Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юнош еский центр «К онтакт»
Принято:
Согласо
Педагогическим советом МБУ
ДО ДЮЦ «Контакт»:
Протокол № 3 от 10 марта 2023
тамента
яинистрации
бурга
.В.Шевченко
2023
Утверждаю:
п Риказ M L , от 10.03.2023
ДирегаЩ^еР*-
Программа развития
Детско-юношеского центра «Контакт»
(2023 - 2028гг)
Екатеринбург, 2023
«Контакт»
1.1. Основания для разработки и внесения изменений
Федеральный уровень
• Федеральный закон от 29.12.2012 273-Ф3 "Об образовании в РФ
• Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный
протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от
24.12.2018 №16
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года».
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н.
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября
2020г.).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»
Региональный уровень
• Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» № 136-д от «О проведении
сертификации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей Свердловской области в 2021 году.
• Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
Муниципальный уровень
• Постановление Администрации города Екатеринбурга №1523 от
07.06.2022 Об утверждении проекта «Екатеринбургское образование стандарт «Пять звезд».
• Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019
№375 «О разработке стратегий социально-экономического развития
административно
территориальных
единиц
муниципального
образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических
проектов
(подпроектов)
Стратегического
плана
развития
Екатеринбурга до 2030 г.
1.2.
Общие затраты и источники финансирования реализации
Программы развития
Таблица 1.
Общие затраты на реализацию
Затраты
На разработку Программы
На реализацию Программы
Итого
Сумма (тыс. рублей)
0,000
2477,500
2477,500
Таблица 2.
Источники финансирования реализации
Источники финансирования
Бюджетные средства, в том числе
• федеральный бюджет
• региональный бюджет
• муниципальный бюджет
Итого
Сумма (тыс. рублей)
0,000
1727,500
750,000
2477,500
1.3. Анализ реализации Программы развития 2017-2022 гг.
Целевая установка на обеспечение доступности дополнительного образования,
положенная в основу Концепции дополнительного образования, определила
основные направления деятельности Программы развития МБУ ДО ДЮЦ
«Контакт» в 2017-2022 гг. (далее Программы).
Целью программы являлось развитие образовательной среды обеспечивающей
процесс формирования базовых компетенций учащихся, в том числе с особыми
образовательными потребностями, на основе реализации
педагогических
проектов:
•
«Вариативность и доступность дополнительного образования для
каждого» (обновление содержания и форм образовательной деятельности с
учетом интересов и потребностей учащихся, в том числе с особыми
образовательными потребностями).
•
«Модель сотрудничества УДО с образовательными учреждениями по
внедрению ФГОС» (в рамках договора о сотрудничестве ДЮЦ «Контакт» и
образовательных учреждений Орджоникидзевского района).
Обеспечение доступности дополнительного образования
Одна из стратегических целей развития системы российского образования
заключается в том, чтобы предоставить детям с ОВЗ равные возможности
полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности, и тем
самым обеспечить их социальную интеграцию. Это нашло отражение в
государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»,
утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 №363 «Об
утверждении государственной программы РФ «Доступная среда». Образование
детей с ограниченными возможностями здоровья и развития относится к числу
проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения.
Успех решения данной задачи обеспечивает психологическая и методическая
подготовка педагогического коллектива. 43% педагогического состава ДЮЦ
«Контакт» прошли курсовую подготовку по программам «Организация работы с
обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Проблемы проектирования
адаптивных образовательных программ для детей с ОВЗ в аспекте инклюзивного
образования».
Новым направлением деятельности ДЮЦ «Контакт» стал педагогический
проект «Детско-юношеский цент «Контакт» - территория равных возможностей»
(дополнительное образование и социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья
в интегративном образовательном пространстве
учреждения дополнительного образования). В рамках проекта заключен договор о
сотрудничестве с ГБОУ СО "Екатеринбургской школа-интернат № 13",
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы". В
2018 году данный проект был представлен на городском Конкурсе инклюзивных
практик, (проектов и программ) для детей с ОВЗ в системе дополнительного
образования (Диплом за 2 место).
Результатом данного проекта стало введение в практику работы учреждения
образовательно-воспитательной
деятельности
по
дополнительным
общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, проведение мероприятий,
направленных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья по
социализации и адаптации. Традиционным стали такие мероприятия как: мастерклассы по ДПИ «Мастерская Деда Мороза», «Город мастеров», музыкально
игровые программы «Самый-самый», «Праздник праздников», выставки детского
творчества обучающихся с участием детей ограниченными возможностями
здоровья и др.
Установлены партнерские отношения с МБУ «Екатеринбургским Центром
психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», МБУ
Центром социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост»,
Всероссийским обществом глухих.
Проведена работа по организации предметно-пространственной среды,
обеспечивающей возможность обучения детей с ОВЗ: установлен пандус при
входе в учреждение, оборудованы туалетные комнаты, обеспечено дублирование
и знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными
рельефно-точечным шрифтом Брайля. Предусмотрено предоставление инвалидам
по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика),
разработана альтернативная версия официального сайта организации в
социальной сети «Интернет» для инвалидов по зрению.
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта,
предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Интергация общего и дополнительного образования
Разработан, апробирован и реализован проект «Модель сотрудничества УДО с
образовательным учреждением по внедрению ФГОС в начальной школе» (в
рамках договора о сотрудничестве ДЮЦ «Контакт» и образовательных
учреждений Орджоникидзевского района).
Разрабатывая данный проект, мы исходили из того, что взаимодействие ОУ и
УДО должно носить системный характер, при этом интеграция может быть
обеспечена за счет построения следующих форм взаимодействия:
S взаимодействия общего и дополнительного образования - в реализации
краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ;
S взаимодействие дополнительного образования и внеурочной работы в поле
досугово-развивающей деятельности: фестивали, праздники, концерты,
выставки, смотры и другие массовые мероприятия;
S углубленное дополнительное образование.
Каждая
форма учитывает направления, прописанные в
Программе
внеурочной деятельности обучающихся начальной школы ОУ и ресурсы ДЮЦ
«Контакт».
В результате реализации данного проекта наблюдается положительная
динамика по большинству индикаторных показателей развития сотрудничества
МБУ
ДО
ДЮЦ
«Контакт»
и
общеобразовательных
учреждений
Орджоникидзевского района (таблица 3).
Показатели эффективности организации сотрудничества ДЮЦ «Контакт» с
образовательным учреждениями Орджоникидзевского района
Таблица 3.
Показатель
2017 год
2022 год
0
4
+3
единиц
1
7
+6
единиц
14
35
+21
человек
674
2561
+1887
процент
43%
82%
+39%
единиц
2
8
+6
Единица
измерения
о единиц
Заключено
договоров
сотрудничестве
Реализация
краткосрочных
дополнительных
общеобразовательных программ
Организация
и
проведение
досугово-развивающих
мероприятий
(фестивали,
социальные проекты, конкурсы)
Количество участников досугово
развивающих мероприятий
Доля ОУ Орджоникидзевского
района
участвующих
в
педагогических проектах ДЮЦ
«Контакт» по организации досуга
детей и подростков, посещающих
летние оздоровительные лагеря с
дневным пребыванием
Организация
и
проведение
досугово-развивающих программ
на возмездной основе
(+/-)
В ходе сотрудничества педагогами общеобразовательных школ были
обозначены следующие проблемы: недостаточно высокий уровень развития
мелкой моторики и коммуникативных компетенций учащихся первых классов в
период адаптации к школе. Для решения данной проблемы были использованы
ресурсы дополнительного образования. В частности разработаны и апробированы
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «Азбука
общения» (интеллектуальное развитие и социальная ответственность детей
младшего школьного возраста), «Бумажный мир» (развитие творческих
способностей, логического мышления, художественного вкуса и расширение
кругозора детей в процессе освоения ими разнообразных техник работы с
бумагой), «Геометрика» (интеллектуальное развитие ребенка, формирование
пространственного и логического мышления в процессе конструирования).
По итогам реализации данных программ получены данные мониторинга,
которые подтверждают, что у обучающихся сформированы на достаточно
высоком уровне: мелкая моторика (87%), готовность слушать собеседника и вести
диалог (92%); готовность признать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою (94%); а также коммуникативная
компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми (96%).
Повышение качества и результативности образовательных услуг
В объединениях дополнительного образования ДЮЦ «Контакт» занимается 972
обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, что соответствует муниципальному
заданию.
В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» с 2019 года
осуществляется подготовка к внедрению в системе дополнительного образования
города Екатеринбурга нового организационно-экономического механизма персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее ПФДО). В связи с этим
изменились требования, предъявляемые к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам.
Проведена большая работа по повышению уровня методической подготовки
педагогических
работников,
организована
информационно-методическая
поддержка
педагогов
по
разработке
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, создан банк нормативных документов,
проведены семинары-практикумы и индивидуальные консультации. Как
результат 100% дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (далее ДООП) прошли внешнюю экспертизу и были размещены на
портале Навигатор дополнительного образования Свердловской области.
Основным инструментом получения информации о качестве подготовки
обучающихся является педагогический мониторинг, который проводится в
каждом детским творческом коллективе в начале в конце учебного года.
Результаты мониторинга позволяют говорить о повышении качества обучения. В
2021-22 учебном году увеличилась доля обучающихся, имеющих по результатам
учебного года высокий уровень освоения программы: 74% по программам
социально-гуманитарной направленности (на 4,7% выше результатов 2017-18
учебного года), 78% по программам художественной направленности (на 9 %
выше результатов 2017-18 учебного года), 76% по программам технической
направленности (на 4,7% выше результатов 2017-18 учебного года), по
программам физкультурно-спортивной направленности 70% (на 10,7% выше
результатов 2017-18 учебного года).
Ежегодно отмечается положительная динамика результатов участия
обучающихся ДЮЦ «Контакт» в конкурсах и фестивалях различного уровня.
В 2021-22 учебном году победителями конкурсов стали 459 обучающихся (47% от
общего числа), что на 23% больше чем в 2017-2018 учебном году.
Отмечается положительная динамика использования педагогами современных
педагогических технологий в образовательной деятельности. Доля педагогов
активно внедряющих инновационные технологии в 2022 году составила 100 %,
что на 24% больше чем в 2017 году. Наиболее активно используются такие
педагогические технологии, как: технология проблемного обучения, проектные
методы обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),
ИКТ. Как результат - увеличилось число обучающихся, участвующих в проектно
исследовательской деятельности, 2022г. - 34% (на 17% больше, чем в 2017г.)
По результатам МСОКО доля учащихся и их родителей (законных
представителей) удовлетворенных качеством реализации дополнительных
образовательных программ (на основе мониторинговых исследований по
утвержденной в учреждении программе методик) составила 92% . Что на 2 %
выше планируемых результатов.
Развитие кадрового потенциала
По состоянию на декабрь 2022 года в ДЮЦ «Контакт» 18 педагогических
работников. Из них 12 педагогов дополнительного образования, 3 методиста и 3
педагога организатора. Штат укомплектован на 99%, имеется вакансия
концертмейстера. Нагрузка педагогических работников составляет в среднем 1,5
ставки.
Доля молодых педагогов со стажем работы менее 3-х лет в 2022 году
составила 27% (2017 год - 11%). С целью их успешной адаптации и оказания
помощи в решении профессиональных проблем с 2018 года в учреждении
реализуется План работы с молодыми педагогами. Наиболее эффективными и
востребованными являются такие формы работы, как психолого-педагогические
тренинги, практико-ориентированные семинары, мастер-классы, коворкинги.
В учреждении 15 педагогов имеют квалификационную категорию (что
составляет 83% от общего числа педагогических работников и на 2% больше, чем
в 2017 году. Из них 8 педагогов имеют ВКК (что составляет 44% от общего числа
педагогических работников). Это на 4% больше, чем в 2017 году.
С 2017 года ДЮЦ «Контакт» является членом Федеральной экспериментальной
площадки НУ РАО на базе ФГАОУ ВО РГППУ и ФГБНУ ИСРО РАО «Научно
образовательная сеть инновационно-активных образовательных организаций
Уральского региона». В деятельности инновационной площадки принимают
участие 50% педагогов.
Педагоги активно представляют свой педагогический опыт в различных
формах.
Проведено 17 мероприятий районного, городского и областного
уровня (семинары, семинары практикумы, ВКС, мастер-классы, конференции)
(2017-18 уч. год - 3 мероприятия, 2018 -19 уч.год - 4 мероприятия, 2019-20 уч.
год- 4 мероприятия, 2020-21 уч. год.- 5 мероприятий, 2021-2022 уч. год - 6
мероприятий). В том числе организованы и проведены мероприятия в рамках
деятельности Муниципального опорного центра (далее - МОЦ), организованного
на
базе
ДЮЦ
«Контакт»:
Районный
семинар
«Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа в вопросах и ответах» (2020,
2021, 2022гг.),
Областной семинар «Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа глазами эксперта» (2022 г.).
Методические материалы из опыта работы педагогов ДЮЦ «Контакт»
публикуются в различных сборниках, выставляются на сайте. Растет число
педагогов, принимающих участие в региональной Межрегиональной заочной
научно-практической конференции «Дополнительное образование детей: ресурсы
развития». 2017-18 уч.г - 3 педагога (16% от общего числа педагогов), 2021-22
уч.год - 7 педагогов (38% от общего числа педагогов).
РАЗДЕЛ 2.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2023-2028гг.
Подраздел 1. Проблема
Таблица 4.
Формулировка проблемы
Целевые группы
Последствия не решения
проблемы
Последствия решения
проблемы
Существующие условия не в полной мере
обеспечивают
доступность
и
качество
дополнительного образования, позволяющего
увеличить долю
обучающихся, ставших
победителями и призерами
конкурсов и
фестивалей по направленностям различного
уровня
Педагоги
дополнительного
образования,
методисты и руководители ДЮЦ «Контакт»
Обучающиеся
и
их
родители
(законные
представители)
Снижение
имиджа педагога дополнительного
образования и учреждения.
Для обучающихся и их родителей (законных
представителей):
снижение
уровня
удовлетворенности
дополнительными
образовательными услугами; дефицит ресурсов,
обеспечивающих
индивидуальные
образовательные потребности обучающихся.
Качественные
изменения
дополнительных
общеобразовательных услуг до 2028 года;
эффективная система выявления и адресная
поддержка одаренных детей.
Для педагогов и руководителей: высокий уровень
квалификации педагогического коллектива ДЮЦ
«Контакт», повышение имиджа учреждения.
Для обучающихся и их родителей (законных
представителей): равные стартовые возможности
для обучающихся с разными образовательными
потребностями,
развитие
способностей
и
интересов в процессе обучения.
Подраздел 2. Цель Программы развития
Создание организационно-методических и социально-экономических
условий обеспечивающих функционирование и развитие ДЮЦ «Контакт» и
его конкурентоспособности в современной образовательной среде
Подраздел 3. Задачи Программы развития
Таблица 5.
Задача
Результат
Показатель
1.Создание МТБ,
обеспечивающей
высокое
качество и
доступность
дополнительног
о образования
Комфортная,
современная
предметнопространственная
среда
Организации
дополнительного
образования
детей с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
Наличие
интернетсоединение со
скоростью не
менее 100 мб/с
Наличие
необходимых для
реализации
дополнительных
общеобразователь
ных программ
помещений
2. Повышение
качества и
Обновление
содержания,
Сроки
Значение
показателя
202310
2028 гг.
Соответствие
материальнотехнического
обеспечения
санитарногигиеническим,
антитеррористиче
ским требованиям
и ТБ
100%
Оснащенность
компьютерной
техникой,
используемой в
образовательном
процессе
12
Доля
дополнительных
общеобразователь
ных программ с
возможностью
реализации в том
числе в
дистанционной
форме
5%
Доля
обучающихся,
90%
20232028 гг.
Нормативно
правовое основание
Приказ
Минобрнауки
России от 09.01.2014
№ 2 «Об
утверждении
Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при
реализации
образовательных
программ»
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача
РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об
утверждении
санитарных правил
СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические
требования к
организациям
воспитания и
обучения, отдыха и
оздоровления детей
и молодежи».
Распоряжение
правительства РФ от
результативност
и
дополнительных
образовательных
услуг
технологии и
форматов
дополнительного
образования
детей для
удовлетворения
индивидуальных
запросов,
повышения
качества
образования
освоивших
дополнительные
общеобразователь
ные программы на
высоком уровне
Наличие
дополнительных
общеобразователь
ных программ,
реализуемых в
сетевой форме
2
Наличие
краткосрочных
программ, в том
числе на
возмездной
основе
6
Организация и
конкурсов и
фестивалей по
различным
направленностям
дополнительного
образования
50%
31.03.2022 №678-р
«Об утверждении
Концепции развития
дополнительного
образования детей
до 2030 года»
Приказ
Министерства
образования и
молодежной
политики
Свердловской
области №219-д от
04.03.2022 «О
внесении в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательны
х программ в
образовательных
организациях»,
утвержденных
приказом ГАНОУ
СО «Дворец
молодежи» от
01.11.2021 №934-д
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении
Порядка
организации и
осуществления
образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательны
м программам» (с
изменениями на 30
сентября 2020г.).
Постановление
Администрации
города
Екатеринбурга
№1523 от 07.06.2022
Об утверждении
проекта____________
3. Развитие
кадрового
потенциала в
соответствии с
требованиями к
уровню
квалификации
4. Усиление
воспитательной
составляющей и
реализация задач
воспитания
через
содержание
дополнительных
общеобразовател
ьных программ
по всем
направленностя
м
Повышение
качества
педагогической
деятельности
Мотивация
педагогических
работников к
участию в
инновационной
деятельности
Наличие в
штатном
расписании
специалистов,
обеспечивающих
качество
образовательных
услуг:
звукооператор,
психолог
Разработка,
апробация и
реализация
педагогического
проекта
«Здоровым быть
здорово!»
Укомплектованно
сть штата
100%
Доля педагогов,
прошедших
аттестацию на 1 и
высшую
квалификационну
ю категорию
90%
Доля педагогов,
участвующих в
инновационной
деятельности
Организация и
проведение
воспитательных
мероприятий для
детей и
подростков
Доля
обучающихся,
участников
мероприятий
2023
2028 гг.
85%
30
100%
2023
2028 гг.
«Екатеринбургское
образование стандарт «Пять
звезд».
Постановление
Правительства
Российской
Федерации от
29.12.2016 №1532
«Об утверждении
государственной
программы
Российской
Федерации
«реализация
государственной
национальной
политики»
Постановление
Администрации
города
Екатеринбурга
№1523 от 07.06.2022
Об утверждении
проекта
«Екатеринбургское
образование стандарт «Пять
звезд»
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и
взрослых»
Приказ
Минтруда России от
22.09.2021 N 652н.
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от
31.03.2022 №678-р
«Об утверждении
Концепция развития
дополнительного
образования детей
до 2030 года».
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от
29.05.2015 №996-р
5. Консолидация Вовлечение в
усилий и
выработка
механизмов
взаимодействия
учреждения,
семьи и социума
для организации
их
сотрудничества
при обучении и
воспитании
образовательный
процесс
общественности
и семьи
Доля родителей,
удовлетворенных
условиями и
качеством
предоставляемых
образовательных
услуг
96%
2023
2028 гг.
«Об утверждении
Стратегии развития
воспитания в
Российской
Федерации на
период до 2025
года»
Паспорт
национального
проекта
«Образование»,
утвержденный
протоколом
заседания
президиума Совета
при Президенте
Российской
Федерации по
стратегическому
развитию и
национальным
проектам от
24.12.2018 №16
Подраздел 4. Целевые группы
Таблица 6.
Численность Общая
(чел)
характеристика и
функции целевой
группы
Педагоги и
21
Возрастной ценз
администрация
педагогического
коллектива от 25 до
64 лет
84% педагогов
имеют 1 и ВКК
Выгода, получаемая
от реализации
стратегического
проекта
Обновление
содержания и
технологий
дополнительного
образования
Проблемы и
комментарии
Обучающиеся
В процессе
реализации
Программы
обучающиеся
полечат стартовые
возможности для
позиционирования
себя как успешной и
активной личности,
способной принести
пользу сообществу
людей и городу в
котором живут,
Представление о
сфере образования
как о сфере
социальных
обязательств.
Проблема
недофинансирования
учреждения
Целевая
группа
972
Дети и
подростки
от 5 до 18
лет
Функции: игровая,
учебная и
социально-полезная
деятельность
Недостаточный
уровень
квалификации у
педагогов, имеющих
стаж менее 3-х лет
использовать
широкие
здоровьесберегающие
образовательные,
культурно
творческие,
социально
адаптационные
возможности для
саморазвития,
формирования
ценностных
установок,
жизненных планов, а
также для внесения
социального вклада в
формирование
креативной
культурно
индустриальной
среды______________
РАЗДЕЛ 3
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Возможные способы достижения цели
Таблица 7.
Способ
Сильные стороны
Слабые стороны
Комплексный
способ,
направленный
на
взаимодействие
с
организациями муниципальной
системы образования, так и с
организациями
социальной
сферы
Интеграция решений усилий
различных сфер деятельности в
достижении целей повышения
качества
дополнительного
образования.
Расширение
спектра
образовательный услуг за счет
межведомственных связей
Разная
степень
ответственности
исполнителей не позволяет
получить всегда одинаковый
результат
Необходимость
планирования
использования
внебюджетных средств, что
не
является
гарантией
своевременного
решения
задач.
Невозможность
учета
интересов всех участников в
решении задач
Ведомственный способ, при
Достаточный
базовый
котором
достижение
цели уровень условий для решения
Ограниченность ресурсов
системы
образования,
обеспечивается за счет ресурсов
муниципальной
системы
образования.
задач
повышения
качество
дополнительного образования.
Возможность
организовать
процесс
выполнения
мероприятий Программы
в
рамках полномочий
достаточных только для
использования
традиционного подхода в
организации
образовательного процесса.
Трудности
поиска
квалифицированных кадров,
риски
несвоевременного
выполнения поставленных
задач из-за большого объема
текущих
задач
и
внеплановых мероприятий
Подраздел 2. Характеристика выбранного способа
Приоритетным способом достижения цели Программы является комплексный
способ, направленный на решение стратегических задач. Многие мероприятия
воспитательного характера и социальной направленности организуются с
привлечением ресурсов администрации района. Учитывая, что основная часть
дополнительных образовательных услуг рассчитана на детей и подростков от 5 до
18 лет, улучшение результата работы и качества предоставляемых услуг
возможно путем консолидации усилий всего комплекса социальной сферы через
реализацию мероприятий межведомственного взаимодействия на определенных
направлениях работы.
Выполнение первой задачи «Создание МТБ, обеспечивающей высокое качество
и доступность дополнительного образования» предполагает разработку плановой
документации, определение источников финансирования. При наличии
финансовой возможности планируется косметический ремонт помещений
(учебные кабинеты, залы, вспомогательные помещения). Приобретение
компьютерной техники, обеспечивающей информатизацию образовательного
процесса, а также техники для организации и проведения массовых мероприятий.
Вторая задача «Повышение качества и результативности дополнительных
образовательных услуг» направлена на развитие вариативности реализуемых
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые
будут направлены на формирование новых компетенций (коммуникативных,
креативных, цифровых), освоение новых технологий и форм обучения. Будут
развиваться сетевые формы взаимодействия, что позволит оптимизировать и
рационально использовать кадровые, материально-технические, программно
методические ресурсы отдельных учреждений.
Реализация образовательных программ в сетевой форме возможна только на
условиях взаимодействия с учреждениями образования, спорта, культуры,
инновационными площадками, ресурсы которых будут задействованы в освоении
дополнительных общеобразовательных программ.
Организация сетевого взаимодействия будет осуществляться в рамках Проекта
«Модель сотрудничества УДО с образовательным учреждением по внедрению
ФГОС в начальной школе». К 2030 году планируется заключение договоров в
сетевой форме с 3 ОУ Орджоникидзевского района. Сетевое взаимодействие
будет осуществляться в следующих формах:
- взаимодействия общего и дополнительного образования - в реализации
краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ;
взаимодействие дополнительного образования и внеурочной работы в поле
досугово-развивающей деятельности: фестивали, праздники, концерты, выставки,
смотры и другие массовые мероприятия;
углубленное дополнительное образование (обучение по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам).
Каждая
модель
учитывает
направления
внеурочной
деятельности,
прописанные в Программе внеурочной деятельности обучающихся начальной
школы, ресурсы ОУ и ресурсы ДЮЦ «Контакт».
В летний период ДЮЦ «Контакт» предлагает для детей и подростков
Орджоникидзевского района, посещающих летние оздоровительные лагеря
городского типа принять участие в педагогическом проекте «Все лето вместе».
Данный проект уже стал традиционным, пользуется большой популярность среди
детей и педагогов ОУ района. Для поддержания интереса к мероприятиям
данного
проекта
планируется
использование
большого
разнообразия
организационных форм летнего детского досуга: творческие мастер-классы,
музыкально-игровые программы, квесты, игры-путешествия, конкурсы и
фестивали.
Необходимость выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей и молодежи предполагает необходимость изменения отношение к понятию
«Одаренность». Одаренным является каждый ребенок, а задача педагога
дополнительного образования - рассмотреть эту одаренность и сопровождать
обучающегося в разных видах деятельности для развития его талантов и
способностей.
Для
создания
дополнительных
условий
раскрытия
интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся будет разработан и
организован Районный фестиваль детского и молодежного творчества «Таланты в
контакте», который будет включать в себя конкурсы по различным
направленностям дополнительного образования. Данный фестиваль позволит не
только расширить спектр конкурсов и фестивалей в сфере дополнительного
образования на уровне района, города, но и увеличить количество участников и
победителей конкурсов. К 2030 году планируется 2000 участников фестиваля. В
процессе
реализации
Программы
развития
планируется
разработать,
апробировать и реализовать модель работы с высокомотивированными и
способными детьми в рамках подготовки к участию в конкурсах и фестивалях
детского творчества, увеличить показатель победителей и призеров конкурсов
различного уровня до 50% от общего числа обучающихся.
Лидерские, организаторские, коммуникативные способности детей будут
реализованы в деятельности районного объединения «Союз Активной Молодежи
«Лидер».
Важным
направлением
работы
является
внедрение
системы
персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее-
ПФДО), которая гарантирует государственную поддержку в развитии
способностей каждого ребенка вне зависимости от возможностей семьи. В
процессе внедрения ПФДО все дополнительные общеобразовательные
программы будут сертифицированы, а это значит - соответствовать требованиям.
Одним из ключевых направлений при решении задачи «Развитие кадрового
потенциала в соответствии с требованиями к уровню квалификации» является
комплектование штата с высоким процентом молодых педагогов, способных
реализовывать образовательные программы с использованием инновационных
технологий (ИКТ, дистанционных и т.д.). К 2030 году в штате учреждения
планируется 25% молодых педагогов от общего числа педагогических работников
из числа выпускников высших учебных заведений, а также выпускников ДЮЦ
«Контакт».
При реализации курсовой подготовки и организации непрерывного
педагогического образования будет осуществлен переход на индивидуальные
маршруты устранения профессиональных дефицитов.
Одно из направлений работы с кадрами является обобщение и представление
педагогического опыта, которое будет обеспечено с следующих формах:
- прохождение процедуры аттестации на квалификационную категорию в новой
форме не менее 90% педагогических работников;
- презентация эффективных педагогических практик и технологий на
профессиональных конкурсах, форумах, конференциях (25% педагогов);
- семинары, мастер-классы различного уровня (не менее 2 ежегодно).
Решение задачи «Усиление воспитательной составляющей и реализация задач
воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ
по всем направленностям» планируется в процессе разработки и реализации
педагогического проекта «Здоровым быть здорово!» (здоровье и безопасность).
Цель данного проекта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья
всех участников образовательного процесса на основе здоровье формирующей
среды. Направления деятельности, отражающие специфику и содержание
проекта: пропаганда здорового образа жизни, развитие познавательной мотивации
обучающихся, формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни,
приобщение обучающихся
к здоровому досугу и организация конкурсов,
фестивалей
по
проблемам
профилактики
зависимостей,
повышение
валеологической грамотности педагогов, осуществление контроля соблюдения
требований СанПин, формирование банка методических материалов для
педагогов, родителей и обучающихся по формированию здорового образа жизни.
В рамках решения задачи «Консолидация усилий и выработка механизмов
взаимодействия учреждения, семьи и социума для организации их сотрудничества
при обучении и воспитании детей» планируется развивать практику организации
работы органов общественного управления учреждением, что обеспечит учет
мнения семьи и общества в вопросах обучения и воспитания детей.
Будет совершенствоваться работа со СМИ с целью формирования позитивного
общественного мнения о результатах деятельности учреждения.
Кроме того, будет обеспечено психолого-педагогическое просвещение
родителей
(законных
представителей),
выстраивание
эффективных
коммуникаций, повышение степени ответственности за совместную с учреждение
дополнительного образования деятельность.
С 2020 года на базе ДЮЦ «Контакт» создан муниципальный опорный центр,
который решает вопросы автоматизации и цифровизации процессов зачисления
на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
предоставление информации о реализуемых услугах, что несомненно, влияет на
формирование общественной оценки деятельности учреждения
Реализация мероприятий Программы позволит достичь качественных
изменений в деятельности учреждения, обеспечит качество дополнительного
образования в интересах растущих потребностей детей и их родителей (законных
представителей).
Подраздел 3. Формы и механизмы сопровождение Программы
Таблица 8.
Формы и механизмы сопровождение
Программы развития
Медийное сопровождение
Представление в интернете
Массовые публичные мероприятия
Выпуск печатной продукции
Краткая характеристика форм и
механизмов сопровождения
Программы
официальный портал Екатеринбурга,
официальные группы и аккаунты в
социальных сетях, СМИ города
Екатеринбурга
Освещение информации на
официальном сайте учреждения
Выставки, конкурсы, мастер-классы
Информационные и методические
сборники
Подраздел 4. Потенциальные партнеры
Таблица 9.
Наименование организации
УрГПУ, УрГППУ
Учреждения социальной сферы
(здравоохранения, культуры и спорта
СМИ
Способ привлечения к реализации
Совместные мероприятия,
подготовка педагогических кадров
Проведение совместных
мероприятий, образовательных
проектов
Организация информационного
освещения мероприятий Программы
Реализация совместных мероприятий,
информационная и организационная
поддержка проводимых мероприятий
РАЗДЕЛ 4.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Таблица 10.
Задача
Создание МТБ,
обеспечивающей
высокое качество
и доступность
дополнительного
образования
Наименование
показателя
Наличие полностью
оборудованных всем
необходимым для
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ помещений
Соответствие
материально
технического
обеспечения
санитарно
гигиеническим,
антитеррористическим
требованиям и ТБ
Оснащенность
компьютерной
техникой,
используемой в
образовательном
процессе
Доля дополнительных
общеобразовательных
программ с
возможностью
реализации в том
числе в
дистанционной форме
Ед.изм
Плановое значение по годам
Текущее
реализации Программы
значение
показателя
шт.
%
5
70
шт.
%
2
0%
2023
2024
2025
2026
2027
6
7
8
9
10
Целево
й
ориент
ир
2028
год
10
75
85
90
95
100
100%
3
5
6
7
12
12
1%
2%
2%
3%
5%
5%
Повышение
качества и
результативности
дополнительных
образовательных
услуг
Развитие
кадрового
потенциала в
соответствии с
требованиями к
уровню
квалификации
Усиление
воспитательной
составляющей и
реализация задач
воспитания через
содержание
дополнительных
общеобразователь
ных программ по
всем
направленностям
Доля обучающихся,
освоивших
дополнительные
общеобразовательные
программы на
высоком уровне
%
87
87
88
88
89
90
90%
Наличие
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых в сетевой
форме
Наличие
краткосрочных
программ, в том числе
на возмездной основе
шт.
0
0
0
1
1
2
2
шт.
0
1
2
3
3
6
6
Организация и
конкурсов и
фестивалей по
различным
направленностям
дополнительного
образования
Доля детей,
победителей
конкурсов и
фестивалей
шт.
10
13
15
20
25
30
30
%
25
30
35
40
45
50
50%
%
97
100
100
100
100
100
100
%
84
85
85
90
90
90
90
%
56
60
70
75
80
85
85
шт.
10
15
20
23
25
30
30
%
67
70
80
85
90
100
100
У комплектованность
штата
Доля педагогов,
прошедших
аттестацию на 1 и
высшую
квалификационную
категорию
Доля педагогов,
участвующих в
инновационной
деятельности
Организация и
проведение
воспитательных
мероприятий для
детей и подростков
Доля обучающихся,
участников
мероприятий
Консолидация
усилий и
выработка
механизмов
взаимодействия
учреждения,
семьи и социума
для организации
их
сотрудничества
при обучении и
воспитании
Доля родителей,
удовлетворенных
условиями и
качеством
предоставляемых
образовательных
услуг
Количество
консультационных
услуг, оказываемых
родителям
обучающихся
%
92
93
94
95
95
96
96
шт.
55
60
70
75
80
100
100
РАЗДЕЛ 5.
ИСТОЧНИКИ И ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Таблица 1 1.
Источник
1.Бюджетные средства, в том числе:
Действия
- областной бюджет
Финансирование мероприятий в рамках исполнения
государственной программы Свердловской области
«Развитие системы образования и реализации
молодежной политики в Свердловской области;
мероприятий регионального проекта «Современная
школа (Свердловская область)»
Финансирование мероприятий в рамках
государственной программы РФ «Развитие
образование»
Финансирование мероприятий Программы за счет
средств от платных услуг
- бюджет города
2. Внебюджетные средства
ПЛАН
финансирования реализации Программы
Таблица 12.
Мероприятие
Источник
финансирования
Затраты на реализацию задач и
мероприятий тыс.руб.
Итоговые
затраты на
решение
задач
2023 2024 2025 2026 2027
Задача 1. Создание МТБ, обеспечивающей высокое качество и доступность дополнительного
образования
Ремонт помещений
областной
25,0
30
45
45
45
190
30
45
50
60
60
245
Приобретение
оборудования и мебели
областной
205,0 240
0
240
0
685
Приобретение
компьютерной техники
Мероприятия по созданию областной
0
50
50
0
0
100
доступности
образовательной среды
Подключение к
областной
7,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
высокоскоростному
Интернету
Задача 2. Повышение качества и результативности дополнительных образовательных услуг
Реализация проектов и
муниципальный
10,0
10,0
10,0
10,0
10,0
50,0
программ по отработке
новых технологий,
методик и содержания
дополнительного
образования
Развитие детского и
муниципальный
40,0
40,0
40,0
40,0
40,0
200,0
молодежного
самоуправления
10,0
10,0
10,0
10,0
10,0
50,0
Организация и проведение муниципальный
мероприятий с детьми с
ОВЗ
областной
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 500,0
Организация поездок
одаренных детей для
участия в конкурсах и
фестивалях
Задача 3. Развитие кадрового потенциала в соответствии с требованиями к уровню квалификации
Обеспечение возможности муниципальный
20
20
20
20
20
100
для непрерывного и
планомерного повышения
квалификации
руководящих и
педагогических
работников (курсы
повышения квалификации,
тренинги, семинары и т.д.)
Организация
инновационной
деятельности (семинара,
мастер-классы и т.д.)
Задача 4. Усиление воспитательной составляющей и реализация задач воспитания через содержание
дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям
20,0
20,0
20,0
20,0
20,0
10,0
Организация и проведение муниципальный
воспитательных
мероприятий для детей и
подростков
Издание печатной
муниципальный
15,0
15,0
15,0
15,0
15,0
75,0
продукции по проблемам
воспитания
Задача 5. Консолидация усилий и выработка механизмов взаимодействия учреждения, семьи и
социума для организации их сотрудничества при обучении и воспитании
Реализация эффективных
форм взаимодействия с
родителями
Организация работы
муниципального опорного
центра выдачи
сертификатов ПФДО,
формирование реестра
программ
дополнительного
образования
муниципальный
7,0
7,0
7,0
7,0
7,0
35,0
муниципальный
30,0
50,0
50,0
50,0
50,0
230,0