1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:18:35 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Техническая направленность
«Инженариум»
(конструирование и моделирование)
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Мисиюк Олеся Владимировна
Екатеринбург, 2025
2
1. Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Инженариум»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области,
• приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Направленность программы: техническая
Техническое творчество детей — это вид деятельности, направленный на
развитие технических навыков, инженерного мышления и креативности у
детей. Этот процесс включает в себя экспериментирование, конструирование,
решение инженерных задач, а также создание новых продуктов или
улучшение существующих. Развитие творческой личности в процессе
3
обучения и воспитания является одной из социально значимых задач
современного российского общества. Среди многообразия видов творческой
деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот
вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней
находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего
мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития
воображения. В конструировании проявляются многие психические
процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Актуальность данной программы в том, что она разработана с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и способствует
развитию мелкой моторики рук, пространственного и творческого мышления.
Это первая ступень в подготовке детей в области конструкторской и
изобретательской деятельности. В современных условиях существуют
проблемы недостатка компетентных рабочих технического профиля. Данная
программа направлена на повышение общекультурного уровня обучающихся,
получение знаний в области конструирования и технологий, развитие
действенно-практической сферы личности и нацеливает детей на осознанный
выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженертехнолог, проектировщик, архитектор. Стремление детей достичь
результатов формирует настойчивость в достижение цели. При выполнении
коллективных работ дети получают опыт общения, сотрудничества.
Адресат программы: Программа разработана для обучающихся 7 - 9 лет.
Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих
способностей. С одной стороны, учащиеся начальной школы отличаются от
дошкольников
более
сформированными
процессами
мышления,
воображения, речи. С другой стороны, именно в начальной школе может
сформироваться либо тенденция к шаблонности мышления, склонность
действовать по заданному образцу, четкой инструкции, либо будет
развиваться творческое начало личности, умения решать учебные и
жизненные задачи нестандартно, оригинально, по-новому. Занятия
техническим творчеством помогают выражать эмоции и переживания,
обогащать и реализовывать свой творческий потенциал. Набор детей в
группы проводится без предварительного отбора. Количество учащихся в
группе 12-13 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа (1 час 45 минут)
с перерывом 10 минут.
Объем освоения программы– 108 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год
4
Формы обучения: очная.
Формы проведения занятий: фронтальные, малыми группами,
традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, проектная
деятельность, коллективно творческая работа, конкурсы и другие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, тесты,
опросы, викторины, практические занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования у обучающихся
инженерного мышления, развития интереса и мотивации к инженернотехническому творчеству, конструкторской и изобретательской деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- сформировать знания, умения и навыки в области технического
конструирования и моделирования;
- познакомить с основным понятиям и терминам;
-- научить следовать устным инструкциям, работать со схемами и эскизами
изделий, планировать свою деятельность.
Развивающие:
- развить память, мышление, воображение, изобретательность, мелкую
моторику пальцев;
- развить технические способности детей.
Воспитательные:
- воспитать аккуратность при выполнении работы, экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать помощь товарищам, работать в команде;
- воспитать самостоятельность.
5
1.3.Содержание программы
Учебный (тематический) план программы
В том числе
№
п\п
Название раздела, темы
1.1.
Вводное занятие.
Материалы, инструменты
Техника безопасности
Изготовление
технических объектов в
технике «Оригами»
Оригами «Кот»
1.2.
Оригами «Ворон»
1.3.
Оригами «Такса»
1
1.4.
Оригами «Тетраэдр»
2
2.1.
Макетирование из
бумаги
Кривая складка
2.2.
Уголки
2.3.
Ромбы
2.4.
Треугольники
2.5.
Цилиндр
2.6.
Куб
3
Рельефная композиция
3.1.
Подводный мир
3.2.
Мой город
Всего
часов
Теория
форма контроля
Практика
3
2
1
3
1
2
3
1
2
6
1
5
6
1
5
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
6
1
5
6
1
5
9
1
8
9
1
8
Беседа, входной
мониторинг
Анализ работ
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль,
тестирование
Презентация работ
Наблюдение, опрос
Презентация работ
Викторина
Наблюдение, опрос
Презентация работ
Анализ работ
Творческая работа
Творческая работа
6
4.1.
Объёмное
макетирование
Автомобиль
4.2.
Динозавр
4
4.3.
Жираф
4.4.
Избушка
4.5.
Самолет
5.
Конструирование из
картона
Солнечная система
5.1.
5.2.
Цирк
5.3.
Итоговое занятие
Всего часов
6
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
5
3
1
2
108
22
86
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Анализ работ
Наблюдение, беседа
Взаимоанализ работ
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Взаимоанализ работ
Викторина
Содержание учебного плана
1 год обучения
(при изготовлении поделок предлагается дифференцированное выполнение
заданий в соответствии с уровнем возможностей обучающегося)
Вводное занятие
Теория: Знакомство с содержанием курса. Инструктаж по технике
безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения,
инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы в
объединении и правила поведения на занятиях. Ознакомление с оборудованием в
кабинете, организацией рабочего места, инструментами, приспособлениями.
Практика:
• Выполнение поделок на свободную тему.
7
Тема 1. Изготовление технических объектов в
технике «Оригами»
1.1. Оригами «Кот»
Теория: История оригами. Виды оригами. Материалы для оригами.
Основные приёмы работы.
Практика:
• Просмотр работ в технике оригами.
• Знакомство с базовой формой.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Тест «Виды оригами» (закрепление теоретических знаний об оригами).
1.2. Оригами «Ворон»
Теория: Условные обозначения и базовые формы. Приёмы, особенности
и техника работы. Технология выполнения оригами.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Изготовление работы по образцу.
• Оригами по замыслу «Ворон»
1.3. Оригами «Такса»
Теория: Новые направления в оригами. Правила подбора материалов.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работы по образцу.
• Декорирование работы
• Оригами по замыслу «Такса»
1.4. Оригами «Тетраэдр»
Теория: Способы работы с бумагой. Техника безопасности при
работе с инструментами.
Практическая работа
• Разработка эскиза.
• Изготовление основных деталей.
• Декорирование работы.
• Пальчиковая гимнастика.
• Тест «История оригами» (закрепление теоретических знаний об
истории оригами).
Тема 2. Макетирование из бумаги
2.1. «Кривая складка»
8
Теория: Правила работы с бумагой. Приёмы работы с выпуклой формой.
Техника безопасности при работе с мелкими деталями. Практика:
• Подбор бумаги
• Изготовление работы по образцу
• Игра «Бумажные сюрпризы» (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия).
2.2. «Уголки»
Теория: Свойства и качество бумаги. Способы сгибания бумаги. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика:
• Выбор технического решения.
• Работа с шаблонами.
• Изготовление работы по образцу.
• Организация выставки работ для родителей и обучающихся (создание
ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
2.3. «Ромбы»
Теория: Знакомство с геометрическими формами. Техническое решение
работы. Этапы изготовления.
Практическая работа
• Просмотр готовой работы
• Разработка чертежа.
• Изготовление работы по образцу.
• Декорирование работы.
• Пальчиковая гимнастика.
2.4. «Треугольники»
Теория: Способы работы с бумагой. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Практика:
• Изготовление работы по образцу.
2.5. «Цилиндр»
Теория: Сорта и свойства бумаги. Понятие о форме. Техника безопасности
при работе с мелкими деталями.
Практика:
• Выбор технического решения.
• Работа с шаблонами.
2.6. «Куб»
Теория: Правила работы с бумагой. Приёмы работы с выпуклой формой.
Техника безопасности при работе с мелкими деталями.
Практика:
9
• Подбор бумаги
• Изготовление работы по образцу
Тема 3. Рельефная композиция
3.1. «Подводный мир»
Теория: Условные обозначения. Приёмы, особенности и техника работы.
Правила выбора бумаги.
Практика:
• Просмотр готовых работы.
• Техническое решение.
• Подбор бумаги.
• Пошаговое выполнение работ по образцу.
3.2. «Мой город»
Теория: Основные приёмы складывания. Особенности работы с выпуклой
формой. Техника безопасности при работе с бумагой.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Выбор формы.
• Пошаговое изготовление работы по образцу.
• Декорирование работы
Тема 4. Объёмное макетирование
4.1. Автомобиль
Теория: Понятие макетирования. Правила подбора материалов Виды
формы.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление работы по образцу.
и
4.2. Динозавр
Теория: Особенности изготовления макета из бумаги. Техника безопасности
при работе с клеем.
Практика:
• Подбор бумаги.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление работы по образцу.
4.3. Жираф
10
Теория: Свойства и качество бумаги. Способы сгибания бумаги. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика:
• Изготовление работы по образцу
• Поделка по замыслу «Жираф»
4.4. Избушка
Теория: Особенности изготовления макета из бумаги. Приёмы работы с
выпуклой формой. Техника безопасности при работе с мелкими деталями.
Практика:
• Подбор материалов.
• Разметка и вырезание деталей.
• Изготовление работы по образцу.
4.5. Самолет
Теория: Особенности изготовления макета из различных материалов.
Техника безопасности при работе с клеем.
Практика:
• Подбор материала.
• Виды и формы самолетов.
• Техническое решение работы.
• Изготовление работы по образцу.
Тема 5. Конструирование из картона
5.1. «Солнечная система»
Теория: Как устроена солнечная система. Состав солнечной системы.
Техника безопасности при работе с клеем.
Практика:
• Выбор формы
• Техническое решение работы
• Разметка и вырезание деталей
• Изготовление работы по образцу
5.2. «Цирк»
Теория: Характеристика видов картона. Способы окраски картона. Приёмы и
техника работы с картоном.
Практика:
• Просмотр готовой работы.
• Выбор формы.
• Пошаговое изготовление работы по образцу.
11
• Декорирование работы
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
• развита память, мышление, воображение, изобретательность, мелкая
моторика;
• сформировано пространственное мышление;
• развиты технические способности.
Личностные результаты программы:
• аккуратность при выполнении работы, умеют экономно
использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
• культура общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать помощь товарищам, работать в команде;
• самостоятельность при выполнении работ.
Предметные результаты
По окончании курса обучающиеся
должны знать:
• Историю возникновения бумаги
• Свойства и возможности бумаги, картона
• Понятие о шаблонах
• Материалы, инструменты и приспособления
• Требования безопасности труда
• Технологию изготовления поделок
• Приёмы работы с материалами
• Основы макетирования
• Основные приемы складывания бумаги
• Основы конструирования
• Технологическую терминологию (развёртка, геометрические
фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб,
фальцевание и др.);
должны уметь:
• Организовать рабочее место
• Следовать устным инструкциям, работать со схемами и чертежами
изделий, планировать свою деятельность.
• Соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов
работ
12
• Работать с шаблонами
• Подбирать материалы для создания и оформления изделия
• При работе с бумагой складывать по образцу в определенной
последовательности
• Вырезать части и декоративные элементы, склеивать их, скреплять
на поверхности поделки
• Работать аккуратно, бережно и экономно расходовать материал
• Оценивать качество выполнения готового изделия
2.Организационно-педагогические условия
2.1.Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Столы и стулья – 12 шт.
Стол для учителя – 1 шт.
Настольные лампы – 6 шт.
Ножницы -12 шт.
Материалы и инструменты:
• материалы обеспечивают родители
• бумага, картон разных цветов;
• карандаши, линейки, фломастеры, элементы отделки и т. д.;
• ножницы, циркуль;
• клей карандаш, клей ПВА, кисти.
Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности
творческого объединения социально- педагогического направления.
Методические материалы:
Программа «Инженариум» представляет собой систематический курс
занятий, в которых включены самые разные виды и техники работы с
бумагой
и
картоном.
Дидактические материалы:
научнометодическая литература по изучаемым темам, средства обучения
(методические разработки, инструкционные карты, наглядные образцы,
памятки для обучающихся, раздаточный материал по формированию,
13
закреплению знаний, умений и навыков, иллюстративный материал по
изучаемым темам, мультимедиа презентации)
Наглядные пособия:
•
•
•
•
•
образцы готовых работ, выполненные педагогом и детьми;
планшеты по технике безопасности;
Чертежи-схемы складывания изделий;
Объемные схемы поэтапного складывания изделий;
Иллюстрации детских сказок.
Раздаточный материал:
•
•
•
•
•
•
шаблоны;
эскизы;
чертежи;
схемы;
рисунки;
развивающие игры.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, мини – опросах, собеседованиях, тестированиях, самоанализе
творческих работ обучающихся; анализ и оценка работ педагогом.
Выставки:
• однодневные - проводится в конце каждого задания с целью
обсуждения;
• постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
• тематические - по итогам изучения разделов, тем;
• итоговые – в конце года организуется выставка работ обучающихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего
учебного года. В начале учебного года, педагогом проводится входное
оценивание (выявляет исходный уровень подготовки, проводится в начале
учебного года (сентябрь)). В середине учебного года – промежуточное
оценивание (в декабре). В конце учебного года – промежуточная аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения.
14
Оценочные материалы к программе:
• Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе.
• Оценочный материал для входного мониторинга.
• Оценочный материал для текущего оценивания.
3.Список литературы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Санкт-Петербург
«Кристалл» М.,2016г.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. / Ярославль: Академия
развития, 2019. - 160с., ил.- (Умелые руки).
Бумажное моделирование.М., Аким,2002г.
Вольг Р. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-ПРЕСС,2017.
Волшебная бумага. Носорог. Самоделки. Изд. «Розовый слон»,2019 г
Гибсон Р. Делай и играй. Москва «РОСМЭН»,2018 г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2015 г.
Данилова А. Ю., Делаем открытки и подарки вместе с мамой.
Оригинальные бумажные техники, издательство «Питер», 2016 г.
Джанет Уилсон, Цветы из бумажных лент: Открытки, сувениры,
подарки, издательство: «Контэнт», 2016г.
Докучаева Н.И. Игрушки из бумаги и картона. С-Петербург,
Кристалл,2017г.
Журнал. Оригами- искусство складывания из бумаги. М., №2,2019г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2017. - 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
Зайцева А.А., Цветы из гофрированной бумаги: мастер-классы для
начинающих, издательство «Эксмо», 2016 г.
Каталин Фодор, Бела Мудрак, Цветы из бумаги. В технике твист-арт,
издательство «Контэнт», 2015 г.
15 Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М., 2016 г.
16 Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.:
Издательство АСТ, 2016 г.
17 Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо;
СПБ.: Валери СПД, 2016 г., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
Интернет-ресурсы
1. Master classy. - http://masterclassy.ru/kvilling/
2. Страна мастеров. - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631
3. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
15
4. http://krokotak.com/
5. http://stranamasterov.ru
6. http://oriart.ru
7. www.origami-school.narod.ru
8. http://www.liveinternet.ru
9. http://www.livemaster.ru
10. http://www.rukodel.tv/
11. http://www.maam.ru
12. http://prostodelkino.com