Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:20:49 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Малевич»
Срок реализации - 3 года
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Автор-составитель:
Шарифуллина Анастасия Викторовна,
ПДО, ВКК
г. Екатеринбург, 2025
I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Современная система образования ориентируется на подготовку
молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы
быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо
обладать
творческими
способностями,
самостоятельностью
и
оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и
анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей
образования.
Ведь
этот
процесс
пробуждает
инициативность,
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения –
это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но
и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы
интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в
детстве. А значит, перед педагогом изобразительного искусства встаёт
задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности,
способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в
любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,
производственно-технической, хозяйственной и т.д.
На становление творческой личности ребенка, развитие его
эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во
взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает
влияние
изобразительное
искусство.
Посредством
восприятия
изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах
современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая
изобразительно-выразительными
навыками,
дети приобщаются
к
элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее
передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их
задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и
самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к
наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,
нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным,
искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и
позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не
столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько
от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в
"умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой
деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической
плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому,
что составлено неправильное представление о том, какой должна
быть работа. Таким
образом,
задача
педагога
в
том,
что
бы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и
творческие способности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Малевич " (далее "Программа") ориентирована на детей и подростков от 8
до 17 лет и рассчитана на 3 года обучения.
Программа знакомит учащихся с различными видами изобразительного
искусства, направлена на развитие художественных способностей.
Программа «разноуровневая» и позволяет учитывать разный уровень
развития и разную степень освоения содержания учащимися.
1-ый год обучения – «стартовый» уровень предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Начальное," поверхностное" изучение художественных техник,
основы изобразительного искусства. Знакомство с материалами и
инструментами.
2 -ой год обучения – «базовый» уровень предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных художественных знаний и языка,
гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно - тематического направления программы.
3-ий год обучения – «продвинутый»
уровень предполагает
использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным, узкоспециализированным и нетривиальным разделам в рамках
содержательно - тематического направления программы. Также предполагает
углублённое
изучение
содержания
программы
и
доступ
к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Адресат программы: обучающиеся 8-17 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Режим занятий: 2 раз в неделю по 3 академических (45 мин) часа
Объем освоения программы:
1 год обучения 216 часов в год;
2 и 3 год обучения 228 часов в год;
Срок реализации программы: 3 года.
Содержание Программы составляют: эстетическое восприятие
действительности и искусства, практическая художественная деятельность.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.
В Программе учитываются особенности образовательного процесса,
присущие учреждению дополнительного образования:
• использование гибких тем и форм занятий;
• особое внимание на настроение аудитории определенного возраста;
• занятия детей по желанию, по интересу.
В основу Программы положены следующие принципы:
• использование эмоционально - интеллектуального опыта, который
складывается у детей в процессе их жизни и деятельности;
• формирование образного мышления;
• последовательность освоения изобразительных умений и навыков «от
простого к сложному»;
• повторение сходных тем, при одновременном усложнении характера
познавательной деятельности детей в направлении повышения их
самостоятельности и все большей активации творчества в процессе познания,
а затем и в процессе образного отражения впечатлений;
• использование
сезонных
явлений, местного окружения природного и социального;
• активное использование межпредметных связей, позволяющих
задействовать все основные процессы восприятия: зрительные, слуховые,
тактильные. Полноценное эстетическое восприятие помогает развитию
способности мыслить, чувствовать, познать специфику художественной
ассоциации и своеобразие языка искусства;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, поскольку
творчество - это всегда выражение индивидуальности. Важно учесть и
темперамент, и характер, и даже настроение ребенка пришедшего на занятие;
• оценка результата творческой деятельности: в форме игры, конкурса,
выставки;
• работа с родителями, где доверительные отношения позволяют достичь
больших успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, доводится до сведения
родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получать похвалу не
только от педагога, но и от родителей, что для него очень важно.
В Программе используются следующие художественные техники:
• рисование (в различных видах и жанрах);
• аппликация и коллаж;
• декупаж;
• граттаж;
• монотипия;
• тампование;
• рисование пластилином, бисером;
• кляксография.
Художественная деятельность учащихся
на
занятиях находит
разнообразные формы выражения:
• изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению);
•
•
•
•
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения:
образовательные
развитие умения
слушать, вступать в
диалог, строить
высказывания
• умение организовать
рабочее место
• бережное отношение к
инструментам,
материалам
• развитие мышечнодвигательных функций
руки, глазомера
• ознакомление с
художественными
терминами и понятиями
•
развивающие
овладение основами
художественной грамоты
• знание цветов и
материалов
• умение передавать
форму, величину
изображения
• овладение различными
изобразительными
техниками
•
Второй год обучения:
образовательные
Ориентирование в
социальных ролях
• Нравственно-этическое
оценивание своей
деятельности.
• Развитие
наблюдательности
зрительной памяти
• Активное
использование в речи
терминов
•
Третий год обучения:
образовательные
воспитательные
приобретение навыка
работы в паре, группе
•
развивающие
Соблюдение
последовательности
выполнения работы
• Умение сравнивать и
правильно определять
пропорции предметов, их
расположение, цвет.
• Компоновка
изображения на листе
•
развивающие
воспитательные
Диагностирование
причин успеха/неуспеха
и формирование
способности
действовать в
различных ситуациях.
•
Участие в
коллективном
обсуждении
•
воспитательные
Сформированность
мотивации к познанию и
саморазвитию
• Отражение
индивидуальноличностных позиций в
творческой деятельности
• Развитие
художественного вкуса.
• Овладение
художественными
терминами
•
Умение изображать
предметы в перспективе,
понятие о линии горизонта
• Способность
анализировать
изображаемые предметы,
выделять особенности
формы, положения, цвета
•
Умение строить
продуктивное
взаимодействие,
интегрироваться в
группы для
сотрудничества
•
Формы отслеживания результатов:
• выполнение творческой работы;
• общий просмотр всех работ в группе;
• участие в выставках, конкурсах, акциях;
• анализ портфолио учащихся с начала обучения в объединении и на текущей
стадии.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области,
• приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся и их
самореализации средствами изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные
• знакомство
детей
с
различными
видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними, закрепление приобретенных навыков и умений;
• обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по
воображению;
• формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;
• обогащение визуального опыта детей через посещение выставок и
музеев, с помощью демонстративного материала;
• формирование навыков сотрудничества и работы в коллективе.
Развивающие
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного
мышления,
эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и
любви к искусству;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся,
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
• удовлетворение образовательных потребностей человека в духовнонравственном и профессиональном совершенствовании;
• удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
творческом развитии и самосовершенствовании;
• организация свободного времени учащихся.
Воспитательные
• воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
• создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
• формирование представления о себе, образ своих качеств,
способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);
• формирование самооценки, чувства собственной ценности;
• обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
1.2.
Содержание программы
Учебный план
Первый год обучения (стартовый уровень)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
3.
Название раздела
Количество часов
Темы занятий
всего теория практика
Живопись
65
12
53
Колористика
6
1
5
Техника
акварельной 20
5
15
живописи
Техника
живописи 20
3
17
гуашью
Рисование с натуры
19
3
16
Композиция
86
12
74
Основы композиции
22
3
19
Выразительные
24
4
20
средства композиции
Композиционные
40
5
35
приёмы
Графика
28
7
21
4.
Коллаж
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Нетрадиционные
техники
5.1. Изобразительные
техники
5.2. Декоративноприкладные техники
Итого:
5.
24
2
22
13
2
3
7
1
6
6
1
5
216
35
181
Формы аттестации/
контроля
Опрос
Выставка, просмотр
Конкурс, анализ работ
Педагогическое наблюдение
Анализ работы, просмотр
Викторина
Коллективное обсуждение
Анализ работ
Педагогическое наблюдение
Просмотр, Анализ работ
самоконтроль
Самоконтроль
Выставка
Взаимоконтроль
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое наблюдение
Просмотр
Просмотр
Содержание учебного плана
Первый год обучения (стартовый уровень)
Раздел 1. Живопись
1.1. Колористика
Понятие колористика, её значение и применение в жизни человека.
Ахроматические и хроматические цвета. Основные, составные и смешанные
цвета. 4 группы родственных цветов. Навык работы акварелью, смешение
цветов.
Практическая работа:
• игра на знакомство;
• практическая работа «Цветовой круг».
1.2. Техника акварельной живописи
Понятие живописи. Особенности акварельной живописи. Выразительные
средства акварели. Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
• мастер-класс «Зимний сон» - обобщение и распространение
педагогического опыта, трансляция опыта и непосредственное
обсуждение предлагаемых изобразительных техник и поиск
творческого решения всеми участниками мастер-класса. Применение
техники «по-сырому», способ изображения снега, светимости света;
• упражнение «Заливка» - тренировка в создании ровных акварельных
растяжек одним цветом и с переходом разных оттенков;
• практическая работа «Замок»- рисование с использованием восковой
свечи, акварельные растяжки, родственные цвета;
• практическая работа «Весенние ручьи» - тампование комком бумаги,
создание необычной текстуры;
• практическая работа «Пушистый зверёк» - тампование губкой,
создание текстуры меха животного;
• практическая работа «Закат на море» - техника «по-сырому»;
1.3. Техника живописи гуашью
Направления и жанры живописи. Техника работы гуашью. Выразительные
средства.
Практическая работа:
• практическая работа «Жанры живописи» - использование Модели
обучения «Перевёрнутый класс» (коллективное обсуждение темы по
материалам, которые учащиеся дистанционно готовят к занятию
самостоятельно дома, просмотр слайдов с подборкой примеров картин
известных художников и зарисовка эскиза по каждому жанру
живописи для усвоения полученных знаний);
• упражнение «Оттиск» - создание изображения в технике монотипия —
оттиск на бумаге с бумаги или картона, на который нанесена краска,
усиление получившихся образов, дорисовка. Развитие фантазии;
• мастер-класс «Зимний пейзаж» - обобщение и распространение
педагогического опыта, трансляция опыта и непосредственное
обсуждение предлагаемых изобразительных техник и поиск
творческого решения всеми участниками мастер-класса;
• практическая работа «Новогодняя открытка» - использование
изученных ранее техник и методов рисования для создания
декоративного изображения;
• самостоятельная работа «Мой питомец» - рисование по фотографии
или по памяти с применением выразительных средств живописи,
передачи пропорций, способы передачи текстур предметов;
• практическая работа «Открытка для мамы» - закрепление изученного
ранее материала, использование цвета для создания определённого
настроения;
• практическая работа «Мой город Екатеринбург» - рисование с
фотографии, проработка переднего плана, воздушная перспектива,
передача объема и пространства;
• игра «Цвет-предмет» - развитие сообразительности, воображения;
• самостоятельная работа «Лесной пейзаж» - рисование с фотографии с
применением выразительных средств живописи, передача пропорций.
1.4. Рисование с натуры
Построение изображения с натуры. Компоновка изображения на листе.
Передача пропорций. Понятие объём. Ближний и дальний планы.
Навык сравнения предметов — светлее — темнее, ближе — дальше, ярче —
бледнее. Контрастные и нюансные отношения цветов. Рисование с натуры
развивает глазомер.
Практическая работа:
• «Натюрморт 1» - особенности рисования с натуры при помощи
акварели;
• «Натюрморт 2» - особенности рисования с натуры при помощи гуаши.
Раздел 2. Композиция
2.1. Основы композиции
Композиционный центр, равновесие, цельность композиции. Изображение
воображаемых предметов. Расположение изображения на листе. Развитие
фантазии, творческого мышления.
Практическая работа:
• самостоятельная работа «Сказочный лес» - изображение воображаемых
предметов на заданную тему, выявление базовых способностей учащихся,
творческое раскрепощение;
• практическая работа «Ёлочка нарядная» - выбор композиционного
центра, расположение в нём главного предмета и далее второстепенных,
соблюдение равновесия и целостности композиции;
• практическая работа «Треугольники» - создание узора из
треугольников, соблюдение основ композиции;
• самостоятельная работа «Кем я хочу стать» - применение полученных
знаний по композиции.
2.2. Выразительные средства композиции
Изучение выразительных средств композиции: форма, цвет, фактура, ритм,
пропорции, пластика.
Практическая работа:
• практическая работа «Царица Осень» - применение полученных
знаний, выразительные средства: цвет, ритм, пластика;
• практическая работа «Снежная Королева» - использование
выразительных средств: форма, цвет, фактура;
• практическая работа «Масленица» - передача настроения и традиций
праздника при помощи выразительных средств композиции;
• практическая работа «Пряничный домик» - применение средств —
форма, цвет, фактура, пропорции.
2.3. Композиционные приёмы
Изучение композиционных приёмов: контраст — нюанс, симметрия —
асимметрия, стилизация, трансформация, группировка.
Практическая работа:
• практическая работа «Жар-птица» - применение полученных знаний,
стилизация изображения;
• практическая
работа
«Новогодняя
маска»
применение
композиционных приёмов: симметрия - асимметрия, контраст - нюанс;
• практическая работа «Животное из геометрических фигур» применение стилизации, трансформации реалистичного наброска;
• самостоятельная работа «Праздничный торт» - изображение
воображаемых предметов, передача вкусовых характеристик при помощи
композиционных приёмов.
Раздел 3. Графика
Понятие графика. Выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно.
Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
• практическая работа «Лиственное дерево. Хвойное дерево» стилизованное графическое изображение деревьев с передачей их
характерных особенностей;
• практическая работа «Круговой орнамент» - применение графических
выразительных средств в симметричной круговой композиции, растительные
мотивы;
• самостоятельная работа «Подводный мир» - применение полученных
знаний и навыков для графического изображения по представлению
морского мира;
• практические работы «Насекомое», «Птицы», «Животное» графическое стилизованное изображение, применение выразительных
средств графики;
• практическая работа «Ночной пейзаж» - работа выполняется простыми
карандашами разной мягкости, выразительные средства — тон, пятно,
применение техники «рисование резинкой»;
• упражнение «Линия» - рисование изображения при помощи одной
линии не отрывая руки от листа бумаги, развивает пространственное
мышление, воображение;
• самостоятельная работа «Прогулка по саду» - изображение
воображаемых предметов, применение полученных знаний и навыков для
создания многообразия растительных мотивов.
Раздел 4. Коллаж
Понятие коллаж. Применение техники коллажа в искусстве. Материалы для
создания коллажа.
Практическая работа:
• практическая работа «Золотая рыбка» - знакомство с техникой
коллажа, передача текстуры предмета, составление изображения из
элементов разных материалов;
• практическая работа «Человек и его украшения» - схематичное
изображение фигуры человека, соблюдение пропорций тела человека,
моделирование одежды и аксессуаров для создания образа;
• коллективная работа «Новогодняя» - создание коллажа в группах по
несколько человек, навык работы в коллективе, разделение обязанностей,
достижение общей цели, работа сообща, умение находить компромиссы;
• Практические работы «Натюрморт» и «Букет цветов» - создание
изображения в технике коллажа с натуры или по представлению, передача
объёма, формы, фактуры предметов.
Раздел 5. Нетрадиционные техники
5.1. Изобразительные техники
Нестандартные варианты создания изображений при помощи акварели или
гуаши. Материалы и их применение.
Практическая работа:
5.2 Декоративно-прикладные техники
Нестандартные варианты создания изображения в декоративно-прикладных
техниках: рисование пластилином, рисование крупами, рисование бисером.
Преимущества и недостатки материалов.
Практическая работа:
• творческая работа «Бабочка» - рисование бисером, развитие мелкой
моторики, развитие фантазии.
Учебный план
Второй год обучения (базовый уровень)
№
П/п
1.
1.1.
Название раздела. Количество часов.
Темы занятий.
всего теория практика
Живопись
145
44
101
Колористика
20
8
12
1.2. Живопись гуашью
57
10
47
1.3. Живопись пастелью 15
9
6
1.4. Акварельная
живопись
59
17
42
2.
Рисунок
42
2.1. Рисование с натуры 25
10
5
32
20
Формы аттестации/
контроля
Анализ работ
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Анализ работы
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Выставка
Анализ работ
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Анализ работы
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Взаимоконтроль
Просмотр
Анализ работ
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
2.2. Рисование
замыслу
3.
Графика
Итого:
по 17
5
12
35
10
25
228
64
164
наблюдение
Коллективное обсуждение
Конкурс
Анализ работы
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Содержание учебного плана
Второй год обучения (базовый уровень)
Раздел 1. Живопись
1.1. Колористика
Определение колористики, основные и дополнительные цвета, характер
цветовых сочетаний, степень насыщенности цвета. Цветовой тон. Светлота
цвета. Гармония цветов. Воздействие цветов.
Практические работы:
• Упражнение «Весна. Лето. Осень. Зима» - создание заданной
атмосферы при помощи цвета, воздействие цвета на восприятие
человека;
• Упражнение «Яркостная шкала» - создание шкалы градации
насыщенности цвета;
• Упражнение «Утро. День. Вечер. Ночь» - создание заданной атмосферы
при помощи цвета, воздействие цвета;
• Упражнение «25 оттенков» - развитие навыка смешивания цветов,
понимания многообразия цветовой палитры;
• Упражнение «Сладкое. Кислое. Острое. Горькое» - создание заданного
вкусового качества при помощи цвета, воздействие цвета на
восприятие человека;
• Упражнение «Радость. Грусть. Злость. Удивление. Страх.
Спокойствие» - создание заданного настроения при помощи цвета.
1.2. Живопись гуашью
Техника работы гуашью. Выразительные средства живописи гуашью.
Практические работы:
• Практикум «Осенний пейзаж» - рисование пейзажа с фотографии,
передача пропорций, применение техники «мазками» для изображения
опавших осенних листьев;
• Самостоятельная работа «Былины, сказания» использование
выразительных средств живописи гуашью для создания композиции на
заданную тему, беседа о былинах и сказаниях Древней Руси;
• Самостоятельная работа «Иллюстрация к рассказу» - рисование по
замыслу, изображение воображаемых предметов и персонажей,
передача атмосферы при помощи цвета и формы;
• Практикум «Наскальное искусство» - беседа о древних наскальных
рисунках, рисование по замыслу, самостоятельный выбор
композиционного центра, применение выразительных средств
композиции: равновесия, ритма;
• Самостоятельная работа «Я – супергерой» - рисование по замыслу,
применение выразительных средств композиции и комбинирование
живописных техник гуашью для достижения поставленных задач;
• Практикум «Масленица» - беседа о традициях празднования
Масленицы, рисование по замыслу;
• Практикум «Моя страна – Россия» - беседа о исторических и
архитектурных достопримечательностях страны, патриотическое
воспитание, рисование по фотографии, применение выразительных
средств композиции: пропорций, цвета, формы. Передача перспективы;
• Практикум «Фэнтези» - рисование по замыслу, применение
разнообразных техник живописи гуашью.
1.3. Живопись пастелью
Техника рисования сухой пастелью. Подмалёвок. Тональные отношения
изображаемых предметов. Аналоги работ современных художников.
Практические работы:
• Практикум «Животное» - техника рисования пастелью, обобщение
формы растиркой. Основные цветовые и тоновые отношения. Приёмы
штрих, точки, линии, мазки плашмя, пятно;
• Практикум «Зимний пейзаж» - подмалёвок, тональные отношения
предметов, обобщение формы, передача пространства, проработка
деталей;
• Практикум «Натюрморт с фруктами» - рисование с натуры, развитие
глазомера, передача пропорций, пространства, использование
выразительных приёмов рисования сухой пастелью. Выделение центра
композиции, обобщение дальнего плана и прорисовка переднего плана.
Цветовые и тоновые отношения. Изображение объёма;
• Мастер – класс «Открытка на 8 Марта»- применение выразительных
средств рисования пастелью, рисование по образцу;
• Практикум «День космонавтики» - беседа о достижениях в области
освоения космоса, техника рисования сухой пастелью;
• Самостоятельная работа «Ночной пейзаж» - применение полученных
знаний по рисованию сухой пастелью, рисование по замыслу или по
фотографии.
1.4. Живопись акварелью
Особенности рисования акварелью. Техники рисования акварелью: «посырому», «а-ля Прима», «сухая кисть», лессировка, смывание,
процарапывание. История развития акварельной живописи в разных странах.
Аналоги работ современных художников.
Практические работы:
• Практикум «Дождливый день» - рисование «по-сырому», размытые
формы и цвета, мягкие оттенки и переходы краски;
• Практикум «Горный пейзаж» - лессировка – многослойное нанесение
акварели от светлого тона в основе к более тёмному оттенку поверх,
поэтапная работа, нанесение следующего слоя после полного
высыхания предыдущего. Воздушная перспектива;
• Мастер-класс «Открытка для мамы» - применение и комбинирование
акварельных техник, выразительные средства акварели, рисование по
образцу;
• Практикум «Современная архитектура» - передача объёма,
пространства, обобщение формы, проработка деталей переднего плана
и отдельных частей композиции;
• Мастер-класс «Новогодняя открытка» - создание визуальной текстуры
изображаемых предметов, рисование по образцу;
• Самостоятельная работа «Весенний пейзаж» - комбинирование
изученных техник для достижения поставленной задачи, рисование по
фотографии, передача пространства, текстур объектов;
• Самостоятельная работа «Летний пейзаж» - рисование по замыслу,
техника «сухая кисть».
Раздел 2. Рисунок
2.1. Рисование с натуры
Создание выразительного изображения при помощи простых карандашей
разной мягкости: Т, ТМ, М, 2М, 4М, 6М. Развитие навыка построения
рисунка с натуры. Определение расположения листа вертикального или
горизонтального. Навык компоновки изображения на плоскости листа.
Развитие глазомера.
Практические работы:
• Практикум «Осенние листья» - изучение выразительных средств
рисунка – точка, линия, штрих, пятно; реалистичное изображение
«живых» листьев разных пород деревьев;
• Практикум «Шар» - изучение понятия объёма; навык передачи
объёмного предмета на плоскости листа при помощи света, полутени,
тени и рефлекса; понятия – собственная и падающая тени; развитие
навыка нанесения штриховки;
• Практикум «Куб» - закрепление знаний об объёме, распределение света
по плоским граням объёмного тела; понятие и построение
перспективы;
• Практикум «Портрет с натуры» - рисование портрета с натуры,
пропорции лица человека, передача объёма при помощи светотеневых
отношений;
• Практикум «Наброски человека с натуры» - быстрые зарисовки фигуры
человека с натуры с передачей характерных особенностей человека без
подробной прорисовки деталей, соблюдение пропорций тела человека;
• Практикум «Рисование деталей головы человека» - анатомическое
построение отдельных частей головы – ушей, глаз, носа, губ;
• Практикум «Построение кисти руки» - анатомическое построение
кисти руки человека в разных положениях, понимание строения
скелета, мышц, движения в суставах.
2.2 .Рисование по замыслу
Практические работы:
• Практикум «Народные промыслы нашего края» - беседа по промыслам
Урала и рисование по замыслу, самостоятельное построение
композиции, применение выразительных средств рисования простыми
карандашами;
• Практикум «Городской квартал» - построение перспективы с двумя
точками схода, рисование городского пейзажа по замыслу, понятие
воздушной перспективы.
Раздел 3. Графика
Чёрно-белое изображение линерами. Повторение выразительных средств
графики – точка, линия, штрих, пятно.
Практические работы:
• Практикум «Орнаментальная композиция» - анализ разных видов
орнаментов, повторение понятия симметрии, составление собственного
орнамента с соблюдением правил симметричного изображения,
применение выразительных средств графики.
• Практикум «Текстуры» - изображение текстур различных поверхностей
– деревянной доски, травы, ткани, коры дерева, шерсти животного,
штукатурки, земли и др..
• Практикум «Русское зодчество» - изучение архитектурных
особенностей русского деревянного зодчества, рисование здания с
фотографии с прорисовкой декоративных элементов.
• Самостоятельная работа «Лесной пейзаж» - составление композиции по
замыслу с применением полученных знаний по графике и прорисовкой
текстур.
• Практикум «Иллюстрация к рассказу» - прослушивание аудиокниги и
иллюстрирование любого эпизода по представлению.
• Мастер-класс «Открытка на День Защитника Отечества» - рисование
по образцу, применение выразительных средств графики для передачи
эмоционального воздействия на зрителя.
• Практикум «Основы построения интерьера» - правила построения
интерьера с одной точкой схода, текстурирование поверхностей,
дизайн интерьера, функциональное расположение мебели.
• Самостоятельная работа «День Победы» - рисование по замыслу,
применение полученных знаний, смысловое наполнение работы.
• Практические работы: "Композиция из линий", "Композиция из
геометрических предметов", "Моя Россия", "Фантастическое
животное", "Букет цветов", "Ритм", "Наскальное искусство",
"Новогодняя ночь", "Живое пространство города", "Парк бабочек",
"Тихая ночь", "Современная архитектура", "Город будущего" и т. д.
Учебный план
Третий год обучения (продвинутый уровень)
№
Название раздела.
п/п
Темы занятий.
1. Живопись
1.1. Колористика
Количество часов.
всего теория практика
97
26
71
30
10
20
1.2. Ахроматическая
палитра
16
4
12
1.3. Нетрадиционные
техники рисования
10
2
8
1.4. Стили и
направления в
изобразительном
искусстве
41
10
31
Композиция
30
10
20
3. Скетчинг
3.1. Ботаника
95
10
25
3
70
7
3.2. Архитектура
10
3
7
2.
Формы аттестации/
контроля
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Просмотр
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Просмотр
Выставка
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
Выставка
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
Выставка
Конкурс Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
Выставка
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Просмотр
Выставка
Просмотр
3.3. Открытки
15
5
10
3.4. Анималистика
5
1
4
3.5. Fasion - коллекция
5
1
4
3.6. Портрет
31
7
24
3.7. Морские
приключения
10
2
8
3.8. Вкусные зарисовки
15
3
12
228
61
167
Итого:
Педагогическое
наблюдение
Самоконтроль
Просмотр
Выставка
Взаимоконтроль
Коллективное
обсуждение
Просмотр
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Выставка
Анализ работы
Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
Выставка
Коллективное
обсуждение
Содержание учебного плана
Третий год обучения (продвинутый уровень)
Раздел 1. Живопись
1.1. Колористика
Понятия: Цвет. Колористика. Однотоновая гармония. Типы цветовых
гармоний и принципы их построения. Принцип однотоновой гармонии.
Принцип
родственной
гармонии.
Принцип
полярной
гармонии
дополнительных цветов. Принцип конструктивного построения - цвета
располагаются на концах, вписанных в круг геометрических фигур:
треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т. д. Воздействие цвета
на человека. Применение колористики в жизни человека.
Практические работы:
• Упражнение «Система из пяти двенадцатичастных кругов» - изучение
типов цветовых гармоний и принципов их построения на пяти кругах.
• Практикум «Палитра цвета» - составление цветового сочетания
согласно принципу однотоновой гармонии, рисование композиции по
замыслу в соответствии с полученной цветовой палитрой.
• Практикум «Родственные цвета» - составление цветового сочетания
согласно принципу родственной гармонии, рисование композиции по
замыслу в соответствии с полученной цветовой палитрой.
• Практикум «Дополнительные цвета» - составление цветового
сочетания согласно принципу полярной гармонии дополнительных
цветов, рисование композиции по замыслу в соответствии с
полученной цветовой палитрой.
• Практикум «Прямоугольник» - составление цветового сочетания
согласно принципу конструктивного построения. Рисование
композиции по замыслу в соответствии с полученной цветовой
палитрой.
1.2. Ахроматическая палитра
Ахроматические цвета. Тоновые отношения. Изображение воздушной
перспективы при помощи ахроматических цветов.
Практические работы:
• Практикум «Чёрно-белый натюрморт» - рисование натюрморта с
натуры, разбор тоновых отношений, передача объёма при помощи
ахроматических цветов.
• Самостоятельная работа «Анималистика» - изображение портрета
животного в ахроматической цветовой гамме, работа с пятном.
• Практикум «Пейзаж» - рисование декоративного изображения пейзажа
по замыслу в ахроматической цветовой гамме, работа с воздушной
перспективой.
• Практикум «Портрет» - изображение человека с натуры или с цветной
фотографии в ахроматической палитре, работа с объёмом,
выразительностью.
1.3. Нетрадиционные техники рисования
Понятие и виды нетрадиционных техник рисования. Преимущества и
недостатки нетрадиционных техник рисования по сравнению с
традиционными. Граттаж. Кляксография. Нить.
Практические работы:
• Коллективная работа «Фантазия» - создание изображения при помощи
нетрадиционной
техники
рисования
нитью,
использование
ограниченной цветовой палитры.
• Практикум «Город друзей» - создание изображения городского
пейзажа в технике граттажа.
• Практикум «Ветка сакуры» - рисование тушью или акварелью в
технике кляксографии.
1.4. Стили и направления в изобразительном искусстве
Исторически сложившиеся стили и направления в изобразительном
искусстве. Абстракционизм и его особенности. Самые знаменитые
представители абстракционизма - В. Кандинский, К. Малевич, Пабло
Пикассо, Пит Модриан. Кубизм и его особенности. История возникновения
кубизма. Примеры работ художников направления – кубизм: полотна
Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), некоторые картины
Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина. Сюрреализм, его
особенности. Величайшие мастера-сюрреалисты – Сальвадор Дали, Макс
Эрнст, Рене Магритт. Фовизм, его особенности. Группа художников,
работавших в этом течении: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А.
Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген. Аналитическое искусство.
Теоретическое обоснование Павлом Филоновым. Примеры работ.
Модернизм. Работы художников в данном направлении. Поп-арт. История
возникновения. Представители течения: Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой
Лихтенштейн.
Практические работы:
• Практикум «Дождливый день» - изображение по замыслу городского
пейзажа в дождливую погоду в стиле абстракционизма.
• Практикум «Портрет человека» - рисование по фотографии портрета
человека в технике «кубизм».
• Практикум «Фантастичнее вымысла» - рисование композиции по
замыслу в стиле сюрреализма.
• Практикум «Фовизм».
• Практикум «Аналитическое искусство» - способ рисования - от
частного к общему.
• Практикум «Модернизм».
• Практикум «Поп-арт».
Раздел 2. Композиция
Композиция из геометрических предметов. Основы композиции: симметрия,
диссимметрия. Понятия контраста и нюанса. Способы составления коллажа
из журнальных вырезок. Аналоги работ. Символизм в изобразительном
искусстве. Стилизованное изображение.
Практические работы:
• Практикум «Основы композиции: композиционный центр, равновесие,
ритм» - построение композиции из геометрических предметов, пятен,
затем по полученному эскизу создание сюжетной композиции.
• Практикум «Основы композиции: симметрия, диссимметрия» построение композиции из геометрических предметов, пятен, затем по
полученному эскизу создание сюжетной композиции, закрепление
понятий симметрии и диссимметрии.
• Практикум «Основы композиции: контраст, нюанс» - закрепление
понятий контраст и нюанс, построение композиции из геометрических
предметов, пятен, затем по полученному эскизу создание сюжетной
композиции.
• Практикум «Коллаж из журнальных вырезок» - составление сюжетной
композиции из кусочков журнальных вырезок.
• Практикум «Условно-стилизованное изображение обитателей водного
мира» - работа с символами, упрощение, стилизация реалистичного
изображения с применением изученных раннее композиционных
приёмов.
• Практикум «Условно-стилизованное изображение человека» стилизация образа человека, работа с символами, с ассоциациями;
• Практикум «Город будущего. Сюрреализм» - рисованию сюжетной
композиции по замыслу, беседа по современным технологиям,
развитие фантазии.
• Практикум «Мозаика-портрет» - составление портрета из одинаковых
кусочков цветной бумаги, применение выразительных средств
композиции.
• Коллективная работа «Город друзей» - создание коллективной работы с
применением ранее полученных знаний по композиции, работа в
команде.
Раздел 3. Скетчинг
Скетчинг. Виды скетчинга. Примеры работ разных авторов.
3.1. Ботаника
Ботанический скетчинг. Примеры работ авторов.
Практические работы:
• Практикум «Листья» - прорисовка прожилок листьев, работа со светом
и тенью.
• Практикум «Тюльпан» - выразительное изображение цветка с натуры
или по фотографии.
• Практикум «Ягодный коктейль» - особенности рисования лесных ягод,
работа с объёмом, цветом, акцент на предмете и лёгкий прозрачный
фон.
• Практикум «Грибы» - варианты изображения различных лесных
грибов, способы передачи ощущения живой природы.
• Практикум «Подсолнухи» - яркое изображение с положительной
энергетикой, прорисовка мелких деталей.
• Практикум «Деревья» - варианты изображения стволов и крон деревьев
с передачей их характерных особенностей.
3.2. Архитектура
Архитектурный скетчинг. Особенности рисования. Примеры работ авторов.
Практические работы:
• Практикум «Парижские улочки» - рисование по фотографии,
схематичное построение, работа с перспективой, прорисовка
•
•
•
•
•
декоративных элементов на переднем плане и обобщение заднего
плана.
Практикум «Входная группа» - подробное рисование архитектурных
элементов входной группы, работа с цветом.
Практикум «Балкончик» - живописное изображение архитектурной
формы с добавлением озеленения, выделение ближнего плана, работа
со светом.
Практикум «Панорама» - быстрая зарисовка панорамы городской
среды, передача воздушной перспективы.
Практикум «Городской пейзаж» - работа с передним и задним планом,
обобщённое изображение людей в городском пейзаже.
Практикум «Прогулка» - зарисовка элементов городской среды с
передачей атмосферы времени суток и степени освещённости.
3.3. Открытки
История
возникновения
открытки.
Виды
открыток.
Варианты
поздравительных открыток. Примеры работ авторов.
Практикумы по изготовлению открыток в технике скетчинга:
• «Для мамы» - создание праздничного настроения, передача теплоты и
душевности средствами колористики, мягкие формы.
• «С Днём учителя» - осенняя открытка с элементами растительных
форм и бытовых предметов, значение выбора цветовой гаммы для
достижения нужного результата.
• «Новогодняя» - яркая атмосферная открытка с многообразными
вариантами решения.
• Практикум «Рождественская» - изображение света от свечей, передача
теплоты атмосферы уюта.
• Практикум «Валентинка» - яркая зарисовка в стиле поп-арт.
• Практикум «День Защитника Отечества» - создание мужской открытки,
отличие от других видов открыток, достижение цели через форму и
цвет.
• Практикум «Праздник весны» - лёгкая весенняя зарисовка на праздник
8 Марта, ограничение палитры цвета.
• Практикум «День Победы» - строгие формы, подбор цветовой гаммы,
значение линии и композиции для достижения нужного результата.
• Практикум «С Днём Рождения!» - работа с цветовой гаммой.
3.4. Анималистика
Особенности рисования птиц. Сюжетная композиция с одним животным.
Сюжетная композиция с несколькими животными. Особенности рисования
травоядных животных и хищников. Работа с акцентными точками.
Практические работы:
• Практикум «Фламинго» - особенности рисования птиц, строение тела;
• Практикум «Семейство лис» - сюжетная композиция о жизни лис,
работа с цветом и компоновкой.
• Практикум «Котики» - способы рисования шёрстки животного,
передача эффекта пушистости, акцентные точки.
• Практикум «Хищные животные» - средства передачи атмосферы
тревожности, проработка мышц и клыков.
• Самостоятельная работа «Животный мир» - рисование животного на
выбор с применением полученных знаний.
3.5 .Fasion – коллекция
Стилистическая работа с образом человека. Зарисовки предметов косметики
и парфюмерии. Особенности рисования элементов и представителей fasion индустрии. Примеры работ авторов.
Практические работы:
• Практикум «Chanel№5» - изображение стеклянного флакона, передача
толщины стекла с помощью акварели, акцент на предмете, размытый
фон.
• Практикум «Косметичка» - зарисовка предметов женской косметики,
работа с цветом и акцентами, значение компоновки и динамичной
композиции для достижения желаемого результата;
• Практикум «Свет мой, зеркалье» - зарисовка зеркала и отражения в
нём, проработка мелких деталей.
• Практикум «Показ мод» - стилизация образа человека, варианты
изображения фигуры человека в статике и в движении.
• Практикум «Коллекция Зима» - работа в роли модельера, прорисовка
текстур тканей, меха.
• Практикум «Коллекция Весна» - работа в роли модельера, подбор
цветовой гаммы, лёгкое весеннее настроение.
• Практикум «Коллекция Лето» - работа в роли модельера, изображение
рисунка ткани, прорисовка аксессуаров.
• Самостоятельная работа «Мой кумир» - изображение известной
личности на выбор, применение полученных знаний на практике.
3.6.Портрет
Быстрые наброски портрета человека с натуры и по фотографии. Виды
набросков. Варианты создания набросков в скетчинге. Повторение
пропорций лица и тела человека.
Практические работы:
• Практикум «Женский портрет» - передача фактуры волос, соблюдение
пропорций лица человека, мягкие формы.
• Практикум «Мужской портрет» - особенности рисования мужского
портрета, отличие строения лица, работа с акцентами.
• Практикум «Ребёнок» - особенности рисования детского портрета,
пропорции лица ребёнка.
• Практикум «Семейное фото» - работа с группой людей, соразмерность,
соблюдение пропорций.
3.7. Морские приключения
Особенности рисования воды, морских волн, морского пейзажа.Создание
атмосферы жарких стран. Правило золотого сечения в композиции.
Практические работы:
• Практикум «Яхта» - рисование лёгкого судна на волнах, строение
волны, ближний и дальний планы.
• Практикум «Маяк» - правило золотого сечения.
• Практикум «Пляжный отдых» - зарисовка предметов пляжного отдыха,
составление композиции, проработка деталей, размытый фон.
• Практикум «Огромный кит» - изображение морских обитателей, толщи
воды, преломление световых лучей под водой.
3.8. Вкусные зарисовки
Особенности изображения предметов кулинарии, напитков. Выбор ракурса,
окружения. Основы самостоятельного выкладывания натюрморта для
дальнейшего рисования.
Практические работы:
• Практикум «Черничный капкейк» - основные приёмы изображения
выпечки, выбор ракурса.
• Практикум «Макаруны» - яркая зарисовка сладостей, прорисовка
деталей.
• Практикум «Перерыв на кофе» - выбор ракурса изображения,
прорисовка элементов сервировки стола, изображение жидкости.
• Самостоятельная работа «Завтрак в кафе» - натюрмортная зарисовка
предметов кулинарии, применение полученных знаний на практике.
1.4.Планируемые результаты
Изучение данной программы дает возможность учащимся достичь
следующих результатов:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
• осознание изобразительного искусства как способа познания и
эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей
и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятие изобразительного искусства как части национальной
культуры;· положительная мотивация и познавательный интерес к
изучению классического и современного искусства; к знакомству с
выдающимися произведениями отечественной художественной
культуры;
• понимание богатства и разнообразия художественных средств для
выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
• основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к
миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
• устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой культуры;
• понимания ценности искусства в сотворении гармонии между
человеком и окружающим миром;
• восприятие и оценка произведений изобразительного, декоративного и
народного искусства, дизайна и архитектуры;
• художественный вкус, способности оценивать окружающий мир по
законам красоты;
• способности выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру;
• понимание причин успеха в творческой деятельности;
• способности к самооценке.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:·
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой
работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы
инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при
создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать
результаты собственной и коллективной художественно-творческой
работы по выбранным критерия
учащиеся получат возможность:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении
художественно-творческих задач;
• осуществлять
самостоятельную
художественно-творческую
деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
самостоятельной художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы входе выполнения художественнотворческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Предметные результаты
К концу первого года обучения учащиеся будут знать:
1. Названия основных и дополнительных цветов.
2. Жанры живописи.
3. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.
4. Как правильно организовать свое рабочее место.
5. Как располагать лист в зависимости от замысла (вертикально
или
горизонтально).
6. Технология работы с гуашью и акварелью.
7. Техники нанесения красок.
8. Тёплые и холодные цвета.
9. цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и
холодные цвета;
будут уметь:
1. Пользоваться инструментами: карандашами, красками, кистью, палитрой,
линером.
2. Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
3. Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.
4. Смешивать цвета.
5. Моделировать художественно - выразительные формы геометрических и
растительных форм.
К концу второго года обучения учащиеся будут знать:
1. Названия основных и дополнительных цветов.
2. Виды и жанры изобразительно искусства.
3. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.
4. Как правильно организовать свое рабочее место.
5. Как располагать лист в зависимости от замысла (вертикально
или
горизонтально).
6. Технология работы с гуашью, акварелью, пастелью.
7. Техники нанесения красок.
8. Основы колористики.
9. Основы графики.
10. Пропорции тела и лица человека.
11. Основы композиции.
будут уметь:
1. Пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками,
кистью, палитрой, линером, пастелью.
2. Создавать эскизы работ.
3. Правильно компоновать изображение на плоскости.
4. Передавать настроение работы при помощи цвета.
5. Создавать художественный образ и выдерживать тематику композиции.
6. Использовать различные изобразительные техники и приёмы.
7. Самостоятельно анализировать рисунок.
8. Различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический,
батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного
искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия,
компьютерная графика), живопись, скульптура.
9. Передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени
К концу третьего года обучения учащиеся будут знать:
1. Основы колористики.
2. Основы композиции.
3. Выразительные средства композиции.
4. Выразительные средства графики.
5. Основы перспективы.
6. Пропорции тела и лица человека.
7. Этапы работы при рисовании с натуры.
будут уметь:
1. Передавать объём, пропорции.
2. Рисовать изображение с натуры, по замыслу и по памяти.
3. Владеть различными изобразительными техниками.
4. Самостоятельно выкладывать предметы в натюрморт.
5. Выполнять зарисовки с натуры на пленэре.
6. Самостоятельно выбирать тему для работы, выстраивать композицию на
листе.
7. Анализировать результат своей работы.
8. Выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по
памяти и воображению в разных художественных техниках.
9. Изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов,
человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы
Учебный кабинет
Столы и стулья
Школьная доска
Стенд для оформления выставки работ учащихся
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
1 год обучения
1. Акварельная бумага формата А3
2. Бумага для графических работ формата А4
3. Акварель
4. Гуашь
5. Простые карандаши разной мягкости
6. Резинка
7. Линер чёрного цвета
8. Палитра
9. Баночка для воды
10. Кисти белка
11. Кисти синтетика
12. Восковая свеча белая
13. Лоскуты ткани
14. Ножницы
15. Клей ПВА
16. Губка
2 год обучения
1. Акварельная бумага формата А3
2. Бумага для графических работ формата А4
3. Пастельная бумага А3
4. Акварель
5. Гуашь
6. Простые карандаши разной мягкости
7. Резинка
8. Линер чёрного цвета
9. Палитра
10. Баночка для воды
11. Кисти белка
12. Кисти синтетика
13. Пастель
14. Предметы для натюрморта
3 год обучения
1. Акварельная бумага формата А3
2. Бумага для графических работ формата А4
3. Пастельная бумага А3
4. Акварель
5. Гуашь
6. Простые карандаши разной мягкости
7. Резинка
8. Линер чёрного цвета
9. Палитра
10. Баночка для воды
11. Кисти белка
12. Кисти синтетика
13. Пастель
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах изобразительного
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы
Комплект презентации к учебным занятиям и досуговых мероприятиям.
Интернет-ресурсы:
• Трушникова М., Электронная книга "Удовольствие рисования",
интернет ресурс: http://graphic.org.ru
• "Разнообразие искусства – стили и типы живописи", интернет ресурс:
https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stili-i-tipy-zhivopisi.html
• "История
живописи",
интернет
ресурс:
http://историяживописи.рф/аналитическое-искусство/
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности
При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала и закрепляется практическим
освоением темы.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях
изобразительной
деятельностью
используются
следующие методы
обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею –
открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся,
помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно
активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре
возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод
диалогичности.
Педагог
и
учащийся
собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках
необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной
и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность
пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого,
где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам
выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам
изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ
учащихся, занятия - вернисажи. Таким образом, создаются условия для
сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных
задач Программы является задача формирования у учащихся творческого и
познавательного процесса, познание окружающего мира.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения
проведения занятий:
Занятия-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями,
терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Занятия-конкурсы: «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в
игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен
материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать,
строить рисунок, искать ошибки.
Занятия-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из
трех-пяти предложенных вариантов.
Занятие - прогулка/путешествие.
Занятие - панорама.
Занятие – репортаж с выставки.
Занятие – викторина.
Занятие - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры,
ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует.
Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она
стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
Для развития творческих способностей на занятиях ИЗО –
деятельностью широко используются ИКТ - технологии. Это создает на
занятии эмоциональный настрой, помогает разнообразить формы проведения
занятий, расширяет спектр используемого педагогом дидактического
материала и т.д.
Программа предполагает использование различных форм и приемов работы,
что позволяет учащимся активно включаться в творческий процесс.
Формы обучения:
✓ информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог;
✓ художественное восприятие – рассматривание, демонстрация,
экскурсия;
✓ изобразительная
деятельность
–
индивидуально-групповая,
коллективная;
✓ художественная коммуникация – обсуждение, высказывание,
слушание музыки, чтение литературных произведений;
✓ мотивирующее обучение - совместная деятельность педагога и
учащихся;
✓ активный творческий поиск (педагога и учащихся);
✓ дифференцированный подход.
Обеспечение программы методической продукцией
1.Информационно дидактические материалы
• Шаблоны кленовых листьев
• Разные виды образцов (более 20 разновидностей)
• Засохшие осенние листья (разные и много)
• Игра «Составь свой натюрморт»
• Шаблоны разных животных и птиц (более 20 разных)
• Изображение апельсина
• Трафареты куриного яйца
• Трафарет матрешки
• Дидактическая игра
«Далеко - близко»
• Дидактическая игра «Угадай-ка»
• Дидактическая игра «Скульптура или рельеф»
• Дидактическая игра «Я - рельеф?»
• Дидактическая игра «Узнай композицию»
• Дидактическая игра «Знаем ли мы скульпторов?»
• Дидактическая игра «Скульптура или рельеф?»
• Дидактическая игра «Составь свой натюрморт»
• Репродукции картин знаменитых художников.
• Аналоги работ по теме
• Предметы для натюрморта.
2.Контрольные и проверочные пособия
• Викторина «Виды искусства»
• Проверочный тест: «Инструменты и материалы»,
•
•
•
•
•
•
•
•
Тесты П.Торранса
Контрольная работа: «Открой искусство!»
Проверочный тест № 1 «Жанры живописи»,
Проверочный тест № 2 «Жанры живописи»,
Проверочный тест № 3 «Изобразительные материалы»,
Контрольная работа «Цветовые характеристики»,
Проверочный тест «Познаём искусство»,
Кроссворд: «Средства выразительности графики»
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Средством контроля освоения программы является Программа
педагогического мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного
года.
Изучаемый параметр
Формы и методы диагностики
результата
Нулевой этап (18-20 сентября)
1. Теоретическая подготовка:
Тест «Основные и дополнительные
цвета»
• Основные и дополнительные
Педагогическая диагностика
цвета
• Основы изобразительного
Тест «Общие знания по ИЗО»
искусства
2. Практические навыки:
Творческое задание «Дорисовывание
кругов»
• Фантазирование
Упражнение «Утро. День. Вечер. Ночь»
• Основы колористики
• Художественная грамотность Анализ продуктов деятельности
Практическая работа «Осенний пейзаж»
исполнения
(живопись, гуашь)
Практическая работа «Зимний пейзаж»
(пастель)
Самостоятельная работа «Чудеса
природы» (графика)
Педагогическое наблюдение
3. Ключевые компетенции
Методика "Какие предметы спрятаны в
компетентность
в
сфере рисунках"
собственного
здоровья: Методика «Продолжи
физического,
эмоционального, последовательность»
психологического,
Анализ продуктов деятельности
интеллектуального
Метод педагогического наблюдения
Педагогическая диагностика
4. Уровень воспитанности
Диагностическая программа изучения
уровней воспитанности учащихся
Педагогическая диагностика
Итоговый этап (25-28)
1. Теоретическая подготовка:
Тест «Жанры живописи»
Жанры живописи
Тест «Композиция»
Основы композиции
Педагогическое наблюдение
Проверочные тесты
2. Практические навыки:
Упражнение «Дорисуй»
Оригинальность решения задач на Анализ продуктов деятельности Метод
воображение
педагогического наблюдения
3. Ключевые компетенции
Выполнение коллективных работ,
компетенции,
относящиеся
к групповые игры
взаимодействию с другими людьми, Метод педагогического наблюдения
социумом
4. Уровень воспитанности
Методика «Качества личности, которые
надо выработать в себе, чтобы достичь
успеха»
Педагогическая диагностика
3.Список литературы
1. Бриджмен Дж., "Человек как художественный образ. Полный курс
анатомического рисования", М: "Эксмо", 2015.
2. Буймистру Т. А., "Колористика", М: "Ниола-Пресс", 2018.
3. Ли Николай "Основы учебного академического рисунка", М: "Эксмо",
2014.
4. Лыкова И.А., "Изобразительная деятельность", М: "Сфера", 2018.
5. Полякова И., Сапожникова Т. «Особенности обучения школьников по
программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд», М.: Просвет, 2017
6. Сокольникова Н.М. "Основы композиции", г. Обнинск, "ТИТУЛ", 2015.
7. Стародуб К. И, Евдокимова Н. А., "Рисунок и живопись. От
реалистического изображения к условно-стилизованному», Ростов н/Д:
"Феникс", 2017.