Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:12:55
+05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Азбука общения»
(социальное развитие младших школьников)
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Автор-составитель:
Демидова Ольга Владимировна
г. Екатеринбург
1. Основные характеристики
1.2.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука общения» имеет
социально-гуманитарную направленность и
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
✓ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
✓ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
✓ Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
✓ Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
✓ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
✓ Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
✓ Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении
изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
✓ Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность. В последнее время педагоги отмечают увеличение детей
с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным
уровнем развития познавательных и коммуникативных способностей,
эмоционального интеллекта. Поэтому решение задач интеллектуального
развития и социальной адаптации младших школьников становятся сегодня
особенно актуальным.
Социальная адаптация является одним из базовых этапов социализации
детей 6-8 лет (начальный период обучения в школе), на котором
формируются их самосознание, отношения со сверстниками и другими
людьми, происходит реализация опыта их социального поведения.
Основные компоненты социальной адаптации:
• Познавательные способности
Познавательными способностями называются психические процессы, с
помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким
способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и
воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
• Коммуникативные навыки
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека
в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую
деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры
общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого
этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании
речевого этикета. Правильное использование этикетных формул помогает
установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в
тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в
свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.
• Эмоциональный интеллект
Способность понимать свои и чужие чувства, а также умение управлять
ими.
Назначение данной программы — способствовать формированию
личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного
достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными
интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой.
Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в
начальной школе.
• Основы экономической грамотности
Составным
элементом
экономического
воспитания
является
формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду
окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического
воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не
только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным
вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все
окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих
миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить
на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше
понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере
торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия. В связи
с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание
уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям,
то есть духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является
чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества.
Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма,
гуманизма и гармонизации жизни на земле, направлено на воспитание у
детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого
отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной
ситуации... Правомерность данного подхода опирается на положение о том,
что когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят
эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в
себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с
окружающими. «Азбука общения» не только помогает детям овладеть
средствами коммуникация, но и убеждает их в том, что между мыслями,
чувствами и поведением и процессе общения существует тесная связь, и что
эмоциональные проблемы связали не только с определенными ситуациями,
но и с их неверным восприятием и пониманием.
Стержнем программы являются знания о Человеке и человеческих
взаимоотношениях. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в
процесс самовоспитания. Конечно, дети данного возраста еще не способны
целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей
человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей
будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к
своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть
других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Кроме
того, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты
социальной действительности, научится анализировать их.
«Азбука общения» - программа приобщения детей к социальному миру.
Ее содержание представлено в разделах: первый год обучения «Мир во мне»,
«Я в мире людей». Второй год обучения «Я в мире Экономики». В процессе
освоения программы пространство вокруг ребенка постепенно начинает
расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Все
разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою
специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел
имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.
Методика работы с учащимися строится в направлении личностноориентированного
взаимодействия,
осуществляется
акцент
на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей,
побуждение их к творческому отношению при выполнении работы. Занятия
программы содержат познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям детей.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание,
взаимодействие с различными сферами культуры: детской литературой и
родным языком, экологией, игрой. Базируется на использовании
современных
педагогических
технологий:
метода
творческих
проектов,
поисковой и исследовательской работе, обучение в
сотрудничестве и др. При этом под проектом понимается специально
организованный педагогом и самостоятельно выполняемый ребенком
комплекс действий по решению конкретной проблемы. В результате
деятельности создается новый продукт, имеющий практическую значимость.
Проектную деятельность, можно рассматривать как технологию
сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и как
организацию образовательных ситуаций, в рамках которых ребенок ставит и
решает собственные проблемы. Технология проектной деятельности не
сводится к методу проектов. Метод проектов направлен на достижение
определенного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде
продукта деятельности результата. А технология проектной деятельности
превращает самого участника деятельности в «продукт» собственной
активности, заставляет учащегося формировать компетенции на каждом
этапе проектирования.
Использование современных технологий в образовательном процессе
позволяет
повысить
учебную
мотивацию
учащихся,
выстроить
индивидуальную образовательную траекторию каждого из них, дает
возможность эффективно использовать новые знания, обеспечивает
индивидуальный темп работы.
Возрастные особенности. Младший школьный возраст – это период,
когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще
усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче
привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому
большинство занятий, в данной программе, проводятся в игровой форме и
носят занимательный характер. А использование разумного сочетания игры и
серьезных заданий помогает детям осваивать новые знания и умения.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с
дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика,
принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе
он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Кроме всего прочего, происходит смена референтной группы, по сравнению
с дошкольным возрастом (ребенок психологически готов к пониманию
смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
Укрепляется новая внутренняя позиция (ребенок переживает свою
уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству).
Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми(
интенсивно развивается сомосознание, что напрямую зависит от его
успеваемости и особенностей общения учителя с классом, стиля семейного
воспитания, принятых в семье ценности, взаимоотношений родителей и
школы; обучающийся младших классов учится умению приобретать друзей
и находить общий язык с разными людьми).
В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется
личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками,
взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру
(нормативное, девиантное или акцентуированное) напрямую зависит от
психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная
адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость,
отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с
учителем и т.д.). В случае социальной неадаптации школьника уже в первом
классе могут наблюдаться различные невротические и психосоматические
проявления, как следствие этого негативное отношение к школе и учебе.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка
приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со
сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность,
формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного
поведения.
Именно в этом возрасте формируется понятие дружбы, которая
выполняет целый ряд важных функций:. развитие самосознания и
формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
Коломинский Л.Я. рассматривает так называемые первый и второй круги
общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники,
которые являются для него объектом устойчивого выбора, - к кому он
испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди
оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок
постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется,
испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и
составляют «второй круг общения» школьника.
В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не
популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет
ряд факторов: привлекательные или непривлекательные нравственнопсихологические черты сверстника, хорошая или плохая учеба, особенности
поведения в школе и вне ее, низкий уровень развития санитарногигиенических навыков и особенности внешности.
Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от
развитости у него самоуважения, т.е. осознание себя как успешного в какойто области (не обязательно школьной) человека.
При разработке принципов формирования конкретных знаний
учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести
доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к
деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих
обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные
знания становятся барьером к их восприятию.
Формы работы
Основной формой организации образовательного процесса является
учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работа,
работы в парах, познавательные беседы, интеллектуальные конкурсы,
тренинги, продуктивная игра, аукцион идей, интеллектуальный марафон,
конкурсы, упражнения, занятие-сказка, подвижные игры, игры-соревнования
и т.д.
Формы подведения итогов
Опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Особенности организации образовательного процесса
Объем освоения программы: 2 года.
Первый год обучения - 6 часов в неделю, 216 часов. Второй год
обучения – 6 часов в неделю - 228 часов в год.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 3 академических часа. С двумя 10
минутными перерывами. При этом продолжительность одного занятия – 30
минут, что соответствует Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами Сан-ПиН, Уставу ДЮЦ «Контакт».
1.2. Цели и задачи программы
Цели:
• Интеллектуальное
развитие
и
формирование
социальной
ответственности детей младшего школьного возраста.
• Формирование навыков эффективного взаимодействия младших
школьников с окружающим миром через раннее разумное
экономическое воспитание.
Задачи:
Обучающие
• Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес
к истории своей семьи и семьям сверстников.
• Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношением к нему и
поведением.
• Учить конструктивным действиям в экстремальных ситуациях.
• Развивать умение конструктивного общения в период адаптации к
новому коллективу.
• Учить ориентироваться в мире экономики, использовать в речи
экономические понятия.
Воспитательные
• Вырабатывать у ребенка положительные черты характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
• Учить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат
труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к
нему с уважением.
• Воспитывать навыки и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных
ситуациях с разумными потребностями).
Развивающие
• Развивать способность к сотрудничеству, коммуникативные
способности.
• Развивать познавательные психические процессы (восприятие,
внимание, воображение, мышление, память, речь) в процессе игрового
общения.
• Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к
группе.
• Развивать эмоциональный интеллект.
• Развивать способность планировать доходы и расходы.
Уровень программы «стартовый» первый год обучения, предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
«Базовый» второй год обучения, предполагается осознанное
понимание
экономических
взаимоотношений
между
людьми
и
необходимости грамотно распоряжаться финансовыми средствами.
3.Содержание программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№ п/п Наименование темы
Вводное занятие
Кол-во
часов
В том числе:
Теория
Практика
3
1
2
126
22
104
I.
«Мир во мне»
I.1.
Что такое общение
3
1
2
I.2.
Тайна моего имени
3
1
2
I.3.
Я - особенный
3
1
2
Формы контроля
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
Психологическая
диагностика
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
I.4.
Мои эмоции
45
10
35
I.5.
Мои способности
54
6
48
I.6.
Мое здоровье
18
3
15
II.
«Я в мире людей»
81
19
62
II.1.
Я и моя семья
18
4
14
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
II.2.
Я и мои сверстники или
51
11
40
12
4
8
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
Анализ продуктов
деятельности
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Анализ продуктов
деятельности
6
1
5
216
43
173
«Давайте жить дружно»
II.3.
Я и взрослые вокруг
меня
Подведение итогов
Итого часов:
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Контрольный тест
Содержание учебного плана первого года обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Экскурсия по ДЮЦ "Контакт". Инструктаж по
технике безопасности.
Практические работы
• Игры на знакомство и создание доверительной атмосферы в группе:
«Круг имен», «Я умею делать так».
I. Блок «Мир во мне»
I.1. «Что такое общение»
Понятие «Общение». Что значит уметь общаться. Правила хорошего
общения. Диагностика «Умею ли я общаться»
• Беседа «Правила хорошего общения»
• Диагностика «Умею ли я общаться»
• Игра «Что не верно»
I.2. «Тайна моего имени»
Значение имени. Влияние судьбы на имя. Происхождение русских имен и их
звучание. Понятие "мое имя", "составные имена".
Практические работы
• Сюжетно-ролевая
игра
«День
рождения»
(формирование
коммуникативных навыков)
• Хороводная игра «Ходит Ваня».
• Беседа на тему «Что означают наши имена?»
• Упражнение «Эхо» (развитие памяти и внимания)
• Игра «Клубочек».
• Чтение русских народных сказок.
• Беседа о старинных русских именах, встречающихся в сказках.
• Составление рассказов на тему: «Почему меня назвали таким именем?»
• Рисование на тему: «Вот я какой».
I.3. «Я - особенный»
Из чего я состою: внешность и внутренний мир. Как я себя оцениваю. Что
мне больше всего в себе нравится. Мои мечты. Мои способности.
Практические работы
• Методика «Автопортрет» в геометрических фигурах.
• Игра «Если бы я был животным».
I.4. «Мои эмоции»
Понятия: Эмоции. Наши эмоции: гнев, страх, горе, радость, стыд,
интерес. Настроение. Мимика. Жесты. Позы. Вербальное и невербальное
общение.
Практические работы
• Игра «Театр» (формирование представлений о позах и жестах, как
выразительных средствах, несущих важную информацию)
• Упражнение «Зеркало» (тренировка умения правильно оценивать
состояние человека по внешним признакам)
• Тренинг «Эмоции» (формирования умения видеть и оценивать свои
эмоции, эмоции другого человека)
I.5. «Мои способности»
Понятия: Характер. Темперамент. Способности. Талант. Память. Виды
памяти. Внимание. Интеллект. Интеллектуальные способности.
Практические работы
Тесты:
• «Творческие способности»
• «Какая память у тебя развита лучше?» (развитие памяти и внимания)
• «Лестница», «Круг» (определение уровня самооценки)
• Тест: «Проверь свои интеллектуальные способности»
• Упражнения на развитие памяти и внимания.
• Интеллектуальный марафон: «Эрудиционн 5х5», «О, счастливчик»,
«Слабое звено»
(развитие интеллектуальных и коммуникативных
способностей)
• Интеллектуальное состязание «Словесная перестрелка»
I.6. «Мое здоровье»
Понятия: Здоровый образ жизни. Здоровье. Болезнь. Иммунитет. Правила
здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет. Лекарства и как ими
правильно пользоваться.
Практические работы
Беседы:
• «Отчего люди заболевают?»
• «Что может помочь организму защититься от врагов-болезней?»
Игры:
• «Доктор Айболит» (знакомство с правилами здорового образа жизни)
•
«Волшебная аптека» (формирование навыка аккуратного обращения с
лекарствами)
• « Разложи по порядку» (развитие памяти и внимания)
• Занятие-спектакль «Царевна-Гигиена и ее друзья»
II. Блок «Я в мире и Мир вокруг меня»
II.1. «Я и моя семья»
Роль семьи в жизни человека. Домашние обязанности. Забота о младших и
старших членах семьи. Семейные традиции. Взаимопонимание в семье.
Практические работы.
• Этюды: «Утро в семье», «Вечер в семье», «Праздник в семье»
(формирование навыков распределения обязанностей в семье)
• Просмотр мультфильмов (с целью демонстрации модели дружной
семьи и общепринятых семейных ценностей)
• Упражнение «Закончи предложение» (отработка идеи о возможности
взаимопонимания в семье)
• Творческое задание «Моя семья» (пробуждение интереса ребенка к
истории и традициям своей семьи)
II.2. «Я и мои сверстники или «Давайте жить дружно»
Понятия: Дружба. Коллектив. Компания.
Практические работы
• Игра «Три дела одновременно» (формирование понимания того, что
при разумном распределении ролей в команде результат дела будет
лучше)
• Упражнения: «Волшебный телефон», «Пожалуйста» (знакомство с
правилами позитивного взаимодействия)
• Этюд «Добрый мальчик» (оценка поступков с позиции добра и зла)
• Практикум «Песенная карусель» (разучивание песен о дружбе с целью
развития музыкальных и творческих способностей детей; создание
теплой дружеской атмосферы в коллективе)
• Праздник «Будем знакомы!» (формирование чувства коллективизма,
создание ситуации успеха и условий для реализации творческих
способностей)
• Беседа «Друг или товарищ?»
• Игровая программа «Без друзей меня чуть-чуть» (с целью научить
детей ценить дружбу, воспитать бережное и теплое отношение к
окружающим людям)
II.3 . «Я и взрослые вокруг меня»
Правила жизни в обществе. Что значит быть вежливым? Как
взаимодействовать со знакомыми и незнакомыми взрослыми в общественных
местах и один на один
Практические работы
• Игра-путешествие «Мы гуляем по городу». Виртуальное посещение
различных мест: магазин, кафе, театр и т.п.
• Викторина «В гостях у дедушки Этикета»,
• Праздник вежливости и доброты.
• Беседы:
«У меня зазвонил телефон»
«Будем делать хорошо и не будем плохо» (формирование этики
поведения и культуры речи в общественных местах)
Учебный (тематический) план
Второй год обучения
№ п/п Наименование темы
III.
III.1.
III.2.
III.3.
Вводное занятие
Что мы знаем об
экономике
«Я в мире
Экономики»
Отправляемся в Мир
Экономики. Знакомство
с Гномом - Экономом
Страна
ЭКОНОМЛЭНД
Потребности
III.3.1. Потребности
материальные
нематериальные
III.3.2. Потребности и
возможности
III.4.
Кол-во
часов
В том числе:
Практика
3
1
2
219
63
156
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
3
1
3
3
1
2
3
1
2
Беседа
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
и
Бюджет
III.4.1. Семейный
бюджет.
Состав
семейного
бюджета
III.4.2. Доходы планируемые и
непредвиденные.
Лотерея.
Формы контроля
Теория
Беседа
Входная
диагностика
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
III.4.3. Расходы планируемые
и непредвиденные.
3
1
2
III.4.4. Семейный
бюджет.
Бюджет МОЕЙ семьи
III.4.5. Семейный
бюджет.
Учимся планировать
III.5.
Деньги. Понятие о
деньгах.
III.5.1. История возникновения
денег
III.5.2. Обмен и деньги. Бартер
3
1
2
3
1
2
3
2
1
3
1
2
6
1
5
III.5.3. Денежные
знаки
разных стран
III.5.4. История
Российских
денег
3
1
2
3
1
2
3
1
2
12
2
10
и
3
1
2
III.6.3. Путешествия
на
предприятия
города
(виртуальное)
III.6.4. Профессии
наших
родителей. Работа и
зарплата.
III.7.
Продукт производства-
21
5
16
21
1
20
3
2
1
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Беседа.
Анкетирование.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа
Опрос
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
3
2
1
Беседа. Опрос.
3
1
2
3
2
1
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
III.6.
Труд и товар
III.6.1. Товары и услуги
III.6.2. Ленивые
трудолюбивые
Товар
III.7.1. Товар и цена
III.7.2. Назначаем
цену
на
товар
III.7.3. Опт и розница
III.7.4. Импорт. Экспорт.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
9
3
6
6
1
5
3
2
1
не
3
2
1
III.9.2. Экономим дома: вода,
9
3
6
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
3
1
2
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Педагогическое
наблюдение.
III.8.
Экономический
калейдоскоп
(викторина)
III.9.
Ресурсы
III.9.1. Ресурсы
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
безграничны.
электричество,
еда,
одежда
III.9.3. Работаем экономно
III.10.
Создаём фирму
12
3
6
III.11.
Реклама
12
2
10
III.12.
Ярмарка (практическое
3
1
2
занятие)
III.13.
Спрос и предложение
3
2
1
III.14.
Банк.
9
3
6
III.15.
Взаимопомощь в мире
3
1
2
Экономики
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
III.15.1 Поможем
Василию
3
1
2
6
1
5
9
2
7
3
1
2
6
2
4
228
66
162
Цветкову
III.15.2 Благотворительная
деятельность
III.16.
Турагентство
(проектная
деятельность)
III.17.
Экзамен
Гнома
Эконома
Подведение итогов
Что
мы
узнали
про
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ продуктов
деятельности.
Беседа. Опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа. Опрос.
Анкетирование.
Экономику
Итого часов:
Содержание учебного плана второго года обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы
• Игры на создание благоприятной атмосферы в группе: «Друг –
приятель-знакомый», «Я умею делать так».
• Диагностика «Что мы знаем об экономике»
III. Блок «Я в мире экономики»
III.1. «Отправляемся в МирЭкономики. Знакомство с Гномом
Экономом»
Обсуждаемые вопросы: Что такое Экономика? Для чего она нужна. Всем ли
людям она нужна? Нужна ли экономика животным?
Знакомство с гидом по миру Экономики Гномом Экономом (нарисованный
персонаж)
III.2. «Страна ЭКОНОМЛЭНД»
Знакомство со страной и с её городами: «Бюджетинск», «Валютогорск»,
«Финансийск», «Ценоград»
Практические работы
• Рисунки заводов и различных предприятий.
• Игра «Что-где-почему»
III.3. «Потребности»
Беседа на тему: «Что такое потребности». Основные вопросы: Какие бывают
потребности? Потребности материальные и нематериальные. Нужды и
потребности.
Практические работы
• Заполнение карты потребностей людей в различном возрасте»
• Игра «Чего хочет человек – чего хочет животное».
• Разбор кейсов «Потребности и возможности»
III.4. «Бюджет»
Понятия: Бюджет, семейный бюджет, доходы и расходы.
Практические работы
• Игра «Семья» (обсуждение потребностей членов семьи)
• Упражнение «Планируем семейный бюджет» (составление схемы
доходов и расходов в зависимости от социального статуса членов
семьи)
• Разбор кейсов «Ошибки планирования» (разбор ситуаций, когда
семейный бюджет спланирован неверно и как это можно исправить)
III.5. «Деньги»
Понятия: обмен, бартер, деньги, валюта.
Практические работы
Тесты:
• Рисунки: «Что было у первобытного человека»
• Сюжетно-ролевая игра «Мы-первобытное племя»
• Просмотр презентации «Деньги разных стран»
• Просмотр презентации «История Российских денег»
• Игра на внимание «Найди на купюре»
III.6. «Труд и товар»
Понятия: дело, труд, работа, производство, товар, услуга
Практические работы
Беседы:
• «Зачем люди работают?»
• «Что такое товары и услуги»
Виртуальные путешествия
• «От зерна до каравая»
• «Как делают машины»
Игры:
• «Кем я буду, когда вырасту»
• «Школьные профессии»
III.7. «Товар и цена»
Понятия: товар, цена, опт, розница, импорт, экспорт
Практические работы.
• Упражнение: «Назначаем цену на товар»
• Просмотр мультфильмов (о доставке товаров до покупателей)
• Игра «Путешествие товара» (моделирование ситуации доставки товара
от производителя до покупателя)
• Практическое задание «Схема путешествия товара»
III.8. «Экономический калейдоскоп» (викторина)
Интерактивная викторина, основной целью которой является определение
степени усвоения ранее изученных понятий: экономика, потребности,
семейный бюджет, труд, товар, деньги.
Сказки с экономическим содержанием
• Как старик домовничал
• Телефон (К. Чуковский)
• Муха – Цокотуха (К. Чуковский)
• Петушок и бобовое зёрнышко
• Серебряная монетка
III.9. «Ресурсы»
Понятия: ресурсы и их виды: природные, экономические, трудовые,
энергетические, финансовые. Экономия.
Практические работы
• Игра-путешествие по карте «Найди природный ресурс».
• Игра «Профессионал-ресурс»,
• Праздник вежливости и доброты.
• Загадки о различных ресурсах
• Задания Капельки и Искорки
Мультфильмы и фильмы
«Ресурсы надо беречь»
«Берегите воду»
«Родничок и электричество»
Презентации
«Экономим дома»
«Электроэнергия»
«Еда и одежда»
III.10. «Создаём фирму»
Понятия: бизнес, идея, продукт, упаковка.
Практические работы
• Игра-креативити «Название фирмы»
• Упражнение «Презентуй свою идею»
• Изготавливаем украшения и упаковку
III.11. «Реклама»
Обсуждение на тему : «Что такое реклама, зачем она нужна? Где её можно
увидеть или услышать?»
Практические работы
• Рассматриваем газеты и журналы. Оцениваем, какая реклама больше
нравится.
• Упражнение «Прорекламируй свою игрушку»
• Просматриваем рекламные ролики
Презентации
«Реклама»
III.12. «Ярмарка»
Практическое занятие. Дети назначают цены на различные товары. Роли
продавцов и покупателей. Продажа и покупка товаров на ярмарке.
III.13. «Спрос и предложение»
Обсуждение понятий «спрос» и «предложение» От чего зависит спрос.
Соотношение спроса и предложения.
Практическая работа
Заполняем карточку «Соотношение спроса и предложения»
III.14. «Банк»
Понятия: банк, услуги, финансы, кредит, валюта, обмен.
Практические работы
• Игра «Я – работник банка»
• Игра «Берём кредит»
• Экскурсия в банк.
Мультфильмы и фильмы
«Азбука денег. О банке»
«Азбука денег. Кредит»
Презентации
«Банки Екатеринбурга»
III.15. «Взаимопомощь в мире экономики»
Беседа на тему «Благотворительность»
Практические работы
• Сбор средств для помощи животным в приюте
Мультфильмы и фильмы
«Благотворительный марафон»
III.16. «Турагентство» (проектное занятие)
Готовимся к путешествию. Создаём собственное турагентство.
Практические работы
• Игра-путешествие «Проложи маршрут».
• Игра «Моё турагентство»
Упражнение «Я возьму с собой в путешествие»
III.17. «Экзамен Гнома Эконома»
Диагностика усвоения всех изученных ранее экономических понятий
Практические работы
• Сюжетно – ролевая игра «Экзамен Гнома Эконома».
Подведение итогов
Диагностика «Что мы узнали про экономику. Работа по презентации.
Практические работы
• Карточка «Размести предметы правильно»
• Экономические кейсы «Верно – не верно»
1.4. Планируемые результаты реализации Программы
Метапредметные (развивающие) результаты:
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения.
• Формирование навыков работы в группе, навыков самопрезентации
• Формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе игровой, творческой и других видов
деятельности
Личностные (воспитательные) результаты:
• уровень самооценки;
• мотивация обучения;
• уровень культуры, социальные качества личности;
• организованность, ответственность, следование
требованиям;
• уровень эмоционального интеллекта;
Предметные (образовательные) результаты
Выпускники первого года обучения
должны знать:
• как можно объяснить происхождение имени;
правилам
и
• о существовании индивидуальных особенностей своих личных и
сверстников;
• историю, виды и значение этикета;
• правила жизни в обществе;
• правила поведения в семейном кругу, отношение с близкими людьми;
• какие достоинства собственного поведения помогают при общении с
окружающими, и какие недостатки этом общению мешают;
• правила конструктивной групповой работы.
должны уметь:
• осознавать свое тело и его специфические особенности;
• понимать и описывать свои желания и чувства;
• различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей
по особенностям жестов, мимики, движений;
• сравнивать эмоции;
• оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного
поведения окружающих взрослых в быту;
• уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
• вести доброжелательный диалог, используя различные средства
выразительности;
• выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
• осознанно выстраивать речевые высказывание в устной форме;
• с помощью вопросов получать необходимые сведения о товарищах по
группе.
Выпускники второго года обучения
должны знать:
• основные экономические термины: экономика, деньги, товар, банк…;
• основные профессии и профессии своих родителей;
• о существовании денег и способах их зарабатывания и использования;
• историю возникновения денег;
• что такое семейный бюджет;
• правила поведения в общественных местах, при осуществлении
экономических отношений;
• какие достоинства собственного поведения помогают при общении с
окружающими, и какие недостатки этом общению мешают;
• правила конструктивной групповой работы.
должны уметь:
• правильно и к месту употреблять основные экономические термины;
• понимать и описывать свои потребности;
• формулировать сложные высказывания для обоснования собственного
выбора с экономической точки зрения;
• оценивать собственное поведение в экономических отношениях, а
также личные действия экономического характера в реальной
повседневной жизни (в семье, с друзьями и сверстниками и т.д.);
• оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного
поведения окружающих взрослых в быту;
• находить разумные решения при возникновение споров с
экономическим подтекстом;
• вести доброжелательный диалог, используя различные средства
выразительности;
• выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
1.
Количество учебных дней
2.
3.
Количество часов в неделю
Количество часов
4.
Начало занятий
5.
6.
7.
Выходные дни
Окончание учебного года
Количество учебных недель
Первый год обучения – 72
Второй год обучения – 76
6
Первый год обучения – 216
Второй год обучения - 228
Первый год обучения – 16 сентября
Второй год обучения - 02 сентября
31 декабря – 8 января
31 мая
Первый год обучения – 36
Второй год обучения - 38
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Приборы и оборудование:
Музыкальный центр
Копировальная техника для размножения раздаточного материала (бланки
заданий, упражнений, проверочные тесты и т.д.)
Канцелярские товары (обеспечивают родители)
Писчая и цветная бумага, альбом для рисования, тетрадь в клеточку
цветные карандаши, фломастеры
Наглядно-раздаточный материал: изображение овощей, фруктов, предметов
быта, изображение сказочных персонажей и т.д.
Реквизит и костюмы для организации и проведения
нетрадиционной форме и досугово-развивающих программ.
занятий
в
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Диск ЦОР к занятиям по теме «Я и моя безопасность»
Презентации к занятиям:
«Вербальное и невербальное общение»
«Осторожно, огонь!»
«Уроки безопасности»
«Как работает сердце»
«Как устроены наши нервы»
Урок-игра «Гигиена»
Игра-тест по пожарной безопасности
Дидактическая игра «Оказание первой медицинской помощи»
Видеоролик «Правила дорожной безопасности»
2. Диск ЦОР к занятиям по темам «Я и другие», «Я и мои друзья»
Презентации к занятиям:
«Моя семья – мое богатство»
«Правила общения»
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах технического
творчества и конструирования, обладающие знаниями в области педагогики
и психологии.
Методические материалы для первого года обучения
№ Название
п/п раздела,
темы
I.1.
Что такое
общение
I.2.
Тайна
моего
имени
I.3.
Я-
Материально –
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Простой карандаш,
ручка, бланк для
диагностики на каждого
Наборы цветных
карандашей, листы
белой бумаги А4 на
каждого.
Наборы цветных
Формы, методы,
приёмы обучения.
Педагогические
технологии
Беседа, сюжетно –
ролевая игра,
диагностика
Беседа, сюжетно-ролевая
игра, Самостоятельная
работа.
Игровые технологии
Беседа, упражнение,
Формы
учебного
занятия
Беседа,
сюжетноролевая игра
Беседа,
смотрины.
Само-
особенны
й
I.4.
I.5.
I.6.
карандашей, листы
белой бумаги А4 на
каждого.
Мир моих компьютер,
эмоций
мультимедийный
проектор, плакаты,
индивидуальные
карточки, тренинговое
оборудование:
командный
рисовальщик, повязки
на глаза и пр.
Мои
компьютер,
способнос мультимедийный
ти
проектор, бланки с
заданиями,
математические
планшеты, «Танграм».
Моё
здоровье
II.1. Я и моя
семья
компьютер,
мультимедийный
проектор.
компьютер,
мультимедийный
проектор, тренинговое
оборудование: башня
власти, конструктор,
флип-чарт и пр.
II.2. Я и мои
компьютер,
сверстник мультимедийный
и
проектор, тренинговое
оборудование: башня
власти, конструктор,
флип-чарт и пр.
II.3. Я и
Тренинговое
взрослые оборудование.
вокруг
Наборы цветных
меня
карандашей, листы
белой бумаги А4 на
каждого.
творческое задание.
Коммуникативная
технология.
Беседа-рассуждение,
презентация.
Коммуникативная
технология.
презентация
Интеллектуальное
состязание, тесты,
упражнения,
самостоятельная работа.
Технология
исследовательского
(проблемного) обучения.
Беседа, практикум,
презентация, игра.
Игровые технологии,
исследовательского
обучения.
Интеллектуальный
марафон.
Исследование.
Самостоятельная работа
Этюды, просмотр
мультфильмов,
упражнение, творческие
задания.
Коммуникативные
технологии, Игровые
технологии
Коммуникативные
упражнения.
Тренинговые
технологии.
Презентация
Тренинг Театр
Самонаблюдение,
самоисследование
Занятие спектакль
Сюжетноролевая игра.
Тренинг
Тренинг
Игра-путешествие,
Игравикторина, беседа,
путешествие.
праздник вежливости и
Праздник.
доброты.
Тренинговые технологии
Методические материалы для второго года обучения
№
п/п
III.1.
III.2.
III.3.
III.4.
Название
раздела, темы
Материально –
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Отправляемся в Фигурка Гнома
Мир Экономики. Эконома.
Знакомство с
Мультфильм
Гномом «Азбука денег»
Экономом
Бланки для
диагностики
Страна
Наборы цветных
ЭКОНОМЛЭНД карандашей, листы
белой бумаги А4 на
каждого.
Демонстрационная
карта городов.
Потребности
Наборы цветных
карандашей.
Компьютер,
мультимедийный
проектор, Карточка
для самостоятельной
работы на каждого
уч-ся. Мультфильм
«Просто так»
Бюджет
Компьютер,
мультимедийный
проектор.
Мыльтфильм
Формы, методы,
приёмы обучения.
Педагогические
технологии
Формы
учебного
занятия
Беседа,
диагностика
Беседа,
Беседа, сюжетноролевая игра,
Творческая работа.
Игровые
технологии
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
Беседарассуждение,
презентация.
Коммуникативная
технология.
Технология
исследовательского
(проблемного)
обучения.
Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный
Объяснение
Презентация
Объяснение.
Практическая
работа,
самостоятельн
«Азбука денег.
Семейный бюджет»
Оборудование для
игры «Лотерея»
Деньги. Понятие Компьютер,
о деньгах.
мультимедийный
проектор.
Презентация.
Труд и товар
Компьютер,
мультимедийный
проектор.
Презентация.
Продукт
Компьютер,
производствамультимедийный
Товар
проектор.
Виртуальное
путешествие
Экономический Компьютер,
калейдоскоп
мультимедийный
(викторина)
проектор. Бланки для
игры, цветные
карандаши.
Сказки с
экономическим
содержанием.
Ресурсы
Компьютер,
мультимедийный
проектор. Бланки для
выполнения заданий
«Капельки и
искорки».
Мультфильмы
Создаём фирму Цветная бумага,
ножницы, клей,
цветные карандаш
Объяснительноиллюстративный.
Игровые
технологии
Объяснительноиллюстративный.
III.11.
Реклама
Проектный метод
III.12.
Ярмарка
(практическое
III.5.
III.6.
III.7.
III.8.
III.9.
III.10.
Компьютер,
мультимедийный
проектор.
Презентация,
видеосюжеты.
Цветные карандаши.
Предметы для
продажи на ярмарке.
ая работа,
коллективное
обсуждение,
выполнение
упражнений.
Объяснение.
Сюжетноролевая игра
Коллективное
обсуждение
Объяснительноиллюстративный.
Игровые
технологии.
Беседа. Игра.
Виртуальное
путешествие.
Игровые
технологии
Игравикторина
Объяснительноиллюстративный.
Игровые
технологии.
Беседа. Игра.
Проектный метод
Игракреативити.
Практическая
деятельность.
Демонстрация
показ,
практическая
тренировка,
просмотр и
анализ работы
Сюжетноролевая игра
Игровые
технологии
занятие)
III.13.
III.14.
III.15.
III.16.
III.17.
Материалы для
оформления товара.
Спрос и
Компьютер,
предложение
мультимедийный
проектор. Карточка.
Банк.
Компьютер,
мультимедийный
проектор.
Презентация,
мультфильмы
Взаимопомощь в Компьютер,
мире Экономики мультимедийный
проектор. Предметы
для помощи
животным в приюте.
Турагентство
Компьютер,
(проектная
мультимедийный
деятельность)
проектор. Цветные
карандаши.
Экзамен Гнома
Эконома
Компьютер,
мультимедийный
проектор. Карточка,
Кейсы, бланки.
Объяснительноиллюстративный
метод
Объяснительноиллюстративный.
Объяснение.
Самостоятель
ная работа.
Экскурсия
Метод реального
кейса
Экскурсия кейс
Проектный метод
Демонстрация
показ,
практическая
деятельность,
просмотр и
анализ работы
Диагностика
Метод кейсов
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, анализ продуктов
деятельности (самостоятельная работа, игра, тренинг и т.д.), психологопедагогическая диагностика
Планируемы
е результаты
Организационно
- волевые
Характеристика оценочных материалов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии оценивания
Виды
Диагностический
контроля/
инструментарий
промежуточно
(формы, методы,
й аттестации
диагностики)
Терпение - Способность
переносить (выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определённого времени,
преодолевать трудности
Тестирование
-«Раскрашивание кружков»
6-8 лет
(Шипицына Л. М.)
Ориентационные
Поведенческие
Ценностные
Воля – способность активно
побуждать себя к
практическим действиям
Самоконтроль,
саморегуляция - умение
контролировать свои
поступки (приводить к
должному свои действия)
Тестирование
Самооценка – способность
оценивать себя адекватно
реальным достижениям
Тестирование
Интерес к занятиям в
детском объединении осознанное участие ребёнка
в освоении образовательной
программы
Конфликтность –
Способность занять
определённую позицию в
конфликтной ситуации
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тип
Тестирование
сотрудничества - Умение
воспринимать общие дела как
свои собственные
Ценностные ориентации - Тестирование
это то что определяя общий
подход человека к миру, к
себе, придают смысл и
направление
личностным
позициям,
поведению,
поступкам.
-«Раскрашивание кружков»
6-8 лет
(Шипицына Л. М.)
- «Тест простых
поручений для детей 6-9
лет» (модификация теста
«Интеллектуальная
лабильность» ППМС-центр
«Доверие»)
- «Лесенка» 6-10 лет (Щур В.
Г.)
- «Определение
эмоциональной самооценки
(Захаров А. В.)
- Методика
«Образовательные
потребности» вариант для
детей 6-11 лет
- Тест на определение
конфликтности с 6 лет
-Методика «Ковёр»
6-9 лет (Овчарова Р.)
- «Цветик – семицветик» 6,5
– 8 лет (Витковская И. М.)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые
результаты
Познавательные УУД
Критерии
оценивания
Умение добывать
новые знания:
находить ответы на
вопросы,
используя
жизненный опыт и
Виды
контроля/
промежуточно
й аттестации
Наблюдение,
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Низкий (1 б.) уровень умений –
ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при поиске ответов
на вопросы
Средний (2 б.) уровень –
может найти ответ при
информацию,
полученную на
занятии
Коммуникативные УУД
Умениеслушать и
слышать
педагога.
Адекватность
восприятия
информации
идущей от педагога
Наблюдение
Умение
выступать перед
аудиторией.
Свобода владения
и подачи
обучающимся
подготовленной
информации
Наблюдение
Умение
Наблюдение
договариваться со
сверстниками.
Умение
договариваться о
правилах общения
и поведения на
занятиях
Регулятивные УУД
Умение
организовать своё
Наблюдение
помощи педагога
Высокий (3 б.) уровень –
может найти ответ на
интересующий его вопрос
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок с большим трудом
воспринимает информацию,
идущую от педагога
Средний (2 б.) уровень –
воспринимает информацию
только после личного
проговаривания ему
педагогом.
Высокий (3 б.) уровень –
воспринимает информацию от
педагога адекватно и быстро.
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок с большим трудом
воспроизводит
подготовленную заранее
информацию. Постоянно
нуждается в помощи педагога
Средний (2 б.) уровень –
воспроизводит ранее
подготовленную информацию,
но испытывает трудности,
если перед ним нет
подготовленного конспекта.
Высокий (3 б.) уровень – легко
воспроизводит
подготовленную ранее
информацию. Владеет ею
свободно.
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок не может
самостоятельно построить
дискуссионное выступление.
Требует постоянной помощи
педагога в построении
доказательств
Средний (2 б.) уровень –
строит дискуссионное
выступление с некоторой
помощью педагога
Высокий (3 б.) уровень –
самостоятельно строит
дискуссионное выступление,
простраивает логику
доказательств
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок не может
рабочее (учебное)
место. Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой
Навыки
Наблюдение
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности.
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Умение аккуратно Наблюдение
выполнять работу.
Аккуратность и
ответственность в
работе
самостоятельно подготовить
своё рабочее место. Требуется
помощь и контроль педагога
Средний (2 б.) уровень –
самостоятельно под контролем
педагога готовит рабочее
место
Высокий (3 б.) уровень –
самостоятельно готовит
рабочее место и убирает его за
собой.
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок не соблюдает
правила безопасности
самостоятельно. Требуется
постоянный контроль педагога
Средний (2 б.) уровень –
соблюдает правила
безопасности только
некоторые, не в полном
объёме.
Высокий (3 б.) уровень –
самостоятельно соблюдает все
правила техники безопасности
Низкий (1 б.) уровень умений
– ребёнок не может работать
аккуратно. Не доводит работу
до конца. Отказывается от
выполнения при малейших
трудностях
Средний (2 б.) уровень –
может выполнять аккуратно
только часть операций. Иногда
проявляет ответственность, но
это ещё не стало его
постоянной чертой.
Высокий (3 б.) уровень –
всегда очень аккуратен и
ответственен при выполнении
задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Планируемые
результаты
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Критерии оценивания
Виды
контроля/
промежуточно
й аттестации
- знать, как можно объяснить Опросы
происхождение имени;
- о существовании
индивидуальных
особенностей своих личных
и сверстников;
- правила поведения в
семейном кругу, отношение
с близкими людьми; - какие
достоинства собственного
поведения помогают при
общении с окружающими, и
какие недостатки этом
общению мешают;
- правила конструктивной
групповой работы;
- что такое эмоции и какие
они бывают;
- что такое здоровый человек
- уметь осознавать свое тело Наблюдение
и
его
специфические
особенности;
- понимать и описывать свои
желания и чувства;
- различать определенные
эмоциональные
состояния
взрослых
и
детей
по
особенностям
жестов,
мимики, движений;
- сравнивать эмоции;
- оценивать поступки и
видеть
достоинства
и
недостатки
собственного
поведения
окружающих
взрослых в быту;
- уступать друг другу в
конфликтных ситуациях;
- вести доброжелательный
диалог, используя различные
средства выразительности;
- выражать благодарность за
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Низкий (1 б.) ребёнок не
понимает и не может
объяснить как понимает те
или иные факторы
человеческих
взаимоотношений
Средний (2 б.) ребёнок
понимает и может объяснить
только некоторые аспекты из
области человеческих
взаимоотношений.
Высокий (3 б.) ребёнок
хорошо понимает и объясняет
любые аспекты из области
человеческих
взаимоотношений
Низкий (1 б.) ребёнок не
может выстраивать
отношения, не умеет
конструктивно
взаимодействовать, может
определить только
простейшие эмоции (радость,
грусть). Устные высказывания
не сформированы, не может
объяснить своих чувств.
Средний (2 б.) частично
может объяснить и понять
свои чувства и эмоции.
Иногда понимает чувства и
эмоции других людей.
Изредка может задать вопрос
о товарищах или педагоге.
Высокий (3 б.) ребёнок с
высоким уровнем эмпатии,
очень внимателен к
окружающим. Владеет
широким спектром
проявление к ним внимания
и доброты.
- осознанно выстраивать
речевые
высказывания в
устной форме;
- с помощью вопросов
получать
необходимые
сведения о товарищах по
группе.
выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Планируемые
результаты
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Критерии оценивания
Виды
контроля/
промежуточно
й аттестации
- знать и понимать
Опросы
- что такое экономика и
зачем она необходима
каждому человеку;
- экономические термины:
потребности, возможности,
бюджет, планирование,
деньги, бартер, ресурсы,
спрос, предложение,
экономия, реклама, банк;
- правила планирования
семейного бюджета;
- правила конструктивной
групповой работы;
- что такое экономически
грамотный человек.
уметь
применять Наблюдение
экономические термины;
- понимать способы обмена;
- определять виды ресурсов:
финансовые,
природные,
человеческие;
- совершать обмен;
- назначать цену за товар по
ряду критериев: время года,
материал, местность;
владеть
начальными
основами создания рекламы;
- проявлять сострадание к
тем,
кто
нуждается
в
помощи;
- осознанно выстраивать
речевые
высказывания в
устной форме;
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Низкий (1 б.) ребёнок не
понимает и не может
объяснить как понимает те
или иные экономические
термины
Средний (2 б.) ребёнок
понимает и может объяснить
только некоторые аспекты из
области экономики.
Высокий (3 б.) ребёнок
хорошо понимает и объясняет
любые аспекты из области
экономики.
Низкий (1 б.) ребёнок не
может применять
экономические термины, не
понимает сути обмена, не
умеет пользоваться
денежными средствами.
Средний (2 б.) частично
может использовать в речи
экономические термины.
Использует некоторые
критерии при назначении
цены на товар.
Высокий (3 б.) ребёнок с
высоким уровнем
экономических знаний.
Владеет широким спектром
экономических умений.
7. Список литературы
1 год обучения
1. Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Изд-во
"Знание", 2015
2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах, Издательство
"Гринго", Ярославль 24
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников, М.:
Просвещение: Владос, 2015
4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2011
5. Карелина,И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет, Ярославль:
Академия развития, 2015
6. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного
развития детей, М.: ТЦ Сфера, 2012
7. Крюкова С.В., Слободняк, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие, М.: «Генезис», 2013
8. Лемянская Н.А.Тридцать уроков здоровья, М.: Владос, 2013
9. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1.
Какой я? Методическое руководство, М.: Книголюб, 2014
10. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию
эмоциональной сферы, М.: Книголюб, 2013
11. Николаева Е.С. Петров А.Г. Этикет. Умение жить и вести себя в
обществе, Изд.: Кишенев, 2014
12. Насоненко С.А. Уроки этикета, М.: Просвещение: Владос, 2013
13. Макеева С.Г.Школа вежливости, Изд.: Питер, 2014
14. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать:
Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия
развития, 2015
15. Остер Г. Вредные советы М.: Просвещение, 2015
16. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4-6 лет, СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2015
17. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в
обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
18. Фесюкова Л.Б. Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных
пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во
“Ранок”, 20 0. – 20 отдельных листов в папке. – 2006.
19. Яковлев А.А. Я познаю мир. Этикет во все времена, М.: Аквариум, 2014
Интернет ресурсы
• Сетевое сообщество педагогов RusEdu, http://rusedu.net/
• Nachalka.School-club.ru, http://nachalka.school-club.ru/about/193/
• Энциклопедия коллективных творческих дел, http://orlyonokc.narod.ru/ektd.html
• «Лучик света», http://www.luchiksveta.ru/
2 год обучения
1. Ардаширова Е. Пониматика. Деньги. 5-6 лет. – М.: ЗАО «Издательство
Открытые системы», 2012. – 48 с.
2. Бейли Д. Заставь деньги расти / Джерри Бейли, Фелиция Ло; [пер. с англ.
В.А. Мананкова]. – М.: Мнемозина, 2012. – 48 с.
3. Бейли Д. Как потратить деньги с умом? / Джерри Бейли, Фелиция Ло; [пер.
с англ. В.А. Мананкова]. – М.: Мнемозина, 2012. – 48 с.
4. Бейли Д. Они работают с деньгами / Джерри Бейли, Фелиция Ло; [пер. с
англ. В.А. Мананкова]. – М.: Мнемозина, 2012. – 48 с.
5. Бейли Д. Твои деньги / Джерри Бейли, Фелиция Ло; [пер. с англ. В.А.
Мананкова]. – М.: Мнемозина, 2012. – 48 с.
6. Джейн Перл. Дети и деньги. Уроки финансового благополучия (для детей и
их родителей) / пер. с англ. – М.: «Олимп – Бизнес», 2003. – 288 с.
7. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе:
занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост.
М.М. Воронина. – Волгоград, 2010. – 79 с.
8. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176 с.
9. Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики. – «Школьный
экономический журнал», 1998, № 1 – 8.
10. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и
дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. –
169 с.
11. Королёв В.О. Экономика и рынок для девчонок и мальчишек. СПб.:
КОРОНА-Век, 2011. – 192 с.
12. Нечаева Т.А. Жила – была денежка. Сборник интеллектуально –
развлекательных игровых программ. – Екатеринбург, Свердловский
областной комитет РСМ, ДЮЦ «Контакт», 2003. – 26 с.
13. Поропат Л. Что такое экономика? / Пер. с ит. Л.В. Золоевой. – М.: Эксмо,
2013. – 128 с.
14. Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий. – 10-е изд.
– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 56 с.
15. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для
учителя. / И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 4-ое изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2011. – 56 с.
16. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. – Самара:
Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. –
128 с.
17. Шалаева Г.П. Хочу стать банкиром / Г. П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО,
2010. – 64 с.
17. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и
задачках / Иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой. – 3-е изд.,
испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2011. – 144 с.
18. Смирнова Т.В. Дом в обычном переулке: Экономическая сказка для детей
/ Игровые задания и вопросы Т.Н. Просняковой. – Самара: Корпорация
«Федоров», Издательство «Учебная литература». – 2004. – 160 с.
19. Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и её друзей: Учебное пособие
для 3-4 классов / Игровые задания и методическое обеспечение Т.В.
Смирновой, Т.Н. Просняковой. – 2-е изд., испр. – Самара: Корпорация
«Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
20. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к
факультативному курсу «Экономика». – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.
21. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические
рекомндации к факультативному курсу «Экономика для младших
школьников» (1-й год обучения). – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. – 112 с.
22. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2008. – 176 с.
23. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. – М.: Издательство
«Самовар», 1992. – 96 с.
24. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых. Выпуск № 1. Экономическая.
– М.: East – West, 1992. – 64 с.
25. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.:
ТЦ «Сфера», 2009. – 96 с.
Экономика для детей в рассказах / Б. Райзберг, Л. Лозовский, М. Цымук. –
М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 159 с.
27. Экономика для дошкольников. Подготовительная группа. / Авт.-сост. Р.А.
Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
Электронные ресурсы:
1. СD: Смолянский О.В. Экономика для детей. Игры и упражнения. – М.:
Издатель – ООО «1С-Паблишинг», 2010.