нем кататься». «Зонтик – чтобы
прятаться от дождя».
2 балла – ребенок дает определение, которое приближается к научному (т.е. в
нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например:
«Письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте
по почте».
Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2
х 10 = 20 баллов.
Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы
шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для
определения уровней развития данной способности рекомендуется
пользоваться следующей таблицей:
Возрастные группы Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)
низкий
Шестилетки 6,5
Семилетки
11,5

средний
7-12
12-15

высокий
12,5
15,5

Наборы слов
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать,
острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить,
тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать,
щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий,
убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать,
гладить, шершавый.
Источник: Издательский дом «Первое сентября»

.
Методика определения уровня развития
коммуникативной сферы дошкольника
Уровень развития общительности ребенка определяется во время общих
детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень
развития коммуникативной системы.
10 баллов – сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в
игры, общение.
9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и
общении.
8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам
вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но
сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть –
пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не
отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от
общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво
приглашают.
3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.