ДОП КВН 2025-2026

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»

Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025

Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ
ЦЕНТР "КОНТАКТ"

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:19:04
+05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности

«Команда КВН»
(формирования социальной активности подростков)

Возраст учащихся: 14-18 лет
Автор-составитель:
Пуртов Александр Павлович
Срок обучения: 4 года

Екатеринбург, 2025

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Команда «КВН»») относится к социально-гуманитарной направленности и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
ства РФ от 29.05.2015 №996-р)

Правитель-

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность. Изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к
смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований
к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться
на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся

субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие
выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь.
Ребенок с творческими способностями активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят, он способен
принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него
свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к
прогрессу, к совершенству. Вот это творческое начало в человеке воспитывает искусство, и в этом его ни чем заменить нельзя. Этим обусловлен запрос
государства на воспитание на свободной, инициативной, творческой личности, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированной на результат.
Сегодня уже ни кому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребёнка, что в игре гораздо легче постигаются
учёные премудрости, что игра не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером этому служит игра КВН. Игра стимулирует к активности и раскрывает творческие
способности, создаёт ситуацию успеха, предоставляет возможность отдохнуть и пообщаться, игра становится важным социально-педагогическим инструментом и работает на будущее в сфере социальной адаптации учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Команда КВН» (далее Программа) разработана для учреждения дополнительного образования, относится к социально-педагогической направленности, развивает творческие способности и лидерские качества учащихся, формирует
их активную жизненную и гражданскую позиции, коммуникативные навыки,
пропагандирует здоровый образ жизни. Кроме того, Программа обеспечивает досуговую культуру школьников, заполняя их свободное время активной
творческой деятельностью, позволяет создать в детском объединении атмосферу поиска и творчества.
Используемые в Программе формы и способы организации образовательной деятельности способствуют выявлению и развитию творческих способностей детей и подростков. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену клуба осознавать и проявлять себя, найти свое место
в системе человеческих отношений и способствуют выявлению творческого
потенциала. Можно говорить о том, что клуб КВН обучает учащихся правилам поведения в обществе: быть коммуникабельным, уметь решать конфликты мирным путем, уметь показать себя с положительной стороны. Характеризуя актуальность темы, хочется подчеркнуть, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Новизна программы состоит в использовании системного подхода при
подготовке к играм КВН, уделяется значительное внимание практике и взаимодействию ребят с различным уровнем практического опыта. Важным моментом программы является коллективный творческий процесс, на основе

которого построен годовой круг традиционных выступлений, занятий, репетиций. Программа направлена на развитие инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы; влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями, умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес.
Содержание Программы позволяет активизировать процесс творческого
самовыражения учащихся, обучить их применению методов сценического
мастерства, привить им сценическую культуру, обучает способам ораторского мастерства при публичных выступлениях команды на играх и фестивалях
Клуба Весёлых и Находчивых. КВН – это игра, аспект игры – соревновательный, а соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится показать лучшее. КВН – это театр одного спектакля, театр в котором всегда премьера.
Программа разработана на основе работ таких теоретиков игры КВН, как
Марфин М.М. и Чивурин А.П. и с учетом требований подготовки к играм
КВН Школьной лиги КВН, разработанных Министерством образования
Свердловской области.
Данная Программа предусматривает вовлечение в творческий процесс
подростков, выявление творчески одарённых детей и привлечение их к работе команды КВН.
Особенность построения образовательной деятельности в процессе реализации Программы является то, что теория и практика интегрированы. Так
разобрав необходимые для первого выступления знания и навыки, команда
сразу начинает применять их на практике. После первого выступления проводится анализ результатов и снова проводится теоретический этап. В процессе подготовки второго выступления учитываются ошибки первого и т.д.
Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса учащихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений.
Программа предусматривает:
✓ Знакомство с методикой написания текстов миниатюр.
✓ Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных
информационных источников.
✓ Обучение навыкам сценического мастерства.
✓ Обучение навыкам работы с микрофоном.
✓ Обучение навыкам импровизации.
✓ Обучение первичным танцевальным навыкам.
✓ Обучение первичным вокальным навыкам.
✓ Организация регулярных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках.
В основе программы лежат принципы, руководствуясь которыми педагог
выполняет поставленные перед ним задачи:
- принцип взаимоуважения (общение со сверстниками и с педагогом –
строится на взаимоуважении);
- принцип личностного подхода (личность каждого является ценностью);

- принцип опоры на интерес (вся работа должна в высшей степени заинтересовать её участников);
- принцип обратной связи (учитываются впечатления участников команды
о проведённом мероприятии, обязательным является анализ творческого дела).
Используемые технологии:
1) объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала;
2) развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности (технология творческого развития
учащихся).
Ключевые понятия:
Театральная игра - предполагает комплексные занятия, при которых возникает потребность решать логические задачи, происходит общение детей
друг с другом, активно работает речевой аппарат и все группы мышц. Малоподвижный образ жизни современных детей часто ведет к многочисленным
мышечным зажимам, как следствие - раннее развитие многих заболеваний.
Предмет «Театральная игра» развивает не только мышление, но и пластичность тела, что положительно сказывается на здоровье ребенка. Потребность
преподавания данного курса обуславливается необходимостью снятия мышечного напряжения, раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования навыка четко и внятно произносить слова и предложения. Предмет
«Театральная игра» является частью комплекса театральных дисциплин. Актерское мастерство - профессиональная творческая деятельность в области
исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определенную роль в театральном представлении, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путем воздействия на зрителя во время спектакля создается особое игровое пространство и сообщество актеров и зрителей.
Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности актера. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству.
Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощенной речи,
свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актера. В первую очередь в предмет «Сценическая
речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логикоинтонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи
также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью требует индивидуального подхода и часто
ведется отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков

проходит на базе литературно-художественного материала «от себя», а не
«от образа» драматургического произведения, то есть, когда перед учащимся
нет задачи перевоплощения.
Сценическое движение - не всякое движение на сцене становится знаком,
выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое
осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение
развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит
жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с
партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской
техники, делающие движение на сцене выразительным. Без этих понятий невозможно было бы реализовать данную программу, и они становятся своеобразным ее скелетом, основой, дающей возможность учащимся успешно заниматься любимой игрой - КВН
Основные формы организации учебных занятий
Групповые: интеллектуальные игры, тренинги, мозговые штурмы, репетиции выступлений, подготовка к игре и ее анализ.
Индивидуальные: консультирование при подготовке к выступлению, работа
над текстом, дикцией, техникой речи с каждым учащимся индивидуально.
Программа циклична, потому что каждый год вливаются новые участники.
Поэтому во второй и последующие годы обучения для новичков материал
повторяется. Для более «опытных», сделан значительный акцент на практические занятия.
Учебно-тематический план Программы состоит их теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Таким образом, преобладают практические формы занятий: мастер-классы, мозговые штурмы, игры, тренинги, выступления.
Сроки реализации и возрастная категория учащихся
Программа рассчитана на 4 года обучения и может быть освоена учащимися от 14 до 18 лет.
На всех этапах обучения в каждой группе – по 12-15 человек.
Программа «разноуровневая» и позволяет учитывать разный уровень
развития и разную степень освоения содержания учащимися.
Стартовый уровень (1-ый год обучения) для учащихся 14-15 лет. На этом
учебном этапе учащиеся знакомятся со структурой игры КВН, приобретают
начальные навыки поведения на сценической площадке, являются зрителями
и болельщиками на играх КВН. Количество занятий - два раза в неделю по
два академических часа.
Базовый уровень (2-ой и 3-ий год обучения) для учащихся 15-16 лет. Подростки становятся непосредственными участниками игры, на практике подтверждая полученные знания, постепенно становясь соавторами командных

выступлений. Количество занятий - два раза в неделю по три академических часа.
Продвинутый уровень (4-ый год обучения) для учащихся – 17-18 лет. Деятельность направлена на самостоятельную работу, профессиональную ориентацию. Этап предполагает дальнейшие расширение знаний, самостоятельную работу по подбору сценической программы. Разработка сценариев, сочинение миниатюр. Количество занятий - три раза в неделю по два академических часа.
Режим занятий
Уровень программы
Ознакомительный
(1-ый год обучения)
Базовый уровень
(2-ой и 3-ий года обучения)
Продвинутый
(3-ий год обучения)

Количество часов,
занятий в неделю на
1 группу
2/4

Общее количество
часов в году

2/6

228

2/6

228

144

Способы проверки результатов освоения Программы
Анализ выступлений команды на различных мероприятиях и конкурсах
позволяет проводить диагностику развития творческих способностей учащихся. В процессе подготовки, на репетициях отрабатываются модели поведения выступающих при различных вариантах развития игры. Способность
учащихся органично и адекватно реагировать также является важным показателем.
Кроме того, при подготовке сценариев параллельно проводится повторение теоретических знаний и способность оперировать терминами.
На протяжении всего учебного процесса проводится работа с родителями.
Наиболее приемлемой формой работы являются индивидуальная работа в
форме беседы, где поднимаются все имеющиеся проблемы подростка, и
находятся пути их решения совместными усилиями педагога и родителей,
так же используется такая форма работы, как родительские собрания, в ходе
которых освещаются все этапы работы с детьми.
Так же предлагается такая форма работы с родителями как «мастер
класс», будь то родительское собрание, или отчётное выступление. Мастеркласс позволяет родителям наиболее тесно влиться в атмосферу собственного ребёнка, прочувствовать его эмоции и положение в обществе, проделывать действия, которые наиболее приближены к реальным событиям. Тем самым вызывается больший интерес к деятельности ребёнка со стороны родителей, нежели при обычных формах работы, применяемых со стороны педагога.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы «стартовый уровень»: творческое развитие, формирование активной жизненной через приобщение к КВНовскому движению.
Задачи
Обучающие:
Обучить подростков правилам игры КВН, сценическому мастерству, работе с
микрофоном, правильному поведению на сцене.
Развивающие (метапредметные):
• развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
• развитие коммуникативных способностей;
• осознания каждым учащимся своей роли в команде;
Воспитательные (личностные)
• соблюдение общепринятых морально-эстетических норм;
• воспитание взаимопонимания, взаимовыручки, доброжелательности,
уважения, доверия, ответственности;
• объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных
контактов;
• пропаганда здорового образа жизни.
Цель программы «базовый уровень»: способствовать развитию и реализации творческого потенциала учащихся.
Задачи
Обучающие
Способствовать формированию навыков игры в КВН, сценического мастерства, обучение учащихся искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”.
Развивающие
• расширение кругозора подростков, развитие интеллекта;
• создание условий для самоутверждения и самореализации;
Воспитательные
• соблюдение общепринятых морально-эстетических норм;
• воспитание взаимопонимания, взаимовыручки, доброжелательности,
уважения, доверия, ответственности;
• объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных
контактов;
Цель программы «продвинутый уровень»: развивать личность свободную,
инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта.
Задачи
Обучающие
• научить писать сценарий выступления, писать миниатюры и шутки;

• научить эффективному взаимодействию в команде.
Развивающие
• стимулирование интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению, к самообразованию через
профессии диктора, актёра, режиссёра.
Воспитательные
• соблюдение общепринятых морально-эстетических норм;
• воспитание взаимопонимания, взаимовыручки, доброжелательности,
уважения, доверия, ответственности;
• объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных
контактов;
• пропаганда здорового образа жизни.
1.3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план
первый год обучения (стартовый уровень)
№ Наименование раздела, темы
п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Давайте знакомиться, будем дружить и играть
Что такое КВН?
Команда КВН, роли в команде
Умение обращаться с современными техническими средствами
Имидж и стиль команды
Метод мозгового штурма
Музыка в КВН
Разминка
Приветствие
Музыкальное домашнее задание
Речь, характеристики речи.
Основы сценического мастерства
Сценарно-постановочная работа с командой
КВН
Репетиционная часть
Итоговое выступление
Итого:

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

4

2

2

6
6

4
2

2
4

6

2

4

4
14
6
14
6
6
12
14

2
4
2
2
2
2
2
4

2
10
4
12
4
4
10
10

14

4

10

28
4
144

34

28
4
110

Содержание программы
1 года обучения (стартовый уровень)
1. Давайте познакомимся, будем дружить, и играть
Цель: Выявление лидера в команде.
Теория: Игра и влияние, значение игры в жизни человека.
Практика: Игры на сплочение коллектива.
2. Что такое КВН
Цель: Дать объёмные знания о составляющих игры КВН
Теория: Игра КВН и её компоненты. Конкурсы игры КВН: визитка, приветствие, разминка, музыкальный конкурс, музыкально-домашнее задание,
СТЭМ, капитанский конкурс, конкурс «Синема», конкурс одной песни.
Практика: Проигрывание конкурсов КВН внутри группы.
3. Команда КВН, роли в команде
Цель: Формирование командного духа, путём привлечения к коллективной
деятельности.
Теория: Распределение ролей в команде, выявление личных способностей и
особенностей каждого воспитанника.
Практика: Игры на выявление лидеров в группе.
4.Умение общаться с современными техническими средствами. (6 часов)
Цель: выработка необходимых умений в обращении с техническими средствами.
Теория: Знакомство с необходимыми техническими средствами, их роль в
подготовке и проведении выступлений.
Практика: Работа с микрофонами, аудио, видео, цифровой аппаратурой,
компьютером.
5. Имидж и стиль команды
Цель: Выбор имиджа команды.
Теория: Внешний вид. Стиль одежды. Стиль поведения.
Практика: Подбор имиджа для команды.
6. Метод мозгового штурма
Цель: Познакомить с методом мозгового штурма.
Теория: Разновидности метода мозгового штурма.
Практика: Мозговой штурм в команде.
7. Музыка в КВН
Цель: Объяснить, как используются в КВНе музыкальные подводки, финальные песни.

Теория: КВНовские песни, подложки, фоны, карапульки.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением.
8. Разминка
Цель: Знакомство с разминкой
Теория: Методика проведения разминки
Практика: Блиц-разминка – командная эстафета – как вид групповой разминки.
9. Приветствие
Цель: Раскрыть особенности создания приветствия.
Теория: Принципы построения сценария приветствия в КВН
Практика: Домашние заготовки, сценические миниатюры.
10. Музыкально-домашнее задание
Цель: Объяснить специфику и правила подготовки и проведения музыкально-домашнего задания.
Теория: Просмотр музыкально-домашнего задания высшей лиги. Специфика
проведения.
Практика: Работа над музыкально-домашним заданием.
11. Речь, характеристики речи
Цель: Определить роль стилистики, типа, характера речи в выступлении команды КВН.
Теория: Интонация в КВН. Образы – решения на сцене.
Практика: Речевые упражнения, сценическая речь. Тренинг: интонационные
упражнения, сценические этюды.
12. Основы сценического мастерства
Цель: Создание задуманного образа.
Теория: Сцена. Тайны нашего голоса. Мимика. Движения. Позы.
Практика: Тренинг: «реклама», «телевидение», синхробуфонада.
13. Сценарно - постановочная часть
Цель: Написание сценария, разводка на сцене.
Теория: Сценография, рисунок выступления. Использование ширмы, кулис,
сценического реквизита.
Практика: Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических
акцентов.
14. Репетиционная часть
Цель: Отработка готового материала для сценического выступления.
Практика: Поиск и воплощение образов. Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость.
15. Итоговое выступление

Цель: Анализ итогов творческой работы команды за год.
Практика: Выступление на отчётном концерте.
Учебно-тематический план
второй год обучения (базовый уровень)
№ Наименование раздела, темы
п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Влияние игр и значение их в жизни
человека
Метод мозгового штурма
Структура игр КВН
Сценарии. Как построить свое выступление.
Разминка
Приветствие
Музыкальное домашнее задание
Основы сценического мастерства
Техника речи
Актерские миниатюры в КВН
Сценарно-постановочная работа с командой КВН
Репетиционная часть
Итоговое выступление
ИТОГО:

Всего
часов

В том числе
теория практика

4

2

2

30
6

6
6

24
-

16

6

10

20
10
20
19
19
16

2
2
2
2
4
6

18
8
18
17
15
10

20

6

14

38
4
228

44

38
4
184

Содержание программы
второй год обучения (базовый уровень)
1. Влияние игр и значение их в жизни человека
Цель: Влияние игр на жизнь человека.
Теория: Классификация игр.
Практика: Игры на: сплочение, выявление лидера, игры-шутки, одноразовые
игры, командные и индивидуальные.
2. Метод мозгового штурма
Цель: Научить использовать различные методы для придумывания шуток.
Теория: Виды мозгового штурма.
Практика: Написание сценариев, шуток для конкурсов методом мозгового
штурма.

3. Структура игр КВН
Цель: Показать все структурные элементы игр КВН.
Теория: Временной лимит конкурсов, выбор материала.
4. Сценарии. Как построить свое выступление
Цель: Изучить методику написания сценариев.
Теория: Изучение алгоритма построения сценария.
Практика: Пробное написание сценариев.
5. Разминка
Цель: Углубление знаний о разминке.
Теория: Методика проведения разминки.
Практика: Тренинг: «разминка».
6. Приветствие
Цель: Изучить методику проведения приветствия.
Теория: Конкурс приветствие; известные формы, новые решения.
Практика: Выбор материала, сценические связки.
7. Музыкальное домашнее задание
Цель: Изучить методику подготовки и проведения музыкального домашнего
задания.
Теория: Методика подготовки и проведения музыкального домашнего задания.
Практика: Конспектирование выступления – оценка и выбор материала.
8. Основы сценического мастерства
Цель: Учет возможностей команды при создании сценария.
Теория: Текстовые, музыкальные акценты. Этюды. Миниатюры.
Практика: Разработка сюжетной линии. Ролевые образы.
9. Техника речи
Цель: Изучить механизм использования речевого аппарата.
Теория: Осознать механизм своего речевого аппарата.
Практика: Научиться пользоваться инструментом речевого аппарата для эффективного воздействия на зрителей.
10. Актерские миниатюры в КВН
Практика: Написание актерских миниатюр для выступлений.
11. Сценарно-постановочная работа с командой КВН
Цель: Постановка КВН-овских материалов на сцене.
Теория: Работа над сценариями по зональным, районным и другим играм.
Практика: Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и
связок между ними.

12. Репетиционная часть
Цель: Коллективное взаимодействие.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция.
13. Итоговое выступление
Цель: Подведение итогов за год.
Практика: Выступление на отчётном концерте, зональных, районных играх
КВН.
Учебно-тематический план
третий год обучения (базовый уровень)
№ Наименование раздела, темы
п\п

Метод мозгового штурма
Разминка
Приветствие
Музыкальное домашнее задание
Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов.
6. Построение сценария, ролевой баланс,
игровая наполняемость. Поиск и воплощение образов.
7. Основы сценического мастерства
8. Сценарно-постановочная работа с командой КВН
9. Репетиционная часть
10. Итоговое выступление
ИТОГО:
1.
2.
3.
4.
5.

Всего часов

В том числе
теория практика

30
21
12
12

1
-

29
21
12
12

18

6

12

12

6

6

30

2

28

30

5

25

60
3
228

20

60
3
208

Содержание программы
3-ий год обучения (базовый уровень)
1. Метод мозгового штурма
Цель: Создание сценариев, шуток для конкурсов методом мозгового штурма.
Теория: Виды мозгового штурма.
Практика: Написание шуток для сценария с использованием различных видов
мозгового штурма.
2. Разминка

Цель: Научить использовать разминку как способ решения творческих задач в
КВН.
Практика: Разработка материала для разминки.
3. Приветствие
Цель: Создание приветствия.
Практика: Подготовка материала для сценария приветствия.
4. Музыкальное домашнее задание. (12 часов)
Цель: Создание музыкального домашнего задания.
Практика: Подготовка музыкального домашнего задания.
5. Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов
Цель: Изучение главных сценических аспектов.
Теория: Сценические аспекты.
Практика: Тренинг: отработка главных сценических акцентов.
6. Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость. Поиск и
воплощение образов
Цель: Правильное построение сценария.
Теория: Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость.
Практика: Поиск и воплощение образов.
7. Основы сценического мастерства
Цель: Развить навыки актёрского мастерства.
Теория: Этюды. Миниатюры.
Практика: Тренинги на развитие актёрского мастерства.
8. Сценарно-постановочная работа с командой КВН
Цель: Постановка сценария на сцене.
Теория: Методика постановки КВН-овского действия.
Практика: Работа над сценарием по зональным, районным и другим играм.
9. Репетиционная часть
Цель: Отработка сценария для выступления.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция. Коллективное взаимодействие.
10. Итоговое выступление
Цель: Подвести итоги года.
Практика: Выступление на отчётном концерте, зональных, районных играх
КВН.

Учебно-тематический план
четвёртый год обучения (продвинутый уровень)
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела, темы

Метод мозгового штурма
Разминка
Приветствие
Музыкальное домашнее задание
Техника речи
Актерские миниатюры в КВН
Основы сценического мастерства
Сценарно-постановочная работа с
командой КВН
9. Принцип взаимодействия с командой
в процессе редактирования. Практика
редакторской работы.
10. Репетиционная часть
11. Итоговое выступление
ИТОГО:

Всего часов
20
20
10
10
16
20
19

теория практика
1
2

19
20
10
10
16
20
17

29

5

24

22

10

12

58
4
228

18

58
4
210

Содержание программы
четвёртый год обучения (продвинутый уровень)
1. Метод мозгового штурма
Цель: Создание сценариев, шуток для конкурсов методом мозгового штурма.
Теория: Повторение видов мозгового штурма.
Практика: Написание сценариев, шуток для конкурсов методом мозгового
штурма.
2. Разминка
Цель: Научить ориентироваться в шутках во время разминки.
Практика: Подготовка разминки.
3. Приветствие
Цель: Научить составлять сценарий приветствия самостоятельно.
Практика: Подготовка приветствия.
4. Музыкальное домашнее задание
Цель: Научить составлять сценарий музыкального-домашнего самостоятельно.
Практика: Подготовка музыкального домашнего задания.

5. Техника речи
Цель: Изучить механизм использования речевого аппарата.
Теория: Осознать механизм своего речевого аппарата.
Практика: Научиться пользоваться инструментом речевого аппарата для
эффективного воздействия на зрителей.
6. Актерские миниатюры в КВН
Практика: Написание актерских миниатюр для выступлений.
7. Основы сценического мастерства
Цель: Развивать навыки актёрского мастерства
Теория: Сценография, подача. Синхронность, слаженность.
Практика: Этюды. Миниатюры.
8. Сценарно-постановочная работа с командой КВН
Цель: Постановка сценария на сцене.
Теория: Темпоритм, паузы. Звуковые паузы, смена музыкального сопровождения.
Практика: Работа над сценарием к зональным, районным и другим играм.
9. Принцип взаимодействия с командой в процессе редактирования.
Практика редакторской работы
Цель: Научиться навыкам редакторской работы.
Теория: Анализ выступления.
Практика: Практика редакторской работы.
10. Репетиционная часть
Цель: Отработка сценария для выступления.
Практика: Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция. Коллективное взаимодействие.
11. Итоговое выступление
Цель: Подведение итогов года.
Практика: Выступление на отчётном концерте, зональных, районных играх
КВН.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
- структура игры КВН;

- правила поведения на сцене;
- актёрское мастерство;
- современные технические средства.
должны уметь:
- создавать задуманный образ;
- составлять сценарии.
К концу второго года учащиеся
должны знать:
- технологию проведения мозгового штурма;
- технологию проведения разминки;
- технологию проведения музыкально-домашнего задания.
должны уметь:
- составлять шутки для конкурсов;
- работать над сценарием к играм;
- заниматься постановкой миниатюры на сцене.
К концу третьего и четвертого годов обучения учащиеся
должны знать:
- структуру игр КВН;
- специфику постановки действия на сцене.
должны уметь:
- работать над всеми видами КВН-овских заданий;
- заниматься подборкой музыкального материала;
- создавать новые номера для выступлений,
- работать с литературой, выделяя для себя только самое важное.
Метапредметные (развивающие) результаты:
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе игровой, творческой и других видов деятельности
Личностные (воспитательные) результаты:
• уровень самооценки
• мотивация обучения
• уровень культуры, социальные качества личности
• организованность, ответственность, следование правилам и требованиям

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
первый год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года

36
72
4
144
16
20
16 сентября
30 мая

второй год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года

38
76
6
228
16 недель
20 недель
2 сентября
30 мая

третий и четвертый года обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
38
2.
Количество учебных дней
76
3.
Количество часов в неделю
6
4.
Количество часов
228
5.
Недель в I полугодии
16 недель
6.
Недель во II полугодии
20 недель
7.
Начало занятий
2 сентября
8.
Окончание учебного года
30мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-

музыкальный центр;
компьютер;
принтер;
мультимедийная установка;
микрофоны – 6 шт.;
ширма.

Канцелярские товары:
✓ Писчая и цветная бумага
✓ Ватман
✓ Цветные маркеры
✓ Клей
✓ Ножницы
✓ Цветной картон
✓ Ручки и карандаши
✓ Цветная гуашь
✓ Художественные кисти
Костюмы
Реквизит для этюдов, тренингов
Дидактический материал:
• настольные игры: «Элиас сумасшедшая версия», «Активити семейная»,
«Тик так бум», «Активити тик так бум», «Медвед» и др.;
• видеотека с записями игр команд КВН поселковых, городских, районных, окружных, региональных, премьер и высшей лиги;
• фонотека (отбивки, подложки, фонограммы для выступлений, репетиций, занятий).
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, образование не ниже средне-специального.

Методические материалы
1-й год обучения
№
п/п

Название
раздела,
темы

Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал

1

Давайте
знакомиться,
будем
дружить и
играть

Писчая и цветная бумага, цветные маркеры,
ножницы, ручки и карандаши, учебноигровое пособие
«Учись играя!»

Пед.технологии: Игровые,
здоровьесберегающие
Методы, формы, приемы:
Словесные, практические,
наглядные, творческие, репродуктивные

2

Что такое
КВН?

Компьютер, мультимедийная установка, видеотека с записями игр
команд КВН поселковых, городских, районных, окружных, региональных, премьер и
высшей лиги.

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие
тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

3 Команда
Компьютер, мультимеКВН, роли дийная установка, вив команде деоматериалы «Пособие для начинающих
игроков КВН», интеллектуальная викторина
«Зебра».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие
тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

4 Умение
обращаться с современными техническими
средствами

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие
тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

Музыкальный центр,
компьютер, принтер,
мультимедийная установка, микрофоны – 6
шт., фонотека (отбивки,
подложки, фонограммы
для выступлений, репетиций, занятий)

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические технологии

Формы
учебного
занятия

Интегрированное занятие

5

Имидж и
стиль команды

Компьютер, мультимедийная установка, видеоматериалы «ТОП-10
Лучших игр КВН».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

6

Метод
мозгового
штурма

Писчая бумага, ручки и
карандаши, презентация «Как придумать
шутку? Методы развития авторского потенциала», Тренажер для
интеллекта. 5 развивающих логических игр,
Игра «Alias. Family».
(на развитие интеллектуально-творческого
мышления)

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

7

Музыка в
КВН

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, микрофоны – 6 шт., фонотека (отбивки, подложки, фонограммы для
выступлений, репетиций, занятий), Диск
«Музыка для релаксации».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, интие
формационнокоммуникационные
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

8

Разминка

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, микрофоны – 6 шт.,
настольные игры:
«Элиас сумасшедшая
версия», «Активити семейная», «Тик так
бум», «Активити тик
так бум», «Медвед»,
Словарный калейдоскоп.

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

9

Приветствие

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, видеоматериалы «Команда КВН БАК- Соучастники - Лучшие номера
команды», «Команда
КВН Триод и Диод Лучшие номера команды», писчая бумага,
ручки и карандаши.

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

10

Музыкальное
домашнее
задание

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, видеоматериалы «КВН
ТОП-10 лучших домашних заданий».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

11

Речь, хаМузыкальный центр,
рактерикомпьютер, мультиместики речи дийная установка, видеоматериалы «КВН
биатлон лучшие шутки
2009-2013», костюмы,
реквизит для этюдов,
ширма, игра «Alias. Гениальная версия».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

12

Основы
сценического мастерства

Компьютер, мультимедийная установка, презентация «Как выступать на сцене», развивающая предметноигровая система «Соты
КАЙЕ», костюмы, реквизит для этюдов, ширма

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

13

Сценарнопостановочная работа с командой
КВН

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, видеоматериалы «КВН
ТОП-10 лучших домашних заданий», писчая и цветная бумага,
ватман, цветные маркеры, клей, ножницы,
цветной картон, ручки
и карандаши, цветная
гуашь, художественные
кисти.

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

14

Репетиционная
часть

Музыкальный центр,
компьютер, принтер,
мультимедийная установка, микрофоны – 6
шт., фонотека (отбивки,
подложки, фонограммы
для выступлений, репетиций, занятий), костюмы, реквизит для
этюдов, презентация
«Как выступать на
сцене».

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

15

Итоговое
выступление

Музыкальный центр,
компьютер, мультимедийная установка, микрофоны – 6 шт., фонотека (отбивки, подложки, фонограммы для
выступлений, репетиций, занятий), костюмы, реквизит для этюдов.

Пед.технологии: Игровые,
Интегрирокритического мышления,
ванное заняздоровьесберегающие, КТД тие
Методы, формы, приемы:
практические, наглядные,
творческие, репродуктивные,
объяснительноиллюстративные, тематические задания по подгруппам

2.3.Формы контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы
Форма подведения итогов реализации образовательной программы: отчетное выступление.
Механизм оценки результатов
Формы и методы оценивания результатов могут быть следующими:
• включенное педагогическое наблюдение;
• создание ситуаций проявления качеств, умений, навыков;
• устный анализ творческих заданий;
• анализ отзывов родителей, других специалистов, устный анализ самостоятельных работ;
• беседа
• промежуточная аттестация - диагностика по параметрам (в конце
полугодия);
• итоговая аттестация - диагностика по параметрам (в конце учебного
года)
Основной задачей диагностики является определение начального уровня
и динамики развития учащихся в процессе занятий по программе, а так же
эффективности педагогического воздействия. Методом диагностики является
наблюдение за детьми в процессе занятий на определенных этапах и при выполнении определенных заданий (в начале учебного года, в середине и в
конце учебного года).
Общие параметры диагностики для всех годов обучения:
✓ музыкальность;
✓ внимание и память;
✓ пластичность и координация.
Параметры диагностики для первого года обучения:

✓ преодоление тревоги и страха во время выступления на сцене;
✓ грамотность сценической речи;
✓ собранность, сосредоточенность.
Параметры диагностики для второго и третьего годов обучения:
✓ экспромт;
✓ умение освободиться от мышечного напряжения (зажим) ;
✓ мимика;
✓ умение анализировать материал;
✓ умение ориентироваться на определенную публику и правильно ее оценивать.
Параметры диагностики для четвертого года обучения:
✓ умение самостоятельно придумывать шутки и миниатюры;
✓ умение ориентироваться в реквизите для игры;
✓ умение находить и использовать медиафайлы, необходимые для выступления.
Данные параметры оцениваются педагогом визуально, используя методы
наблюдения и контрольного тестирования.
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов - на Дону:
Феникс, 2018
2. Гармаш И.И. Игры и развлечения. – Киев, Урожай, 2016
3. Ершов П. М. Технология актерского искусства. 2-е изд. М., 2019
4. Ершова А. «Актерская грамота - подросткам». – Ивантеевка , 2019
5. Жириненко О.Е. Как играть в КВН, М.: Просвещение, 2021
6. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх
и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития», «Академия К», 2017
7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М. Прогресс, 2015
8. Колычев Ю.В., Колычева Н.М. Театрализованные игры в школе – Школьная
пресса, 2017
9. Марфин М.М., Чивурин А.П. «Что такое КВН?», внутреннее издание ТТО
АМиК, 2020
10.Марфин. М., Чивурин А. Методические рекомендации подготовке программы
выступления команд КВН по книге «Что такое КВН?», М.АМИГО, 2019
11.Никитин Б. «Развивающие игры», М.: Педагогика, 2018
12. Петров В.А. «Нулевой класс актера», М.: Педгиз, 2021
13. Рубина И.И., Заводская Т.Ф., Шевелева Н.М. «Основы педагогического
руководства школьной театральной самодеятельности». М., 2020

14.Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов - на Дону , Феникс 2019
15.Серия «Планета КВН» из опыта работы выпуск №1, театр студия КВН лицея
милиции ГУВД Свердловской области «Ментос», Екатеринбург, 2018
16.Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2019
17.Театр, где играют дети: Учеб. - метод. Пособие для руководителей детских
театральных коллективов. \ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2015
18.Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ
Ростов- на Дону , Феникс 2020
19.Юношев А. Как победить в КВН. Стратегия и тактика игры. – Ростов-на-Дону,
Феникс, 2018
Интернет-ресурсы:
Сам себе писатель, http://ssp.ioso.ru
Международный союз КВН, http://kvn.ru/
Официальный канал КВН, https://www.youtube.com/user/kvn


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».