ДОП Школа рукоделия 2025-2026

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»

Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025

Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО- ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:23:40 +05'00'
"КОНТАКТ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Школа рукоделия»
(развитие творческих способностей детей и подростков
средствами ДПИ)

Возраст обучающихся: 7 -14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Тармасова Елена Викторовна, ПДО ВКК

г.Екатеринбург

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.Пояснительная записка
“Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б. Астафьев

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа рукоделия»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области,
• приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность. В формировании личности ребенка декоративноприкладное искусство играет важную роль. Уже в раннем возрасте у ребенка
можно и нужно развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение
понимать и ценить произведения искусства, красоту. Декоративно2

прикладное творчество дает возможность ребенку передать свои впечатления
с помощью таких обыденных вещей, как нитки, лоскутки ткани, бусины и
т.д. Этот процесс вызывает чувство радости, осознание собственных
творческих способностей. Стремление детей достичь результатов формирует
настойчивость в достижение цели. При выполнении коллективных работ
дети получают опыт общения, сотрудничества.
Адресат программы: дети и подростки от 7 до 14 лет. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Младший и
средний школьный возраст характерен развитием и обогащением
эмоционального мира, вызывающим множество эстетических переживаний,
которые сложно выразить и осмыслить без помощи декоративноприкладного искусства. С этим связано стремление детей реализовать свой
творческий потенциал, желание посещать объединения художественного
творчества. Поддерживать потребность творческой деятельности – задача
учреждения дополнительного образования детей.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Количество учащихся в группе 12-13 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 108 часов в год;
2 год обучения – 228 часа в год.
Срок реализации программы: 2 года.
Периодичность и продолжительность занятий:
1-й год обучения – занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических
часа с двумя перерывами по 10 минут.
2-й год обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа с 2
перерывами по 10 минут. 1 час равен 45 минутам.
Данная программа ориентирована на активизацию творческих
способностей детей и развития у них основ профессионального мастерства.
Учащиеся получают первоначальные технологические знания и навыки,
знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при работе,
изготавливают простые изделия, учатся конструировать и моделировать из
различных материалов. Значительное внимание на этом этапе уделяется
развитию наглядно-образного, пространственного, цветового мышления,
композиционного, а также творческих способностей, творческого
воображения, самостоятельности, мелкой моторики рук.
Программа «Школа рукоделия» разработана с учетом особенностей,
возможностей учреждения дополнительного образования, является откликом
на социальный заказ общества и потребности детей, которые вызваны
следующими основными мотивами:
- возможность получения дополнительных знаний и навыков по
интересующему виду деятельности;
- возможность самораскрытия, самоутверждения;
- получение определенных элементов социальной защищенности;
- психологическая разгрузка;
3

- возможность дополнительного общения со сверстниками.
Отличительная особенность программы в том, что большое внимание
уделялось сочетанию традиционных видов рукоделия и новых, современных
направлений рукоделия, таких как «скрапбукинг», «декупаж» и др., а так же
использованию приемов из различных декоративных техник в одном
изделии.
Уровень программы 1-ый год обучения – «стартовый», 2-ой год
обучения - «базовый». Учащиеся получают технологические знания и
навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при
работе, изготавливают простые изделия, учатся конструировать и
моделировать из различных материалов. Значительное внимание уделяется
развитию наглядно-образного, пространственного, цветового мышления,
композиционного, а также творческих способностей, творческого
воображения, самостоятельности, мелкой моторики рук.
Учащиеся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют
технологией и различными материалами при изготовлении изделий,
совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им само
выразиться.
Программа
составлена
с
учетом
принципов
системности,
последовательности и индивидуализации. Все темы связаны между собой по
принципу «от простого - к сложному». Изделия усложняются от занятия к
занятию, при этом вводятся новые понятия и приемы работы. По мере роста
практических навыков и умений обучающихся, усложняется содержание и
сам процесс творческой деятельности. Если в начале обучения дети
выполняют изделия по заданному образцу, лишь с элементами творчества, то
с течением времени доля творческой составляющей растет от изделия к
изделию. Так, например, в разделе «Куклы примитивы» игрушка полностью
выполняется по собственному творческому проекту. Таким образом,
обеспечивается развитие творческих способностей учащихся.
Разнообразие видов техник и материалов, используемых в программе,
способствует развитию сенсомоторики, внимания, любознательности,
эстетического вкуса, расширению детского кругозора, знакомит с важными
элементами и основами профессиональной деятельности в области
художественных промыслов.
Много внимания уделяется в программе изучению теоретического
материала по истории развития декоративно-прикладного искусства. Для
этого в тематический план курса включены и беседы с использованием
иллюстративного материала. Однако основное место отводится практической
работе, в процессе которой творческие идеи и замыслы находят свое
воплощение в изделиях. Неотъемлемой частью дополнительного образования
является индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, при этом
учитывается уровень подготовленности ребенка, психолого-возрастные
особенности обучающихся, особенности здоровья, леворукость.
4

Занятия творчеством немыслимо без создания педагогом в группе
особой эмоциональной атмосферы, увлеченности. Постоянные живые
диалоги и беседы с детьми, а также окружающие детей зрительные образы
(учебный кабинет объединения «Школа рукоделия» - это своеобразный
музей детского творчества, в экспозиции которого собраны работы
обучающихся) - это те средства, которые влияют на развитие
художественной эмпатии ребенка. Кроме того, для создания теплой
эмоциональной обстановки и атмосферы психологической поддержки на
занятиях используются разнообразные игровые упражнения, деловые и
сюжетно-ролевые игры, веселые переменки.
Коллективная работа способствует не только разностороннему
коммуникативному развитию учащихся, но и формированию их
нравственных качеств. Дружно творить - вот что помогает детям получать
для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с
коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом,
чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами,
исполнителями, отдельными детьми не был ущемлен.
Досуговые и воспитательные мероприятия, изготовление сувениров
проводятся к следующим праздникам: Новый год, Рождество, 23 февраля, 8
Марта, День победы.
Для родителей в объединении проводятся родительские собрания презентации творческих успехов, мастер-классы, Такая работа способствует
формированию общих интересов детей и родителей, эмоциональной и
духовной близости.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка средствами
декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
1-ый год обучения (Стартовый уровень)
• познакомить учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества;
• научить детей владеть различными техниками работы с
материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в
работе.
2-ой год обучения (Базовый уровень)
• обучить технологиям разных видов рукоделия;
• сформировать умение самостоятельно решать познавательные
задачи в процессе изготовления работ.
Воспитательные:
1-ый год обучения (Стартовый уровень)
5

• сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному
искусству;
• создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с
учащимися, а также с их родителями;
2-ой год обучения (Базовый уровень)
• воспитывать
чувства
коллективизма,
взаимопомощи,
ответственности;
• воспитывать уважение к национальной культуре России.
Развивающие:
1-ый год обучения (Стартовый уровень)
• создавать условия для развития личности каждого учащегося,
раскрытия его способностей к творчеству;
• развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание.
2-ой год обучения (Базовый уровень)
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• развивать моторику рук, глазомер.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
1 год обучения (стартовый уровень)
№
Тема

п\п

Вводное занятие
Текстильная народная
кукла
1.1. Крупеничка (зернушка)

В том числе

Всего
часов

теория

практика

3

1

2

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

форма контроля
Беседа

1.

1.2. Кубышка травница
1.3. Куколка на выхвалку

2.

Куклы примитивы

2.1. Кукла Дотти
2.2. Ангел

Наблюдение, беседа
тестирование
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль
тестирование
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение, опрос,
тестирование
Наблюдение,
самоконтроль
6

2.3. Снеговик
6
3.

1

5

тестирование
Наблюдение,
Викторина
Тестирование

Декупаж

3.1. Материалы и
инструменты. Основные
приемы работы
3.2. Декупаж объекта
декорирования на выбор
4.
Мозаика из яичной
скорлупы
4.1 Пано «Ромашки»

Викторина
2

1

1

6

1

5

2

1

1

4

1

3

5.1. Пингвин

6

1

5

Творческая работа

5.2. Цветок

4

1

3

Творческая работа

5.3. Бабочка

4

1

3

Творческая работа

6.1. Крокус

7

1

6

Творческая работа

6.2. Мак

4

1

3

Творческая работа

6.3

Роза

6

1

5

Творческая работа

7.

Текстильные цветы
6

1

5

7.2. Цветок из органзы

6

2

4

Творческая работа

7.3. Роза из атласных лент

6

1

5

Творческая работа

7.4. Цветы из фетра

6

1

5

Творческая работа

108

21

87

4.2

Шкатулка «Лето»

5.

Поделки из пластиковых

Наблюдение
опрос
Наблюдение,
Тестирование

бутылок

6.

Цветы из
гофрированной бумаги

7.1. Цветок из джинсовой
ткани

Всего часов

Творческая работа

7

Содержание учебного плана
1 год обучения (стартовый уровень)
Вводное занятие
Знакомство с содержанием курса. История возникновения куклы в России.
Кукла как часть народной традиции.
Типы и назначение народной куклы.
Виды народной куклы: «пеленашка», «кубышка травница», «крупеничка»,
«кормилка», «неразлучники». Типы и назначение народной куклы.
Авторская кукла. Виды авторской куклы: куклы «one-of-a-kind» - куклы
изображающие
киногероя,
знаменитость или
сказочный
персонаж,
коллекционные куклы «limited edition», фарфоровые куклы «репликанты»,
портретные куклы.
Декоративная техника «Декупаж». История возникновения декоративной
техники. Виды декупажа.
Цветы из гофрированной бумаги.
Текстильные украшения.
Практическая работа
Экскурсия в Музей кукол и детской книги «Страна чудес».
Тема 1. Текстильная народная кукла
1.1. «Крупеничка»
История и традиции выполнения куклы. Виды швов (игла вперед, игла назад,
петельный шов, соединительный шов).
Костюм куклы: рубашка (она же тело), сарафан, передник, пояс, косынка, платок.
Практическая работа
• Отработка практических навыков выполнения ручных швов, освоение
технологии их выполнения.
• Тест «Виды швов» (закрепление теоретических знаний о видах швов).
• Практикум «Крупенчика» (освоение технологии изготовления куклы,
формирование практических навыков работы с тканью, формирование навыков
работы с тканью).
1.2. «Кубышка травница»
История возникновения куклы. Традиции выполнения куклы. Роль передника в
русском костюме. Костюм куклы. Поэтапный сбор куклы (работа с выкройкой,
раскрой деталей куклы, сметка, сшивание деталей, набивка деталей
наполнителем, соединение деталей куклы).
Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
• Отработка практического навыка соединения туловища с головой
• Творческий конкурс « Самый красивый фартучек».
8

1.3. «Куколка на Выхвалку»
История возникновения куклы. Значение выбора цвета тканей и фурнитуры.
Шесть этапов изготовления куклы (работа с выкройкой, раскрой деталей куклы,
сметка, сшивание деталей, набивка деталей наполнителем, соединение деталей
куклы).
Практическая работа
• Раскрой куклы.
• Сшивание деталей.
• Набивка куклы наполнителем.
• Формирование костюма куклы.
• Организация выставки кукол для родителей и обучающихся
ДЮЦ
«Контакт» (создание ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
Тема 2. Куклы примитивы
2.1. Кукла «Дотти»
Современная примитивная кукла Дотти. Подбор материалов. Подбор
фурнитуры. Технологический процесс (работа с выкройкой, раскрой деталей
куклы, сметка, сшивание деталей, набивка деталей наполнителем, соединение
деталей куклы). Оформление куклы.
Практическая работа
• Разработка эскиза куклы и выполнение куклы по собственному замыслу.
• Художественное оформление образа (развитие фантазии и воображения)
• Игра: «Веселая иголочка» (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия).
2.2. «Ангел»
Кукла и ее образ. Решение художественного образа. Цветовое решение.
Технологический процесс: эскиз, выкройка, изготовление шаблона, раскрой,
сметка, пошив, набивка, сборка, оформление.
Практическая работа
• Разработка эскиза и выполнение фигурки ангела по собственному замыслу.
• Роспись лица ангела.
• Декорирование куклы.
2.3. «Снеговик»
Кукла и ее характер. Крой на основе выкройки ранее пройденной
текстильной народной куклы «Кубышка-травница». Цветовое решение игрушки.
Гармония сочетаний. Шесть этапов изготовления куклы (работа с выкройкой,
раскрой деталей куклы, сметка, сшивание деталей, набивка деталей
наполнителем, соединение деталей куклы).
Практическая работа
• Выполнение куклы: раскрой, пошив, набивка, оформление лица.
9

• Коллективно – групповое задание «История про снеговика» (Развитие
образного мышления, фантазии, воображения, навыков общения).
• Организация выставки кукол для родителей и обучающихся ДЮЦ «Контакт»
(создание ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
Тема 3. Декупаж
3.1. Материалы и инструменты. Основные приемы работ
История возникновения декоративной техники Декупаж. Виды декупажа.
Материалы и инструменты, применяемые в этой технике (акриловые краски,
акриловый лак, клей ПВА, декупажные карты, салфетки, кисточки).
Практическая работа
• Знакомство с основным материалом техники Декупаж – салфеткой.
• Вырезание из салфеток мотивов.
• Разработка композиции из вырезанных мотивов.
• Способы приклеивания мотивов на декорируемую поверхность.
• Пальчиковая гимнастика.
3.2. Декупаж объекта декорирования на выбор
Подготовка объекта декорирования к декупажу. Понятие «Грунтовка
поверхности». Составление композиции из вырезанных мотивов. Приклеивание
мотивов. Приемы дополнительного оформления изделия.
Практическая работа
•
Подготовка декорируемой поверхности.
•
Грунтовка.
•
Подготовка мотивов.
•
Приклеивание вырезанных из салфетки мотивов и доведение изделия
до окончательного вида.
Тема 4. Мозаика из яичной скорлупы
Основные приемы, применяемые в технике декорирования. Материалы и
инструменты (яичная скорлупа, акриловые краски, клей ПВА, кисточка для
краски, кисть для клея). Возможности мозаики. Предварительная подготовка
яичной скорлупы. Предварительная подготовка декорируемой поверхности.
Яичная скорлупа в технике Декупаж.
Практическая работа
• Разработка эскиза мозаики по собственному замыслу.
• Подготовка (окрашивание яичной скорлупы)
• Изготовление изделия, декорированного в технике мозаика.
• Организация выставки кукол для родителей и обучающихся ДЮЦ «Контакт»
(создание ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
Тема 5. Поделки из пластиковых бутылок
5.1. Пингвин
10

Материалы и инструменты, необходимые для работы с поделками из
пластиковых бутылок: ножницы, пилочка для ногтей, маркер для CD дисков,
акриловые краски, кисточка для краски №14, синтетика. Правила техники
безопасности при работе с пластиковой бутылкой. Приемы работы с акриловыми
красками.
Практическая работа
•
Изготовление фигурки пингвина из 2-х пластиковых бутылок.
•
Выбор цветового решения костюма пингвина.
•
Предварительная грунтовка фигурки.
•
Роспись оперения пингвина, мордочки и костюма.
•
Упражнение на развитие гибкости пальцев.
5.2. Цветок
Основные приемы соединения элементов вырезанных из пластиковой бутылки
и ткани. Приемы декоративного оформления изделия.
Практическая работа
•
Разработка эскиза цветка по собственному замыслу.
•
Вырезание цветка из бутылки.
•
Обработка края лепестка цветка.
•
Присоединение текстильного наполнения лепестка.
•
Соединение цветка, стебля, листика. Окончательное декорирование
цветка.
5.3. Бабочка
Виды бабочек. Цветовое решение бабочки. Технологический процесс
(вырезание бабочки из пластиковой бутылки, обработка края, текстильное
декорирование изделия, роспись акриловыми красками).
Практическая работа
•
Разработка эскиза и выполнение бабочки из пластиковой бутылки по
собственному замыслу.
•
Игра «Полет фантазии» - (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия)
• Организация выставки кукол для родителей и обучающихся ДЮЦ
«Контакт» (создание ситуации успеха, формирование презентационных навыков)
Тема 6. Цветы из гофрированной бумаги
6.1. « Крокус»
Новое популярное направление в дизайне – цветы из гофрированной бумаги.
Основные приемы работы с гофрированной бумагой. Понятие шаблон.
Рациональное использование материала.
Практическая работа
•
Шаблон, крой.
•
Изготовление лепестков крокуса.
11

•
•
•

Соединение лепестков крокуса.
Соединение стебля и головки цветка.
Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

6.2. Мак
Строение мака. Работа с шаблоном на основе предложенного лекала.
Технологический процесс: раскрой деталей, формирование лепестков,
изготовление стебля, соединение цветка.
Практическая работа
•
Шаблон, крой.
•
Изготовление лепестков мака.
•
Соединение лепестков мака с тычинками.
•
Соединение стебля и головки цветка.
•
Игра «Вальс цветов» (развитие творческого воображения и
коммуникативных способностей).
6.3. Роза
Строение розы. Работа с шаблоном на основе предложенного лекала.
Технологический процесс (раскрой деталей, формирование лепестков,
изготовление стебля, соединение цветка).
Практическая работа
• Шаблон, крой.
• Изготовление бутона розы.
• Изготовление лепестков розы.
• Соединение бутона и лепестков розы (формирование распустившегося
цветка)
• Соединение стебля и головки цветка.
• Организация выставки кукол для родителей и детских объединений ДЮЦ.
Тема 7. Текстильные цветы
7.1.Цветок из джинсовой ткани
Аксессуары на основе текстильных цветов. Приемы раскладки и обрисовки
шаблона на ткани. Крой. Рациональное использование материала.
Технологическая карта изготовления изделия (работа с выкройкой, обрисовка
шаблона на ткани, вырезание лепестков, соединение цветка, декорирование
цветка).
Практическая работа
• Изготовление цветка по образцу, с элементами творческих замыслов.
• Упражнение на развитие гибкости пальцев.
7.2. Цветок из органзы

12

Материалы и инструменты: синтетическая ткань «органза», ножницы, игла,
нитки, бусины, бисер. Технологический процесс: раскрой, формирование
лепестка, сборка, художественное оформление серединки цветка.
Практическая работа
• Разработка и выполнение цветка по собственному замыслу.
• Игра «Веселая иголочка» - (формирование коммуникативных навыков и
развитие творческих способностей, воспитание аккуратности и трудолюбия).
7.3. Роза из атласных лент
Виды украшений из атласных лент. Особенности изготовления розы из
атласной ленты. Технологическая карта изготовления розы (работа с лекалом,
раскрой лепестков, соединение лепестков в цветок).
Практическая работа
• Изготовление розы из атласной ленты по образцу с элементами творчества.
• Викторина «Угадай-ка» - (закрепление теоретических знаний по материалам,
формирование коммуникативных способностей).
7.4. Цветы из фетра
Особенности работы с нетканым материалом – фетром. Рациональное
использование материала. Технологическая карта изготовления изделия
(рациональная раскладка лекал на материале, раскрой лепестков, соединение
лепестков в цветок).
Практическая работа
• Разработка эскиза и выполнение украшения из фетра по собственному
замыслу.
• Организация выставки кукол для родителей и детских объединений ДЮЦ.

Учебный план
2 год обучения (базовый уровень)
№

Тема

п\п
Вводное занятие
1.
Текстильная кукла «Тильда»
1.1. Тильда «Заяц»

Всего

В том числе

Формы

часов

теория практика

контроля

3

1

2

18

4

14

24

4

20

1.2. Тильда «Кофейная фея»

Беседа
Наблюдение,
беседа
тестирование
Наблюдение,
опрос,
тестирование
13

1.3. Тильда «Принцесса на
горошине»
Текстильные куклы
«Примитивы»
2.1. Чердачная кукла «Марта»

16

6

10

18

6

12

16
14

6
4

10
10

5

1

4

8

2

6

4

1

3

6

1

5

10

3

7

10

2

8

16

2

12

10
14

3
4

7
10

12

2

10

12

4

8

14

2

12

228

57

171

Наблюдение,
самоконтроль
тестирование

2.

Кофейный кот «Богдан»
Медвежонок «Том»
Вышивка лентами
Основные приемы работы. Виды
швов
3.2. Пано «Ирисы»
2.2.
2.3.
3.
3.1.

4.
4.1

Скрапбукинга
Открытка «С Днем Рождения»

4.2 Блокнот «Для друга»
5.
Плетение из бумаги
5.1. Плетеная карандашница
5.2. Плетеная игольница
6.
Декоративные цветы из ткани
6.1. Украшения из текстильных
цветов
6.2. Брошь «Мак»
6.3 Брошь «Роза»
7.
Украшения из фетра
7.1. Брошь «Сова»
7.2. Брошь «Маргаритка»
7.3. Брошь «Подружка»
Всего часов

Самоконтроль
Выставка
Мини-выставка
Мини-выставка
Наблюдение
Тестирование
Самоконтроль
Выставка
Наблюдение
Тестирование
Самоконтроль
Наблюдение
Тестирование
Самоконтроль
Выставка
Наблюдение
Тестирование
Наблюдение
Тестирование
Самоконтроль
Выставка
Наблюдение
Тестирование
Самоконтроль
Выставка

Содержание учебного плана
2 год обучения (базовый уровень)
Вводное занятие
Знакомство с содержанием курса. Современные популярные текстильные
куклы: Тильда, Тряпинесс, Чердачная, и т. д.
14

Вышивка лентами. История возникновения этого вида вышивки. Виды
вышивки. Варианты декорирования одежды с использованием вышивки
лентами.
Основы скрапбукинга. История возникновения декоративной техники
Скрапбукинг. Варианты применения скрапбукинга.
Плетение из бумаги. Виды плетеных изделий. Возможности плетения из
бумажных трубочек.
Практическая работа
• Просмотр видео фильмов, презентаций, фото-материалов (знакомство с
работами мастеров ДПИ)
• Посещение выставки «7 ролей кукол» в Музее кукол.
Тема 1. Текстильная кукла Тильда
1.1. Текстильная кукла «Тильда - Заяц»
История возникновения куклы Тильда. Знакомство с дизайнером Тони
Финнангер. Виды куклы Тильда. Требования к материалам и фурнитуре при
изготовлении Тильды. Шесть этапов изготовления куклы. Работа с выкройкой.
Раскрой деталей куклы. Сметка. Сшивание деталей. Набивка деталей
наполнителем. Соединение деталей куклы.
Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Физкультминутка. Здоровые глазки.
• Декорирование куклы.
1.2 Текстильная кукла «Тильда - Кофейная фея»
Кукла и ее образ. Работа с предложенной выкройкой. Сборка куклы.
Роль костюма в кукле Тильда Цветовое решение костюма. Работа над
прической куклы. Декорирование куклы.
Практическая работа
• Рассматривание работ мастеров-кукольников
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры
• Раскрой элементов куклы.
• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Декорирование куклы.
• Творческий конкурс «Самая красивая причёска Тильды».
1.3. Текстильная кукла «Тильда - Принцесса на горошине»
Работа с выкройкой. Технология изготовления куклы: работа с выкройкой,
раскрой деталей куклы, сметка, сшивание деталей, набивка деталей
наполнителем, соединение деталей куклы.
15

Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Декорирование куклы.
Тема 2. Текстильные куклы «Примитивы»
2.1. Кукла «Марта»
Современные примитивные куклы. История возникновения кукол
«Примитивов». Чердачная кукла. Основные приемы, применяемые в
изготовлении кукол. Основные требования в подборе тканей и фурнитуры.
Технология изготовления куклы (работа с выкройкой, раскрой деталей куклы,
сметка, сшивание деталей, набивка деталей наполнителем, соединение деталей
куклы).
Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Декорирование куклы.
2.2. Кот «Богдан»
Кукла и ее образ. Решение художественного образа.
Выбор материалов и фурнитуры. Технология изготовления куклы: работа с
выкройкой, раскрой деталей куклы, сметка, сшивание деталей, набивка деталей
наполнителем, соединение деталей куклы.
Приемы тонирования куклы. Акриловые краски и их свойства. Роспись
куклы акриловыми красками.
Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Тонирование куклы.
• Роспись куклы акриловыми красками.
2.3. Медвежонок «Том»
Кукла и ее характер. Решение художественного образа.
Технология изготовления куклы: раскрой, сметка, пошив, набивка деталей
куклы наполнителем, тонирование куклы, роспись куклы.
Практическая работа
• Выбор ткани, материалов и фурнитуры.
• Раскрой элементов куклы.
16

• Сшивание деталей куклы.
• Набивка деталей куклы наполнителем.
• Тонирование куклы.
• Роспись куклы акриловыми красками.
• Подготовка и организация выставки кукол для родителей обучающихся в
ДЮЦ.
Тема 3.Вышивка лентами
3.1. Приемы работы
История возникновения этого вида вышивки. Ленты. Виды лент. Инструменты:
гобеленовые иглы, пяльца. Варианты декорирования одежды с использованием
вышивки лентами.
Виды швов: тамбурный шов, полупетельки с прикрепом, узелки, стебельчатый
шов. Прием вышивки розы «паутинка». Приемы вышивки листика.
Практическая работа
• Просматривание работ мастеров
• Отработка навыков закрепления ленты при помощи формирования узелка.
• Выполнение предложенных швов на образцах.
• Самостоятельная работа по отработке практических навыков вышивки
лентами.
• Творческий конкурс «Аленький цветочек» (создание ситуации успеха,
формирование
позитивного
отношения
к
декоративно-прикладному
творчеству)
3.2. Панно «Ирисы»
Приемы выполнения цветов ирисы. Шов «петля» с прекрепкой лентами. Шов
«колосок». Окончательное оформление изделия.
Практическая работа
• Перенос рисунка на ткань.
• Вышивание мотивов по собственному замыслу (развитие творческих
способностей)
• Оформление панно (формирование художественной эмпатии)
• Пальчиковая гимнастика.
Тема 4. Скрапбукинг
4.1.Открытка «С Днем рождения»
Основные материалы, приемы, техники, применяемые в скрапбукинге.
Техника состаривания «Distressing» (distress – «бедствие»).
Приемы состаривания бумаги. Возможности скрапбукинга.
Практическая работа
• Раскрой деталей открытки и декора.
• Поэтапный сбор открытки.
• Самостоятельная работа «Создание различных фактур на бумаге»
17

• Творческая работа «Оформление открытки»
4.2. Блокнот «Для друга»
Различные приемы крепления декоративных элементов в скрапбукинге.
Работа с вырубками. Приемы работы с шаблонами. Клеи. Глиттеры.
Применение клея с глиттерами в скрапбукинге.
Практическая работа
• Изготовление заготовок для блокнота.
• Изготовление декоративных элементов для блокнота.
• Поэтапный сбор блокнота.
• Декорирование изделия.
Тема 5. Основы плетения из бумаги
5.1. Плетеная шкатулка
Материалы и инструменты. Виды бумаги, используемой для плетения. Приемы
изготовления бумажных трубочек для плетения. Основные виды переплетения.
Приемы плетения. Покраска изделия.
Практическая работа
• Просмотр фото-работ мастеров
• Изготовление заготовок – трубочек из бумаги.
• Изготовление основы для дальнейшего плетения изделия.
• Плетение изделия.
• Оформление края изделия.
5.2. Плетеная игольница
Виды игольниц с использованием техники плетения из бумажных трубочек.
Приемы декоративного оформления изделия. Сочетание различных техник
плетения.
Практическая работа
• Плетение изделия по собственному замыслу (работа с образами, развитие
фантазии и воображения)
• Декорирование игольницы (формирование практических навыков и развитие
художественного вкуса)
Тема 6. Декоративные цветы из ткани
6.1.Украшение из текстильных цветов
Цветы из ткани как одно из направлений декора. Виды декоративных
текстильных цветов. Подготовка ткани. Рецепт приготовление раствора
желатина, способы высушивания «нажелатининой» ткани. Понятие шаблон.
Рациональное использование ткани.
Практическая работа
• Изготовление лепестков различных цветов.
• Приемы соединения лепестков
18

• Приемы крепления элементов в украшении.
6.2. Брошь «Мак»
Брошь как украшение. Строение мака. Работа с шаблоном на основе
предложенного лекала. Подбор материала и фурнитуры.
Практическая работа
• Раскрой лепестков мака.
• Формирование лепестков.
• Поэтапное соединение цветка.
• Декорирование броши.
6.3. Брошь «Роза»
Строение розы. Работа с шаблоном на основе предложенного лекала.
Приемы соединение лепестков.
Практическая работа
• Раскрой лепестков розы
• Формирование лепестков.
• Поэтапный сбор цветка.
• Изготовление стебля
• Декорирование броши.
• Организация выставки цветов для родителей и обучающихся ДЮЦ.
Тема 7. Украшения из фетра
7.1. Брошь из фетра «Сова»
Материалы и инструменты: фетр, ножницы, игла, нитки, синтепон, бисер,
бусины, атласные лены. Работа с шаблоном. Приемы работы с фетром.
Основные декоративные ручные стежки, используемые в работе с фетром.
Практическая работа
• Перенос лекала на ткань.
• Соединение элементов броши.
• Декорирование броши.
7.2. Брошь из фетра «Маргаритка»
Варианты кроя фетровых украшений. Приемы экономного использования
материала. Приемы соединения элементов броши декоративными ручными
стежками.
Практическая работа
• Перенос лекала на ткань.
• Соединение элементов броши.
• Декорирование броши.
• Пальчиковая гимнастика.
7.3.Брошь из фетра «Подружка»
19

Приемы работы с фетром. Варианты декорирования изделий из фетра.
Использование бисера, бусин, стразов в декорировании изделий из фетра.
Практическая работа
• Перенос выкройки на ткань.
• Соединение деталей броши.
• Украшение броши бисером, блестками.

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
• умение применять и сохранять учебную задачу при выполнении
изделия;
• умение организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
• умение слушать и понимать речь педагога;
• умение аргументировать свою точку зрения, самостоятельно
проводить оценку этапов работы, проводить самооценку.
Личностные:
• проявлять интерес к творческой деятельности, позитивно относится к
труду;
• сформированность
самооценки,
включая
осознание
своих
возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах
своего успеха/неуспеха в обучении; умение видеть свои достоинства и
недостатки, уважать себя и верить в успех.
Предметные:
По окончании курса учащиеся первого года обучения (стартовый
уровень)
будут знать:
• Историю куклы
• Виды и назначения народной куклы
• Виды авторской куклы
• Материалы, инструменты и приспособления
• Требования безопасности труда
• Технологию изготовления изделий из пластичных материалов,
ткани, проволоки
• Простейшие приемы парикмахерского искусства
• Способы декоративно-художественного оформления и стили в
одежде
20

• Основные понятия: чертеж, выкройка, пропорции, каркас, набивка,
обтяжка, фурнитура, трессы
будут уметь:
• Организовать рабочее место
• Соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов
работ
• Использовать теоретические знания при работе с тканями
проволокой и пластичными материалами
• Работать с выкройками и чертежами
• Подбирать материалы для создания и оформления изделия
• Придумывать фасоны одежды
• Делать прически кукле
• Оценивать качество выполнения готового изделия
По окончании курса учащиеся второго года обучения (базовый уровень)
будут знать:
• Материалы, инструменты и приспособления, используемые в
изготовлении кукол
• Требования безопасности труда
• Технологию изготовления изделий из ткани, фетра
• Виды швов, используемых в вышивке лентами
• Виды текстильной авторской куклы
• Способы декорирования костюма и стили в одежде
• Основные понятия: чертеж, выкройка, пропорции, каркас, набивка,
обтяжка, фурнитур
будут уметь:
• Организовать рабочее место
• Соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов
работ
• Использовать теоретические знания при работе с тканями,
проволокой, фурнитурой
• Работать с выкройками и чертежами
• Раскроить и собрать куклу «Тильду», «Чердачную» куклу
• Выполнять вышивку лентами
• Подбирать материалы для создания и оформления куклы
• Придумывать фасоны одежды
• Делать прически
• Оценивать качество готового изделия

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график на 2024-25 учебный год
21

первый год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года

36
36
3
144
16
20
16сентября
30 мая

второй год обучения
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года

38
76
6
228
17
20
2 сентября
30 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Столы и стулья – 12 шт.
Стол для учителя – 1 шт.
Настольные лампы – 6 шт.
Швейная машинка – 1 шт.
Гладильная доска – 1 шт.
Утюг – 1 шт.
Материалы и инструменты (обеспечивают родители)
• нитки катушечные разных цветов;
• тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
• ножницы;
• иголки и индивидуальные игольницы;
• наперсток;
22

•
•
•
•

мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
щетка для расчесывания меха;
салфетки для декупажа.

Методические материалы
Первый год обучения (стартовый уровень)
№
п/п

Название
раздела,
темы

Материально-техническое оснащение,
дидактико-методический материал

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

Раздел 1. Текстильная народная кукла
1.1.

Крупеничка

Хлопчатобумажная ткань, тесьма,
нитки мулине, демонстрационноиллюстративный материал «Русская
традиционная кукла»

1.2.

Кубышка
травница

Хлопчатобумажная ткань, тесьма,
нитки мулине, опилки,
художественная пастель,
демонстрационно-иллюстративный
материал «Кукла травница»

1.3.

Куколка на
выхвалку

Хлопчатобумажная ткань, тесьма,
нитки мулине, опилки,
художественная пастель,
демонстрационно-иллюстративный
материал «Русская традиционная
кукла»

2.1

Кукла Дотти

2.2..

Кукла Ангел

Объяснительноиллюстративный,
метод
организации и
осуществления
учебных действий
и операций
Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный

Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа

Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
мастер-класс
ИКТ

Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа, выставка

Раздел 2.Куклы примитивы
Лоскуты различных тканей,
Объяснительносинтепон, нитки, ножницы, бисер,
иллюстративный,
бусины, акриловая краска
метод
организации и
осуществления
учебных действий
и операций
Трикотажная кань флис, синтепон,
Объяснительнонитки, акриловая краска, ножницы
иллюстративный,
,демонстрационно-иллюстративный
частично
материал на тему «Текстильная
поисковый
кукла из трикотажа»

Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа

Демонстрация,
показ,
практическая
работа, анализ
работы
Практическая
работа, решение
поставленной
задачи,
самостоятельная
работа
23

2.2.

3.1

4.1

4.2

5.1.

5.2

5.3

6.1

6.2

6.3

Кукла
Снеговик

Трикотажная кань флис, синтепон,
Объяснительношвейные нитки, ножницы, акриловая иллюстративный,
краска, демонстрационнорепродуктивный,
иллюстративный материал на тему
мастер-класс
«Текстильная кукла из трикотажа»
ИКТ
Раздел 3. Декоративная техника декупаж
Основные
Объект декорирования (разделочная
Объяснительнодоска, банка и т.п.), белая акриловая
иллюстративный,
приемы
краска,
клей
ПВА,
синтетическая
частичноработы
кисть,, ножницы декупажные
поисковый,
применяемы
салфетки, демонстрационнорепродуктивный
е в технике
иллюстративный материал
декупаж
«Примеры работ в технике
«Декупаж»
Раздел 4. Поделки из бросового материала
Мозаика из
Объект декорирования, яичная
Объяснительноскорлупа,
клей
ПВА,
акриловые
иллюстративный,
яичной
краски
метод
скорлупы
организации и
осуществления
учебных действий
и операций
Поделки из
Пластиковая бутылка, ножницы,
Объяснительноакриловые
краски,
иллюстративный,
пластиковых
хлопчатобумажная ткань, клей ПВА
репродуктивный,
бутылок
мастер-класс
Раздел 5. Цветы из гофрированной бумаги
Крокус
Гофрированная бумага, нитки N 100, Объяснительноклей ПВА, ножницы, деревянная
иллюстративный,
шпажка
частичнопоисковый
Мак
Гофрированная бумага, нитки N 100, Объяснительноклей ПВА, ножницы, деревянная
иллюстративный,
шпажка
частичнопоисковый
Роза
Гофрированная бумага, нитки N 100, Объяснительноклей ПВА, ножницы, деревянная
иллюстративный,
шпажка
частичнопоисковый
Раздел 6. Текстильные цветы
Цветок из
Лоскуты джинсовой ткани, нитки
Объяснительношвейные , нитки мулине, бусины,
иллюстративный,
джинсовой
бисер,
ножницы,
иллюстративный
репродуктивный,
ткани
материал «Текстильные цветы»
мастер-класс
Цветок из
Органза, нитки, ножницы, бисер,
Объяснительнобусины
иллюстративный,
органзы и
репродуктивный
атласных
лент.
Цветы из
Фетр, бисер, бусины, ножницы,
Объяснительнонитки мулине, иллюстративный
иллюстративный,
фетра
материал «Изделия из фетра»
репродуктивный,
мастер-класс

Практическая
работа,
самостоятельная
работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа

Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа

Самостоятельная
работа,
практическая
работа
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
Самостоятельная
работа,
практическая
работа
Самостоятельная
работа,
практическая
работа
Демонстрация,
показ,
практическая
работа
Демонстрация,
показ,
практическая
работа
Демонстрация,
показ,
практическая
работа, выставка
24

ИКТ

Методические материалы
Второй год обучения (базовый уровень)
№
п/п

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

Название
раздела,
темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Раздел 1.Текстильная кукла Тильда
Тильда
Хлопчатобумажная ткань, швейные Объяснительно«Заяц»
нитки, нитки мулине, синтепон,
иллюстративный,
кружева, ножницы,
метод
демонстрационно-иллюстративный организации и
материал «Тильда Тони Финангер» осуществления
учебных
действий и
операций
Тильда
Хлопчатобумажная ткань, швейные Объяснительно«Кофейная
нитки, нитки мулине, синтепон,
иллюстративный,
фея»
кружева, ножницы, кофейные
метод
зерна, демонстрационноорганизации и
иллюстративный материал «Тильда осуществления
Тони Финангер»
учебных
действий и
операций
Тильда
Хлопчатобумажная ткань, швейные Метод
«Принцесса
нитки, нитки мулине, синтепон,
организации и
на горошине» кружева, ножницы, кружево,
осуществления
демонстрационно-иллюстративный учебных
материал «Тильда Тони Финангер» действий и
операций
Раздел 2. Текстильные куклы «Чердачные»
Чердадчная
Хлопчатобумажная ткань, швейные Объяснительнокукла
нитки, нитки мулине, синтепон,
иллюстративный,
«Марта»
кружева, ножницы, кружево,
метод контроля и
раствор для тонировки ткани,
самоконтроля
демонстрационно-иллюстративный
материал «Чердачные куклы»
Кофейный
Хлопчатобумажная ткань, швейные Метод
кот «Богдан» нитки, нитки мулине, синтепон,
организации и
кружева, ножницы, кружево,
осуществления

Формы учебного
занятия

Демонстрация,
показ, практическая
работа

Демонстрация,
показ, практическая
работа

Мастер-класс,
самостоятельная
работа,
практическая работа

Объяснение, показ,
практическая работа

Практическая
работа,
самостоятельная
25

2.3

3.1

4.1

4.2

5.1

5.2

6.1

раствор для тонировки ткани,
учебных
демонстрационно-иллюстративный действий и
материал «Чердачные куклы»
операций
Чердачная
Хлопчатобумажная ткань, швейные Объяснительнокукла
нитки, нитки мулине, синтепон,
иллюстративный,
«Медвежонок кружева, ножницы, кружево,
репродуктивный,
Том»
раствор для тонировки ткани,
мастер-класс
демонстрационно-иллюстративный
материал «Чердачные куклы»
Раздел 3. Вышивка лентами
Основные
Атласные ленты, швейные нитки,
Объяснительнопринципы
бисер, демонстрационноиллюстративный,
вышивки
иллюстративный материал на тему репродуктивный,
атласными
«Вышивка атласными лентами»
частичнолентами
поисковый,
использование
информационных
ресурсов
Раздел 4. Скрапбукинг
Приемы
Картон, цветная бумага, клей ПВА, Объяснительноизготовления декоративные элементы (вырубка,
иллюстративный,
открыток в
паетки, кружево), иллюстративный метод
технике
материал на тему «Скрапбукинг»
организации и
скрапбукинг
осуществления
учебных
действий и
операций
Приемы
Картон, цветная бумага, лоскутки
Метод
изготовления х/б ткани клей ПВА, декоративные организации и
блокнота в
элементы (вырубка, кружево),
осуществления
технике
иллюстративный материал на тему учебных
скрапбукинг
«Скрапбукинг»
действий и
операций
Раздел 5. Плетение из бумаги
Карандашниц Бумага, ножницы, клей ПВА,
Метод
а в технике
иллюстративный материал на тему организации и
плетения из
«Плетение из лозы»
осуществления
бумажной
учебных
лозы
действий и
операций
Игольница в
Бумага, ножницы, клей ПВА,
Метод
технике
иллюстративный материал на тему организации и
плетения из
«Плетение из лозы»
осуществления
бумажной
учебных
лозы
действий и
операций
Раздел 6. Текстильные украшения
Декоративны Лоскутки ярких тканей, бисер,
Объяснительное цветы из
стеклярус, нитки швейные, нитки
иллюстративный,
ткани
мулине, фурнитура для брошей
метод
организации и
осуществления
учебных

работа
Практическая
работа,
самостоятельная
работа

Объяснение,
действие по
алгоритму, мастеркласс

Объяснение,
демонстрация,
практическая работа

Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа,
самостоятельная
работа
Демонстрация,
показ, практическая
работа

Объяснение, показ,
практическая работа
самостоятельная
работа

Объяснение, показ,
демонстрация,
практическая
работа, самоанализ,
самоконтроль
26

6.2

Декоративны
е украшения
из фетра

Фетра, бисер, стеклярус, швейные
нитки, фурнитура для брошей

действий и
операций
Метод
организации и
осуществления
учебных
действий и
операций

Практическая
работа,
самостоятельная
работа

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории,
образование не ниже средне-специального.

2.3.Формы контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы
Средством
контроля
освоения
программы
является
программа
педагогического мониторинга, проводимого в начале, середине и в конце
учебного года.
В процессе мониторинга отслеживаются следующие показатели:
•
уровень теоретической подготовки;
•
практические навыки
•
уровень развития эстетического потенциала (эстетическая
воспитанность)
Характеристика оценочных материалов
Первый год обучения (стартовый уровень)

Личностные
результаты

Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Мотивация
обучения,
аккуратность при
выполнении работы,
умение экономно
использовать
материал
Организованность,
самостоятельность
при выполнении
работ, следование
правилам и техникам

Проявления
инициативы,
творческий
подход при
выполнении
работы
Способность
сосредоточиться,
умение
планировать
работу, упорство
в достижении
цели

Виды контроля Диагностический
промежуточной инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Входной
Педагогическое
контроль
наблюдение,
Итоговый
беседа
контроль

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)

27

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

Планирование

Способность
самостоятельно
планировать
свою
деятельность

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)

Умение работать по
заданной технологии

Умение работать
по схеме, образцу

Периодический
контроль

Развивать память,
мышление,
воображение, мелкая
моторика
Умение владеть
техниками и
приемами работы с
предлагаемыми
материалами
Формирование
пространственного
мышления

Творческий
подход при
выполнении
работы
Умение работать
по схеме, образцу

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
Творческая
самостоятельная
работа

Умение
ориентироваться
при выборе
материала

Периодический
контроль

Умение выразить
свою мысль через
создание образа
игрушки, панно, и
т.д.
Формирование
умения следовать
устным
инструкциям,
работать со схемами
и эскизами изделий,
планировать свою
деятельность

Творческий
подход при
выполнении
работы

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Текущий
контроль

Умение работать
по схеме, образцу

Периодический
контроль

Итоговый
контроль

Тематический
контроль

Второй год обучения (базовый уровень)

Личностные
результаты

Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

развитие
художественного
вкуса, способности
оценивать
окружающий мир по
законам красоты
готовность к
участию в
трансляции

эмоциональность
выражения
оценки, точность
передачи при
описании
проявляет
активное участие
в конкурсах,

Виды
контроля/
промежуточной
аттестации
текущий
контроль

периодический
контроль

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
педагогическое
наблюдение анализ
продуктов
художественной
деятельности
человека
анализ портфолио
обучающихся с
начала обучения в
28

собственных
продуктов
творческой
деятельности
способности к
самооценке

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

выставках и др.

самостоятельно
указывает на
недостатки и
выделяет
достоинства
работы, может
соотнести с
поставленными
критериями
умение планировать
составляет
свои действия при
алгоритм
создании
действий и
художественноследует его
творческой работы
выполнению
умение
самостоятельно
самостоятельно
планирует
выполнять
предстоящую
художественнодеятельность,
творческую работу
выполняет работу
не обращаясь за
помощью
Знание этапов работы Использование
при изготовлении
полученных
мягкой игрушки
знаний
про
изготовлению
текстильных
тзделий
Формирование
Умение
пространственнго
ориентироваться
мышления
при выборе
материала

объединении и на
текущей стадии
периодический
контроль

анализ продуктов
собственной
творческой
деятельности

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)

Периодический
контроль

текущий
контроль

педагогическое
наблюдение
анализ
работ
творческой
деятельности

Периодический
контроль

Творческая
самостоятельная
работа
(педагогическое
наблюдение)
педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
анализ
работ творческой
деятельности
самоанализ
выставка работ
педагогическое
наблюдение
самостоятельная
работа
анализ
работ творческой
деятельности

Умение выполнять
эскизы, лекала,
изделий по
предложенным
выкройкам и
полностью их
изготовить

Применение всех итоговый
ранее
контроль
полученных
знаний и умений
при шитье

Умение
самостоятельно
изготовить эскиз,
выкройку и лекало
изделия про
собственному
замыслу и полностью
их изготовить

применяет
все итоговый
полученные
контроль
знания
при
рисовании
на
свободную тему

29

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения
дополнительного образования. Ростов-на-Дону, 2020
2. Авдеева П.Б. Волшебная глина М.: Русич, 2015
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития.
М.: Просвещение, 2019
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.:
Просвещение, 2013
5. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества, СПб.: РХГИ, 2017
6. Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать. Книга для учителя.
М.: Педагогика, 2017
7. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. М.: 2015
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. М.: 2014
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2017
10. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: 2017
11. Гибсон Р.К. Игрушки-самоделки. М.: Росмэн 2018
12. Говорушина Т.К. Комплексная программа первичной профилактики
наркозависимости детей и подростков в образовательной среде учреждения
дополнительного образования детей, СПб.: ЛОИРО, 2009
13. Майская А.В. Ребенок-левша: как достичь гармонии с "правым"
миром. СПб.:Питер, 2015
14. Пужаева Е.З. Антология педагогической мысли XVIII века. М.:
Просвещение, 2014
15. Соколова И.Ю. История России. Русский костюм. М.: Белый город, 2018
16.Стаханова Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные
проблемы левшей . М.: Педагогика, 2017
17. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательновоспитательном процессе, М.: Илекса, 2021
18. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка шаг за шагом. СПб.: Сова, 2019
19. Шохор-Троцкая M. Не переучивайте левшу! М.: Наука и жизнь, 2016
20. Шуаре М.О. Возрастная педагогическая психология. М.: МГУ, 2016
Интернет ресурсы:
Страна Мастеров, http://stranamasterov.ru/
«Hobby live» – Интернет журнал о хобби, hobby-live.ru/
30

Тильда-мания, http://www.tilda-mania.ru/
«АРТ-талант», http://www.art-talant.org/
Текстильные куклы со всего света, http://www.dolls-textile.ru/
ИНФОУРОК, http://infourok.ru/
«Учителям.ру», http://uchiteljam.ru/
Портал "Сеть творческих учителей" http://www.it-n.ru/communities
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации к учебным занятиям:
• Мастер-класс «Роспись кукольного лица»
• Мастер-классы по теме «Мишки Тедди»
• Мастер-классы по теме «Декупаж»
• Мастер-класс «Новогодний декупаж».
• Новогоднее оформление изделий.
• Мастер-классы по теме «Декоративные цветы».
• Мастер-классы к учебным занятиям по теме «Текстильная народная
кукла».
• Презентация мастер-класса по теме «Текстильная народная кукла».

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.