Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Контакт»
Принята
Методическим советом
ДЮЦ Контакт
Протокол №3 от 17.06.2025
Утверждаю:
директор ДЮЦ «Контакт»
Колясникова Н.В.
Приказ №47-О от 18.06.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
"КОНТАКТ"
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР "КОНТАКТ"
Дата: 2025.06.19 11:22:48 +05'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Чародеи»
(основы изо - деятельности)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бондарева Лидия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования, 1КК
Екатеринбург
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Чародеи» (основы ИЗОдеятельности) относится к художественной направленности и разработана
в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242.
• Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении
изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д.
• Устав МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»
Актуальность. Для полноценного художественного развития детей
необходимо их общение с близким для них природным окружением,
знакомство с художественными ценностями и традициями.
Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое
развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное
развитие его потенциальных духовных возможностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 2
При общении с искусством у дошкольников пробуждаются особые эмоции,
совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или
грустят. Специальные исследования показали, что эмоции вызванные
искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим
духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты
сознания.
Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, эстетические
переживания дошкольников обогащаются и становятся разносторонними.
Зарождается художественный вкус.
Изобразительное творчество позволяет сформировать такие личностные
качества, как: самостоятельность, организованность, коммуникативность,
способность планировать свою деятельность и контролировать свою
деятельность.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству (нетрадиционные техники рисования).
Уровень программы «стартовый», так как, предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Многофункциональность задач программы обеспечена, во - первых,
доступностью художественных инструментов и материалов детям уже с
раннего возраста, во-вторых, тем, что изобразительная деятельность ребенка
как своеобразная форма графической речи является наиболее адекватной
этому возрасту внешней формой выражения внутреннего эмоциональнотворческого напряжения.
Адресат программы: обучающиеся 6-7 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей. Для детей старшего
дошкольного возраста, продолжительность занятий составляет 30 минут, что
соответствует Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормам.
Количество обучающихся в группе 12-13 человек.
Программа рассчитана на один год обучения.
Тематический план составлен на 108 часов и должен быть освоен в
течение учебного года при условии занятий: 1 раз в неделю по 3 часа.
Старших дошкольников отличает чуткость к образно-эмоциональному
началу, живая реакция на разнообразные задания, образные по содержанию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 3
Поэтому детям желательно давать задания, предполагающие наполнение
пространства цветом, действием, движением, сказочными персонажами.
Программа предполагает интегрированные занятия. Их эффективность
обеспечивается следующими условиями:
• опора на окружающий мир (природа, архитектура, культурные и
исторические достопримечательности);
• модульный подход (Б. Юсов) с учетом доминанты разных видов
искусств для детей старшего дошкольного возраста;
• тематическое, блочное построение заданий.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
• обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
• учесть интересы и предпочтения ребенка, технические и
изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет
широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
• познакомить
учащихся
с
разнообразными
техниками
и
художественными материалами;
• сформировать коллектив детского объединения.
Большое место в программе отведено наглядным и словесным методам,
ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если
педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных
эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги
сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей
языком.
Практические методы, включающие упражнения, индивидуальные и
коллективные творческие работы, экспериментирование с разнообразными
материалами и т.д.
Формы контроля
Формой текущего контроля является анализ и оценка творческих работ
детей в конце каждого занятия. Педагог ставит перед собой задачу «оживить
образ», помочь детям увидеть достоинство и слабости своей работы,
укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью, обучить
детей приемам художественного анализа.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в выставках
и конкурсах.
Объекты диагностики и развития личности в сфере эстетического
воспитания и художественного образования:
• мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности);
• общие (универсальные) художественные способности;
• креативные свойства личности;
• специальные художественные способности.
Совместная деятельность педагога и детей строится на творческой основе,
духовном равенстве и межличностном общении. Предполагается, что занятие
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 4
творческим, любимым для детей делом, будет способствовать социализации
и поможет учащимся чувствовать увереннее в жизни.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• формирование изобразительных навыков;
• знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в
изобразительной деятельности.
Развивающие:
• развитие художественных способностей;
• развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
• воспитание любви и бережного отношения к природе и потребности в
художественной организации своего жизненного пространства;
• воспитание уважительного отношения к истории и культуре как
источнику жизненного опыта.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
2.2.
Кол-во часов
всего
в том числе
Название темы часов теория
практика
Чем и на чем рисует
3
1
2
художник?
Путешествие в страну
волшебных красок
Основные
и
3
1
2
дополнительные цвета
Цветовой спектр. Радуга
3
1
2
2.3.
Теплые цвета
3
1
2
2.4.
Холодные цвета
3
1
2
2.5.
Разбеленные
замутненные цвета
3
1
2
№
п/п
I.
II.
2.1.
и
Форма контроля
Проверочный
тест
Самостоятельная
работа
Творческое
задание
Творческая
работа
Самостоятельная
работа
Викторина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 5
3
1
2
Творческая
работа
3.2.
Нетрадиционные
техники рисования
Пятно
как
выразительное средство
изображения
Монотипия пейзажная
3
1
2
3.3.
Кляксография обычная
3
1
2
3.4.
Кляксография трубочкой
3
-
3
3.5.
Граттаж
3
1
2
3.6.
Набрызг
3
1
2
3.7.
Акватипия
3
1
2
3.8.
3
1
2
3
1
2
3.10.
Рисование с помощью
листьев
Рисование по мятой
бумаге
Рисование пальчиками
3
1
2
3.11.
Рисование поролоном
3
1
2
3.12.
3
1
2
3.13.
Рисование
ватными
палочками
Рисование свечой
3
1
2
3.14.
Рисование по-мокрому
3
1
2
3.15.
Рисование тычками
3
1
2
3.16.
Смешанные техники
3
1
2
3.16.1. Пейзаж
3
1
2
3.16.2. Портрет
6
2
4
3.16.3. Анималистика
6
2
4
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческая
работа
Выставка
творческих работ
Творческая
работа
Творческое
задание
Самостоятельная
работа
Творческое
задание
Творческое
задание
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческая
работа
Анализ
продуктов
деятельности
Проверочный
тест
Анализ
продуктов
деятельности
Выставка
творческих работ
Выставка
творческих работ
Конкурс «Мое
III.
3.1.
3.9.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 6
3
1
2
3
1
2
3
1
2
5.1.
Удивительная
страна
Графика
Рисование
цветными
карандашами
Рисование пастелью
Досугово-развивающая
деятельность
Экскурсии
6
-
6
5.2.
В кругу друзей
9
-
9
VI.
Мы говорим
свидания!
Всего часов:
3
-
3
108
29
79
IV.
4.1.
4.2.
V.
вам
до
любимое
животное»
Графический тест
Творческая
работа
Практикум
Педагогическое
наблюдение
Выставка
творческих работ
Педагогическое
наблюдение
Содержание учебного (тематического) плана
I. Чем и на чем рисует художник?
Роль изобразительного искусства в жизни человека.
Знакомство с
принадлежностями художника.
Практические работы:
• Викторина «Инструмент или материал?».
• Творческая работа «Как я провел это лето» - (знакомство с интересами
детей, развитее творческих способностей).
II. Путешествие в страну волшебных красок
2.1. Основные и дополнительные цвета
Основные цвета: красный, желтый, синий. Дополнительные цвета:
оранжевый, зеленый, фиолетовый. Изобразительная техника: отпечатывание
листьев, травинок.
Практические работы:
• Упражнение на получение новых цветов.
• Игра «Цветовая угадай-ка» - (использование основных цветов и их
смесей, работа с образами через цвет).
• Самостоятельная работа «Загадки с грядки» - (использование основных
цветов и дополнительных, работа с образами через цвет).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 7
2.2. Цветовой спектр. Радуга
Цветовой спектр.Свойства цвета: яркость,цветовой тон, насыщенность,
светлота.
Практические работы:
• Рисование радуги по сухому и влажному фону.
• Игра «В стране разноцветных радуг» - (использование цветов спектра,
передача настроения через цвет).
• Практикум «В стране разноцветных радуг» - (развитие творческих
способностей, эмоциональной памяти, образного мышления).
2.3. Теплые цвета
Теплые цвета. Эмоциональное восприятие цвета. Изобразительная техника
«монотипия».
Практическиеработы:
• Игра «Страна горячих солнц» - (подбор средств художественной
выразительности соответственно замыслу).
• Практикум «Лучики для солнышка»- (использование теплых цветов,
работа с образами через цвет).
2.4. Холодные цвета
Холодные цвета. Эмоциональное воздействие холодных цветов.
Использование холодных цветов в живописи.
Практические работы:
• Упражнение «Зимний цветок» - (развитие моторики, творческих
способностей, воображения, эмоциональной памяти).
• Самостоятельная работа«Зимнее настроение
природы», (использование холодных цветов, работа с образами через цвет).
2.5. Разбеленныеи замутненные цвета
Разбеленные и замутненные цвета, их эмоциональное восприятие. Приёмы
постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые
красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой
краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении
чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).Изобразительная
техника «сухая кисть».
Практические работы:
• Упражнение «Мой сон, мое небо» -(использование разбеленных
цветов, развитие фантазии и творческих способностей).
• Дидактическая игра «Добрые и злые герои» - (передача настроение
через цвет, развитие творческих способностей и эмоциональной
отзывчивости).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 8
• Упражнение на развитие пальцев рук «Волна»- (развитие моторики,
воображения, эмоциональной памяти)
• Самостоятельная работа «Рисуем дождь» - (деление цветов на
насыщенные «яркие» и малонасыщенные «блеклые»).
III. Нетрадиционные техники рисования
3.1. Пятно как выразительное средство изображения
Понятие: Пятно.
Виды пятен: сплошное пятно, плотное, легкое, воздушное, темное, ажурное.
Изобразительная техника.
Практические работы:
• Игровое упражнение «Кто там?» - (развитие воображения и
ассоциативного мышления).
• Практикум «Сказочная птица» - (развитие эстетическое восприятие,
чувство цвета, творческих способностей).
3.2. Монотипия пейзажная
Понятие: Пейзаж. Виды пейзажей. Художники пейзажисты:В.Шишкин,И.
Левитан, И.Айвазовскийи т.д. Правила рисование пейзажа.
Понятия: Композиция. Пространство.
Практические работы:
• Самостоятельная работа«Заря алая разливается»- (рисование восхода
солнца (зари алой) акварельными красками.Совершенствование
техники рисования «по - мокрому»).
• Упражнение«Деревья смотрят в озеро» -(использование теплых и
холодных цветов, развитие фантазии и творческих способностей).
3.3. Кляксография обычная
Кляксография и
её выразительные возможности.Способы рисования
кляксами.
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Рисование птиц, облаков»- (развитие
глазомера, фантазии, творческого видения, аккуратности и
воображения).
3.4. Кляксография трубочкой
Практические работы:
• Рисунок по собственному замыслу - (развитие воображения, отработка
навыков работы с красками, передавать силуэты людей, растений и
животных).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 9
3.5. Граттаж
Техника граттаж. Этапы выполнения.
Практические работы:
• Творческая работа «Веселая зебра» - (знакомство с техникой
«граттаж».Закрепление
знаний
о
свойствах
различных
изобразительных материалов).
3.6. Набрызг
Изобразительная техника набрызг.
Практические работы:
• Практикум «Новогодняя сказка» - (использование холодных цветов,
работа с образами через цвет).
3.7. Акватипия
Изобразительная техника акватипия.
Практические работы:
• Упражнения на развитие гибкости пальцев рук: изображение
разнообразных рыб (рыбы-царицы, рыбы-бабочки, рыбы-попугая и
т.п.) в окружении маленьких рыб.
• Творческая работа: «Причудливые рыбки – клоуны», «Коралловый
риф» - (использование в работах холодных и теплых цветов, развитие
воображение и творческих способностей).
3.8. Рисование с помощью листьев
Понятие: Отпечаток.Отпечаток с использованием листьев. Приемы
выполнения.
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Зимний лес, полон тайн и чудес» (закрепление практических навыков выполнения оттиска сухими
листьями; развитие воображения, художественного вкуса, нахождение
правильного композиционного решения).
3.9. Рисование по мятой бумаге
Понятие: Эффект мозаики. Этапы работы.
Практические работы:
• Творческие работы: «Антарктические пингвины», «Белые медведи» (закрепление практических навыков выполнения работы по мятой
бумаге,развитие чувства цвета и композиции).
3.10. Рисование пальчиками
Основные приемы отпечатками пальцев.
Практические работы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 10
• Упражнение «Животные на кончиках пальцев» -(развитие мелкой
моторики, освоение цветовых гамм).
• Практикум «Березовая роща» - (закрепление практических навыков
выполнения отпечатков, развитие чувства цвета и композиции).
3.11. Рисование поролоном
Прием работы с поролоном.
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Дикие животные» - (развитие творческих
способностей, умение выполнять «пушистость» штрихами и
разводами, развитие умения варьировать текстуру с различной силой
нажатия на губку).
3.12. Рисование ватными палочками
Знакомство с художественной техникой: рисование ватными палочками.
Понятие: Мозаика.
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Сказочный город» - (закрепление навыков
рисования ватными палочками, развитие мелкой моторики,
воображение, фантазию, эстетический вкус, воспитание аккуратности,
трудолюбия, собранностью при выполнении приемов работы).
3.13. Рисование свечой
Понятие: Воскография.
Практические работы:
• Творческая работа «Тропический пляж» - (умение подбирать оттенки
для фоновой работы, закрашивать лист равномерно, не оставляя
пустых мест, развитие воображение, творческих способностей).
3.14. Рисование по-мокрому
Знакомство с техникой по-мокрому.
Практические работы:
• Просмотр мультфильма «Лягушка – путешественница».
• Практикум «Озеро», «Обитатели пруда» - (развитие умения передавать
композицию в сюжетном рисунке, воображение, фантазию, воспитание
стремления к достижению результата, умение видеть сюжеты в
расплывающейся краске).
3.15. Рисование тычками
Метод тычка(рисование жесткой полусухой кистью).
Практические работы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 11
• Упражнение «Угадай, кто, я?» - (развитие воображения и
ассоциативного мышления).
• Практикум «Такие разные пушистики» - (упражнять в выразительной
передаче фактуры, цвета, характера животного, умение рисовать
животных и птиц способом тычка, закрепить умение рисовать
кисточкой разными способами, закрепление знаний о холодных и
теплых цветах; развитие творческих способностей, разнообразие
эмоционального опыта).
3.16. Смешанные техники
Понятие смешанные техники. Комбинирование разных материалов:
акварельные краски и пастель, акварель и гуашь, тушь и акварель, акварель и
карандаши и т.д. Использование смешанных техник. Форма и композиция.
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Цветовая фантазия» - (рисование цветов, с
использованием различных материалов и техники «по – мокрому»).
• Творческие работы: «Холодное царство»- (изображение сказочного
архитектурного сооружения с использованием холодных цветов:
(замок, терем, дворец) Снегурочки, Деда Мороза, Снежной королевы,
Мальвины с голубыми волосами - (работа с образами, формирование
навыка выражения
настроения в творческой работе, развитие
фантазии, эмоциональное погружение в мир художественного
произведения).
3.16.1. Пейзаж
Понятие: Пейзаж.
Практические работы:
• Упражнение «Вот этот дом» - (развитие воображения, умение детей
создавать в рисунке изображение домов).
• Практикум «Дом твоей мечты»- (закрепление умений рисовать основу
здания и придумывать украшающие детали, развития
умения
оценивать рисунки в соответствии с задачей изображения.
Совершенствовать приемы работы красками, способы получения
новых цветов и оттенков).
• Выставка творческих работ
3.16.2. Портрет
Понятие: Портрет. Пропорции фигуры человека.
Изобразительная техника «примакивание».
Практические работы:
• Рассматривание портретов женщин с ребенком на руках (А. Дейнеко,
С. Рафаэль, Древнерусские иконы), обратить внимание на то, какими
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 12
•
•
•
•
средствами придают чувство любви матери к ребенку (наклон головы,
нежное прикосновение рук, ласковый взгляд, печаль в глазах).
Упражнения: «Форма головы»; «Мимические картинки»; «Схема
изображения головы человека».
Творческая работа «Мама с букетом весенних цветов» - (изображение
портрета мамы с использованием цветовой гаммы и изобразительной
техники «примакивание» в изображении портрета мам).
Самостоятельная работа «Моя семья» - (изображение семейного
портрета в смешанной технике).
Выставка творческих работ.
3.16.3. Анималистика
Понятие: Анималистика. Приемы рисования животных и птиц.
Изобразительная техника: «сухая кисть».
Практические работы:
• Самостоятельные работы изображение птиц «Курочки» или «Петушка»
(«Пушистые цыплята») – (формирование эстетической эмпатии).
• Рассматривание репродукций с изображением кур, цыплят и петухов.
Вместе вспомнить русские сказки, в которых есть описание цыплят или
петуха «Петух и краски», «Любопытный цыпленок» и т.п.
• Практикум «Мое любимое животное» - (изображение животного в
смешанной технике).
• Конкурс «Мое любимое животное».
IV. Удивительная страна Графика
Понятие: Графика. Выразительность линии, её художественные
вариантности.
Практические работы:
• Упражнение на развитие мелкой моторики «Перехватывание
карандаша».
• Изображение длиннохвостого, длинношеего, длинноногого животного,
используя тонкую линию - (развитие воображения, нахождение
верного композиционного решения в различных видах работ).
• Практикум «Жираф, лемур, зебра»- (рисуем восковыми мелками
животных Африки).
4.1. Рисование цветными карандашами
Освоение приёмов передачи нежных цветовых нюансов.
Практические работы:
• Творческая работа «Закат» - (развиватьнавыки рисования цветными
карандашами и закрашивания изображения, используя разный нажим
на карандаш. Развивать чувство композиции. Учить при анализе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 13
рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные и объяснять
свой выбор.
4.2. Рисование пастелью
Знакомство детей с новым художественным материалом – пастелью. С ее
изобразительными возможностями.
Практические работы:
• Практикум «Тутти-фрутти» - (учить располагать предметы на листе
соответственно содержанию, упражнять в закрашивании предметов
пастелью, передавать форму листьев и плодов, закреплять владение
графическими навыками).
V. Досугово-развивающая деятельность
5.1.Экскурсии
• Посещение галерей, выставок детского творчества - (знакомство с
народными промыслами, формирование чувства национальной
гордости, знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного
искусства, формирование интереса к декоративно-прикладному
творчеству).
5.2. В кругу друзей
• Музыкально-игровая программа: «Осень, дивная пора».
• Посиделки:«Рождество Христово», «Масленица».
• Выставки творческих работ: «Пасха», «Подарок для мамы».
• Конкурсная программа «День защитника отечества» - (создание
ситуации успеха для детей; воспитание патриотизма; привлечение
родителей, к деятельности объединения).
VI. Мы говорим вам досвидания!
Конкурсно-игровая программа «Ура, каникулы!» - (подведение итогов,
презентация творческих работ учащихся).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 14
Учебный план для индивидуальных занятий
№
п/п
Название темы
I.
Мольберт художника
II.
2.1.
Волшебные краски
Передача
цветом
выразительных образов
Сочетание цветов
Кол-во часов
всего
в том числе
часов теория
практика
3
3
3
-
3
3
-
3
3
-
3
3
-
3
6
-
6
3.1.
Креативные
техники
рисования
Изображения пятнами
3
-
3
3.2.
Отпечаток
3
-
3
3.3.
Кляксы
3
-
3
3.4.
Клякса с трубочкой
3
-
3
3.5.
Процарапываем рисунок
6
-
6
3.6.
Разбрызгивание красок
3
-
3
3.7.
Цветовое пятно
6
-
6
3.8.
Штампинг
3
-
3
3.9.
Рисование
бумагой
Пальчики,
кисточки
мятой
3
-
3
вместо
3
-
3
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
III.
3.10.
Оттенки
теплых
цветов
Оттенки
холодных
цветов
Разбелы и затемнения
Форма контроля
Проверочный
тест
Самостоятельная
работа
Творческое
задание
Творческая
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческая
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческое
задание
Самостоятельная
работа
Творческое
задание
Творческое
задание
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 15
3.11.
Рисование губкой
3
-
3
3.12.
Пуантилизм
6
-
6
3.13.
Воскография
3
-
3
3.14.
Мокрым по-мокрому
3
-
3
3.15.
Рисование
жесткой
полусухой кистью
Акварель + гуашь
3
-
3
3
-
3
3.16.1. Изображение природы
3
-
3
3.16.2. Разновидности портрета
6
-
6
3.16.3. Изображение животных
6
-
6
IV.
4.1.
Графика
Виды штриховок
3
3
-
3
3
4.2.
Приемы
пастелью
Всего часов:
9
-
9
108
-
108
3.16.
работы
Творческая
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Анализ
продуктов
деятельности
Проверочный
тест
Анализ
продуктов
деятельности
Творческое
задание
Творческая
работа
Педагогическое
наблюдение
Графический тест
Творческая
работа
Практикум
Содержание учебного плана для индивидуальных занятий
I. Мольберт художника
Практические работы:
• Упражнение на развитие пальцев рук «Колечки».
• Игра «Мольберт Художника Тюбика» - (формирование навыков
использования различных приспособлений и принадлежностей
художников, развитие ассоциативного мышления).
• Творческая работа: «Мир, который я люблю» - (знакомство с
интересами детей, развитее творческих способностей).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 16
II. Волшебные краски
2.1. Передача цветом выразительных образов
Практические работы:
• Упражнение «Пианист» - (развитие воображения и фантазии, мелкой
моторики).
• Игра «Осенний букет» - (использование основных цветов и их смесей,
работа с образами через цвет).
• Практикум Передача цветом выразительного образа: «Огонь и лед»,
«Радужное небо» - (развитие творческих
способностей,
эмоциональной памяти, образного мышления).
2.2. Сочетание цветов
Практические работы:
• Упражнение «Волна» - (развитие мелкой моторики, воображения).
• Творческая работа «Цветик – семицветик» - (развитие творческого
воображения и образного мышления).
2.3. Оттенки теплых цветов
Практическиеработы:
• Упражнение на развитие мелкой моторики «Лабиринт».
• Творческая работа «Осенний лес полон сказок и чудес» - (рисование
лиственных деревьев по представлению с передачей характерных
особенностей строения ствола и кроны).
2.4. Оттенки холодных цветов
Практические работы:
• Упражнение «Ветерок» - (развитие моторики, творческих
способностей, воображения, эмоциональной памяти).
• Самостоятельные работы: «Подводный мир», «Зимнее настроение
природы», - (использование холодных цветов, работа с образами через
цвет).
2.5. Разбелы и затемнения
Практические работы:
• Упражнение на развитие моторики, воображения «Дорисуй до…».
• Дидактическая игра «Портрет сказочного героя» - (передача
настроение через цвет, развитие творческих способностей и
эмоциональной отзывчивости).
• Самостоятельная работа «Твоё настроение» - (деление цветов на
насыщенные «яркие» и малонасыщенные «блеклые»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 17
• Практикум «Гроза над городом» - (развитие воображения, работа с
образами через цвет).
III. Креативные техники рисования
3.1. Изображение пятнами
Практические работы:
• Игровые упражнения: «Морозные узоры», «Близнецы» - (развитие
воображения и ассоциативного мышления).
• Творческая работа «Белый медведь и северное сияние» - (поиск
способов изображения северных животных по представлению или с
опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по
представлению, подбор гармоничного цветосочетания).
3.2. Отпечаток
Практические работы:
• Творческие работы: «Заколдованный замок», «Замок Снежной
королевы», «Город на реке», «Аквариум» и др. - (закрепление навыка
использования теплых и холодных цветов, выбора средств
художественной выразительности соответственно замыслу; развитие
художественного вкуса, чувства цвета и гармонии, ритма и
симметрии).
3.3. Кляксы
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Маки» - (развитие глазомера, фантазии,
творческого видения, аккуратности и воображения).
3.4. Клякса с трубочкой
Практические работы:
• Рисунок по собственному замыслу - (развитие воображения, отработка
навыков работы с красками, передавать силуэты людей, растений и
животных).
• Самостоятельная работа «Дремлет лес под сказку сна» - (развитие
фантазии, творческого видения, аккуратности и воображения, создание
образа зимнего леса по собственному замыслу, выбор оригинальных
способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование
техники рисования концом кисти «рука на весу»).
3.5. Процарапываем рисунок
Практические работы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 18
• Творческая работа «Фантастические цветы» - (знакомство с техникой
«граттаж».
Закрепление
знаний
о
свойствах
различных
изобразительных материалов).
• Практикум «Филин» - (закрепление навыков процарапывания, развитие
чувства симметрии).
3.6. Разбрызгивание красок
Практические работы:
• Творческая работа «Снеговик – почтовик» - (закрепление навыка
использования холодных цветов, выбора средств художественной
выразительности соответственно замыслу; развитие художественного
вкуса, чувства цвета и гармонии, ритма и симметрии).
3.7. Цветовое пятно
Практические работы:
• Творческие работы: «Затонувший город» или «Подводное царство» (самостоятельный выбор художественных материалов и средств
образной выразительности для раскрытия предложенной темы).
• Практикум «Кружевное дерево» - (закрепление выбора средств
художественной выразительности соответственно замыслу).
3.8. Штампинг
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Ветка рябины» - (закрепление практических
навыков выполнения оттиска сухими листьями; развитие воображения,
художественного вкуса, нахождение правильного композиционного
решения).
3.9. Рисование мятой бумагой
Практические работы:
• Творческая работа «Плывет, плывет кораблик» (закрепление
практических навыков выполнения работы по мятой бумаге, развитие
чувства цвета и композиции).
3.10. Пальчики, вместо кисточки
Практические работы:
• Практикум «Сказочный дракон» - (закрепление практических навыков
выполнения отпечатков, развитие чувства цвета и композиции).
3.11. Рисование губкой
Практические работы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 19
• Творческая работа «Букет сирени» - (развитие цветовосприятия,
совершенствовать умение в художественных техниках печатания и
рисования, закрепить умение располагать предметы по всему листу).
3.12. Пуантилизм
Практические работы:
• Самостоятельные работы: «Виноградная лоза», «Золотое дерево» (закрепление навыков рисования ватными палочками, развитие мелкой
моторики, воображение, фантазию, эстетический вкус, воспитание
аккуратности, трудолюбия, собранностью при выполнении приемов
работы).
• Практикум «Беседка в парке» - (развитие мелкой моторики,
эстетический вкус, воспитание трудолюбия).
3.13. Воскография
Практические работы:
• Самостоятельная работа «Царевна – лебедь» - (развитие творческого
замысла в создании образа «Царевны – лебедь», умение передать
настроение через цвет).
3.14. Мокрым по-мокрому
Практические работы:
• Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
• Практикум «Озеро» - (развитие умения передавать композицию в
сюжетном рисунке, воображение, фантазию, воспитание стремления к
достижению результата, умение видеть сюжеты в расплывающейся
краске).
• Самостоятельная работа: «Пожарная машина спешит на пожар» (передача в сюжетном рисунке пропорций между предметами,
компоновка предметов. Рисование пожарной машины возле дома,
охваченного огнѐм).
3.15. Рисование жесткой полусухой кистью
Практические работы:
• Презентация «Угадай, кто, я?» - (развитие воображения и
ассоциативного мышления).
• Практикумы: «Совенок, «Попугаи» - (упражнять в выразительной
передаче фактуры, цвета, характера животного, умение рисовать
животных и птиц способом тычка, закрепить умение рисовать
кисточкой разными способами, закрепление знаний о холодных и
теплых цветах; развитие творческих способностей, разнообразие
эмоционального опыта).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 20
3.16. Акварель + гуашь
Практические работы:
• Творческая работа «Дом для сказочного персонажа» - (изображение
сказочного архитектурного сооружения с использованием холодных
цветов: (замок, терем, дворец) Снегурочки, Деда Мороза, Снежной
королевы, Мальвины с голубыми волосами - (работа с образами,
формирование навыка выражения настроения в творческой работе,
развитие фантазии, эмоциональное погружение в мир художественного
произведения).
3.16.1. Изображение природы
Практические работы:
• Просмотр мультфильма «Новогодняя сказка».
• Творческая работа «Зимовик» – хозяин зимнего леса - (изобразить
хозяина зимнего леса, используя холодные цвета, работа с образами,
развитие воображения).
3.16.2. Разновидности портрета
Практические работы:
• Викторина «Сочетание материалов» - (закрепление теоретических
знаний о материалах, используемых в графических работах).
• Творческая работа «Мои друзья» - (закрепление навыков изображать
человека, используя знания пропорций человека)
• Самостоятельная работа «Сказочные герои» - (изображение портретов
сказочных героев, с использованием цветовой гаммы и
изобразительной техники «примакивание» в изображении сказочных
персонажей).
3.16.3. Изображение животных
Практические работы:
• Упражнение на развитие мелкой моторики; изображение животных:
кошка с котятами, собака с щенками и т.д.
• Практикум
«Реалистическое
изображение
животного»
(формирование навыка передачи фактуры животного в смешанной
технике; развитие творческих способностей, воображения).
• Творческое задание «Животные родного края» - (закрепить навык
передавать фактуру, цвет, характер животного, умение рисовать
животных способом тычка, закрепить умение рисовать кисточкой
разными способами).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 21
IV. Графика
Практические работы:
• Упражнение Штриховка - (овладение новым художественным
материалом и новой техникой рисования для формирования
положительного опыта творческой деятельности).
• Изображение веток различных пород деревьев - (развитие
воображения, нахождение верного композиционного решения в
различных видах работ).
• Практикум «Деревья в нашем парке» - (рисуем восковыми мелками
осенние деревья разных пород).
4.1. Виды штриховок
Практические работы:
• Творческая работа «Колокольчики» - (развивать навыки рисования
цветными карандашами и закрашивания изображения, используя
разный нажим на карандаш. Развивать чувство композиции. Учить при
анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные и
объяснять свой выбор.
4.2. Приемы работы пастелью
Практические работы:
• Практикум «Красные яблочки на ветке» - (учить располагать предметы
на листе соответственно содержанию, упражнять в закрашивании
предметов пастелью, передавать форму листьев и плодов, закреплять
владение графическими навыками).
• Творческая работа «Пастельные цветы» - (учить располагать предметы
на листе, упражнять в закрашивании цветов пастелью, передавать
форму цветов, закреплять владение графическими навыками).
• Самостоятельная работа «Пейзаж», «Анималистика» или «Натюрморт»
- (рисование на наждачной бумаге по выбору детей, закрепить умение
располагать предметы на листе соответственно содержанию,
упражнять в закрашивании предметов пастелью, передавать фактуру
животного, форму деревьев или плодов, закреплять владение
графическими навыками).
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
• развитие художественных способностей;
• развитие эстетического вкуса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 22
Личностные результаты:
• интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.
• адекватная самооценка, осознание своих возможностей, способности
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Предметные результаты
После освоения программы учащиеся
должны знать:
• Инструменты и материалы, используемые в живописи и графике
• Основные и дополнительные цвета
• Теплые холодные цвета
• Виды пейзажа, портрет, анималистика, натюрморт
• Работы мастеров живописцев: И. Левитана, В. Шишкина, И.
Айвазовский
• Основы композиции: пространство, пропорции, ближний и дальний
план
• Нетрадиционные техники: оттиск, набрызг, акватипия, монотипия
и т. д.
• Средства выразительности графики
• Понятие: образ
должны уметь:
• Пользоваться плоской палитрой и с углублением
• Пользоваться приемами работы кистью: тонкие, жирные линии, «сухая
кисть»
• Разводить краску до нужной густоты или жидкой
• Передавать цветами выразительный образ
• Смешивать цвета на палитрах
• Делать фоновые работы акварелью и гуашью
• Составлять натюрморты
• Выполнять работы «по – мокрому»
• Передавать характер персонажа средствами изо-деятельности
• Комбинировать (сочетать) различные материалы
• Выполнять оттиски
• Применять нетрадиционные техники в живописи
• Применять графические приемы в своих работах
• Изображать во всех техниках деревья и животных
• Изображать человека
• Передавать в неживом объекте характер и своеобразие
• Работать в коллективе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 23
2.Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-25 учебный год
№п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
2.
Количество учебных дней
3.
Количество часов в неделю
4.
Количество часов
5.
Недель в I полугодии
6.
Недель во II полугодии
7.
Начало занятий
8.
Окончание учебного года
36
36
4
144
16
20
16 сентября
30 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
• ноутбук
• мультимедийная установка
• экран
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
• Акварельная бумага формата А3, А4
• Белый картон А4
• Бумажные салфетки
• Ватные палочки
• Восковые мелки или масляная пастель
• Гофрированная (креповая) бумаги
• Зубная щетка
• Кисти круглые пони №№ 1, 2, 3, 5 или 6
• Плоские щетинные кисти № 10,12,14,16
• Клеёнка на стол
• Краски: гуашь, акварель (12 и более цветов)
• Ластик
• Мелованная бумага
• Небольшое оргстекло или кусочек пластика, файл или пленка.
• Нитки х/б
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 24
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Палитра плоская и с углублением
Пластиковая ложечка
Пластмассовая вилка
Пластмассовая доска для лепки
Пластмассовая расческа
Природный материал (листья кустарников и деревьев, сухоцветы)
Простые карандаши: Т, ТМ, М. (Н, НВ, В).
Соломинки для напитков
Стаканчик под воду
Тряпочка 2 шт.
Тушь черная, красная
Фартук
Хозяйственная губка для посуды
Цветной картон
Цветные карандаши
Шариковая ручка с пустым стержнем
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории,
образование не ниже средне-специального.
Методические материалы
№п/
п
Название раздела,
темы
I.
Чем и на чем
рисует художник?
II.
Путешествие в
страну волшебных
красок
2.1.
Основные и
дополнительные
цвета
Материально- техническое
оснащение, дидактико-
Формы, методы,
приемы обучения.
методический материал
Педагогические
технологии
Формы учебного
занятия
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, цветные карандаши, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
демонстрационно-иллюстративный
материал «Лето»
Викторина,
Методы:
творческая работа
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
метод примера
Технологи:
Игровые технологии
ИКТ
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка,
акварельная
бумага
ФА4,кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
Изучение нового
материала,
просмотр
мультфильма,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 25
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентации: «Цвета
радуги» «Разноцветные загадки»,
просмотр мультфильма песенка про
краски
2.2.
Цветовой спектр.
Радуга
2.3.
Теплые цвета
2.4.
Холодные цвета
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, влажные
салфетки, палитра с углублением,
стаканчик для воды, тряпочка х/б для
протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационноиллюстративный
материал
–
презентации:
«Цвета
радуги»
«Разноцветные загадки», просмотр
мультфильма про краски «Радуга,
учим цвета»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентация:
«Игравикторина, персонажи любимых
сказок», просмотр мультфильмов про
осень
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентации: «Холодные
герои», «Подводный мир», просмотр
мультфильма «Осьминожки»
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа
Игровая гимнастика
чередование
технических
приёмов с игровыми
заданиями.
Технологи:
Игровые технологии
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
создание ситуации
занимательности
Технологии:
Игровые технологии
ИКТ
Здоровьесберегающие
упражнение,
игра, работа по
образцу,
самостоятельная
работа
Изучение нового
материала,
просмотр
мультфильма,
практикум,
занятие-игра,
творческое задание,
работа по
собственному
замыслу
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
создание ситуации
успеха
Технологии:
Игровые технологии
ИКТ
Игра-викторина,
просмотр
мультфильма,
практикум, работа по
собственному
замыслу, творческая
работа
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа
Изучение нового
материала,
просмотр
мультфильма,
упражнение, работа
по образцу,
самостоятельная
работа
Технологии:
ИКТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 26
2.5.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
Разбеленные и
замутненные цвета
Нетрадиционные
техники рисования
Пятно как
выразительное
средство
изображения
Монотипия
пейзажная
Кляксография
обычная
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентации: «Черное и
белое», «Что я знаю о цвете»,
дидактическая игра «Добрые и злые
герои», просмотр мультфильма «Три
котенка»
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
метод примера,
художественнотворческая работа
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал: просмотр мультфильма
«Жар-птица»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал
–
презентации:
«Монотипия», «Пейзаж лесной»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентации: «Проверь
себя», «Сказка про кляксу», просмотр
мультфильма «Голубой щенок»
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха
Изучение нового
материала,
просмотр
мультфильма,
упражнения, работа
по образцу,
дидактическая игра,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Игровое
упражнение,
просмотр
мультфильма,
работа по образцу,
задания, практикум,
творческая работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
создание ситуации
занимательности
Изучение нового
материала,
упражнение, работа
по образцу,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха
Изучение нового
материала, просмотр
мультфильма, работа
по собственному
замыслу,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 27
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
Кляксография
трубочкой
Граттаж
Набрызг
Акватипия
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал
–
презентация
«Кляксография с трубочкой»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
демонстрационно-иллюстративный
материал – презентация «Граттаж»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,
демонстрационноиллюстративный
материал
–
презентация «Техника рисования набрызг»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски,гуашь, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
кисти пони № 1,2,3,4,5,6, плоские
щетинные кисти № 10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра
с
углублением, стаканчик для воды,
тряпочка х/б для протирки кистей,
бумажные
салфетки,
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
метод примера
Изучение нового
материала,
практикум,
работа по
собственному
замыслу, творческая
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
занимательности,
художественнотворческая работа,
метод примера
Изучение нового
материала, работа
по образцу
творческая работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
метод примера,
художественнотворческая работа
Изучение нового
материала,
практикум, работа по
собственному
замыслу, творческая
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха
Технологии:
Изучение нового
материала,
просмотр
мультфильма,
работа по образцу,
упражнения,
практическое
задание, творческие
работы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 28
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
демонстрационно-иллюстративный
материал
–
презентации:
«Акватипия»,
«Кораллы
и
водоросли»,
просмотр
отрывка
мультфильма «В поисках Немо»
Рисование
с Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
помощью листьев
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,осенние
сухие
листья,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентация «Рисование
пейзажа осенними листьями»
Рисование по мятой Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
бумаге
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,
демонстрационноиллюстративный
материал:
презентация «Работы в технике по
мятой бумаге» просмотр видео
«Рисование
пейзажа
осенними
листьями», просмотр мультфильма:
«Антарктические
пингвины"
«Приключения пингвинёнка Лоло»,
«Умка», «Умка ищет друга»
Рисование
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
пальчиками
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,
демонстрационноиллюстративный
материал:
презентация «Животные на кончиках
пальцев»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
Рисование
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
занимательности,
художественнотворческая работа,
метод примера
Изучение нового
материала,
упражнение, работа
по образцу,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
метод примера,
художественнотворческая работа
Просмотр
мультфильма,
изучение нового
материала, работа по
собственному
замыслу, творческое
задание, творческие
работы
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающи
е
ИКТ
Изучение нового
материала, задания,
упражнения, работа
по образцу,
Методы:
Изучение нового
практикум,
творческое задание
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 29
поролоном
3.12.
3.13.
3.14.
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,
хозяйственная
губка,
демонстрационно-иллюстративный
материал презентации: «Задание № 1,
Угадай, кто я?», «Дикие животные»
Рисование ватными Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
палочками
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка,
ватные
палочки,
демонстрационно-иллюстративный
материал презентации: «Сказочный
город»,
«Виноградная
лоза»,
«Мимоза»
Рисование свечой
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентации «Тропический
пляж», «Весенние цветы»
Рисование
мокрому
по- Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
занимательности,
художественнотворческая работа,
метод примера
материала, работа по
собственному
замыслу,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
Изучение нового
материала,
упражнения, работа
по образцу,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
создание ситуации
занимательности
Изучение нового
материала,
упражнения, работа
по образцу,
задания, творческая
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха,
художественно-
Просмотр
мультфильма,
изучение нового
материала,
практикум, работа по
собственному
замыслу
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 30
3.15.
3.16.
3.16.
1.
3.16
.2.
Рисование тычками
Смешанные
техники
Пейзаж
Портрет
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
Просмотр мультфильма «Лягушка –
путешественница»,
практикум
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентация «Пушистики»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал:
презентация
«Работы,
выполненные в смешанной технике»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентация «Поджанры
пейзажа»,
просмотр
отрывка
мультфильма о картинах (Пейзаж)
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
творческая работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
метод примера
Изучение нового
материала,
упражнение, работа
по образцу,
практикум
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
создание ситуации
занимательности
Изучение нового
материала, работа по
собственному
замыслу,
самостоятельные
работы, творческие
работы
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
Изучение нового
материала, просмотр
мультфильма,
упражнение,
практикум, работа
по собственному
замыслу
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
Изучение нового
материала,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 31
3.16.
3.
IV.
4.1.
Анималистика
Удивительная
страна Графика
Рисование
цветными
карандашами
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентации «Портрет и
его формат», «Тест, какой формат
картины»,
«Пропорции
фигуры
человека»,
отрывок, видео,
из
мультфильма про портрет
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, акварельные краски, гуашь,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4, кисти пони № 1,2,3,4,5,6,
плоские
щетинные
кисти
№
10,12,14,16,
влажные
салфетки,
палитра с углублением, стаканчик для
воды, тряпочка х/б для протирки
кистей,
бумажные
салфетки,
мелкозубчатая
расческа,
зубная
щетка, ватные палочки, свеча,
демонстрационно-иллюстративный
материал:
презентации
«Рисуем
цыпленка»,
«Изображение
животных»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, цветные карандаши, масляная
пастель, восковые мелки, ластик,
точилка,
акварельная
бумага
ФА4,бумажные салфетки, влажные
салфетки,
наждачная
бумага,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентации:«Графические
материалы»,
«Давай
нарисуем
тюльпаны»,
просмотр
видео
«Графика цветными карандашами»,
«Интерактивная игра, Подбери цвет
карандашей»
Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, цветные карандаши, масляная
пастель, восковые мелки, ластик,
точилка, акварельная бумага ФА4,
бумажные
салфетки,
влажные
салфетки,
наждачная
бумага,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентации: «Графика»,
«Одуванчики»
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха,
художественнотворческая работа,
метод примера
просмотр
мультфильма,
упражнение, работа
по образцу,
практикум,
творческая работа,
самостоятельная
работа
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
занимательности,
художественнотворческая работа,
Изучение нового
материала, работа по
собственному
замыслу,
самостоятельные
работы
устный самоконтроль,
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
создание ситуации
успеха
Изучение нового
материала,
упражнения, работа
по образцу,
задания, практикум,
интерактивная игра
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
создание ситуации
занимательности
Изучение нового
материала, задания,
работа по
собственному
замыслу,
творческая работа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 32
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
4.2.
Рисование пастелью Клеёнка, простые карандаши – Т, ТМ,
М, масляная пастель, восковые мелки,
ластик, точилка, акварельная бумага
ФА4,бумажные салфетки, влажные
салфетки,
наждачная
бумага,
демонстрационно-иллюстративный
материал: презентации: «Загадки по
изо», «Одуванчики», просмотр видео
«Голубые васильки», «Тутти-фрутти»
ИКТ
Методы:
наглядные
(иллюстрирование) и
практические,
словестные (беседа),
устный
самоконтроль,
художественнотворческая работа,
Изучение нового
материала,
упражнение, работа
по образцу,
практикум
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
V.
Досуговоразвивающая
деятельность
Реквизит
для
организации
и
проведения
игровых
программ,
праздников
и
конкурсов
в
соответствии с темой и содержанием.
Музыкальная аппаратура
Микрофон
Мультимедийная установка
Ноутбук
Технологии:
Игровые
Здоровьесберегающие
ИКТ
Шоу технологии
Музыкально-игровая
программа, выставка,
экскурсия, вернисаж,
викторина, конкурс,
праздник, посиделки
2.3.Формы контроля и оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Личностные результаты
Планируемые
результаты
Критерии оценивания
• мотивация
в
трансляции
собственных
продуктов
творческой деятельности;
• участие в конкурсах, выставках
и др.
Развитие
• творческие
способности:
эстетического
воображение, фантазия;
потенциала
• развитие
наблюдательности,
способности к сопереживанию;
• развитие зрительной памяти,
ассоциативного мышления;
• развитие
художественного
вкуса
и
творческого
воображения.
Самостоятельность • развитие самостоятельности в
поиске решения различных
Устойчивый
интерес к
творческой
деятельности
виды контроля /
промежуточной
аттестации
периодический
контроль
диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
анализ портфолио
обучающихся
входной контроль
итоговый
контроль
анализ продуктов
творческой
деятельности
Методики:
«Рисунок»,
«Скульптура»
Тесты П.Торранса
периодический
контроль
педагогическое
наблюдение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 33
Регулятивные УУД •
Метапредметные результаты
•
•
Познавательные
УУД
•
Коммуникативные
УУД
•
•
•
Теоретическая
подготовка
•
Предметные результаты
•
•
•
Практические
•
изобразительных задач
способность проговаривать
последовательность действий
на занятии;
умение работать по
предложенному педагогу
плану;
способность соотносить
полученный результат с
поставленными критериями,
выслушивать мнение других,
высказывание своей позиции.
умение добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный
опыт
и
информацию,
полученную на занятии.
умение слушать и понимать
высказывания собеседников;
умение
совместно
договариваться о правилах
общения и поведения на
занятиях изо-деятельностью и
следовать им.
понимание, в чём состоит
работа художника и какие
качества
нужно
в
себе
развивать, чтобы научиться
рисовать;
знания о некоторых видах
изобразительного
искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж,
картины о жизни людей),
графика
(иллюстрация);
народные промыслы
знания об основных цветах
спектра, понимание и умение
объяснять,
что
такое
дополнительные
и
родственные,
тёплые
и
холодные цвета;
знания о том, что такое форма,
размер,
характер,
детали,
линия,
замкнутая
линия,
геометрические
фигуры,
вертикаль, горизонталь, фон,
композиция, контраст, сюжет,
зарисовки, наброски.
умение использовать основные
периодический
контроль
педагогическое
наблюдение
входной контроль
итоговый
контроль
педагогическое
наблюдение
беседа
периодический
контроль
педагогическое
наблюдение
входной контроль
периодический
контроль
итоговый
контроль
Контрольные тесты
Опрос
Беседа
Проверочное
задание: «Виды
искусства»
Проверочный тест
«Инструменты
художника»,
«Жанры
живописи»
Контрольная
работа:
«Открой для себя
искусство!»
входной контроль
Анализ продуктов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 34
•
навыки
•
•
•
•
изобразительные средства
выражения замысла: точка,
штрих, линия, пятно, цвет, тон,
фактура;
владение различными
техниками и приемами в
области изобразительного
искусства;
использование современных
материалов;
знание, понимание и
применение на практике
основных законов композиции;
навык описания живописных
произведений с использованием
уже изученных понятий.
периодический
контроль
итоговый
контроль
деятельности
Самоанализ
Методика «Анализ
продуктов
творческой
деятельности»
Творческая работа:
«Как я провел это
лето»
Выставка
творческих работ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анджело С. Рисунок цветными карандашами, М.: АСТ, 2018
2. Баймашова В. А. Как научить рисовать: цветы, ягоды, насекомые, М.:
«Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2018
3. Берилл Ф. Учимся рисовать. Рисуем пастелью, М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2015
4. Ваух Т. Вы можете писать животных акварелью. Подробный самоучитель
для начинающих, М.: ООО «Издательство АСТ», 2014
5. Врублевская Н. Для начинающих. Техники изобразительного искусства,
М.: АСТ, 2016
6. Вулф Р. Основы техники создания портрета, Мн.: ООО «Попурри», 2014
7. Джелберт В.
Как работать в смешанной технике. Подробный
самоучитель для начинающих, М.: ООО «Издательство АСТ», 2014
8. Жемчугова П. П. Изобразительное искусство, СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2015
9. Запаренко В. Большая энциклопедия рисования, М.: АСТ, 2017
10. Кондрашова Л. Художественная школа (Подарочные издания), М.:
ЭКСМО, 2015
11. Коровкин О.А. Атлас цветов, М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2015
12. Крошоу Э. Как рисовать пейзажи акварелью. Подробный самоучитель
для начинающих, М.: АСТРЕЛЬ, 2019
13. Люцис К. Малая детская энциклопедия. Искусство, М.: «Русское
энциклопедическое товарищество», 2014
14. Мартин Д. Школа живописи. Учимся смешивать цвета, М.: ООО
«Издательство АСТ», 2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 35
15. Минеджан Т. Рисуем и пишем. Акварель, (Коллекционная серия), М.:
АСТ, 2013
16. Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Самоучитель, М.: ЭКСМО,
2014
17. Покидаева Т. Ю. Энциклопедия рисования, М.: «РОСМЭН», 2019
18. Розэнберг К. Рисуем цветы, М.: АРС – РОДНИК, 2018
19. Сервер Ф. А. Акварель для начинающих, М.: АСТ, 2015
20. Сергеев А.А. Русские живописцы, М.: «Белый город», 2015
21. Уотт Ф. Большой самоучитель рисования, М.: РОСМЭН, 2016
22. Фенвик К. Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты,
М.: АСТ, 2016
23. Фостер У. Рисуем собак, М.: АСТ, 2018
24. Хансен Д. Цветы акварели, М.: АСТ, 2015
25. Шалаева Г.П. Большая книга художника для самых маленьких, М.:
Слово, ЭКСМО, 2014
26. Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью, М.: ЭКСМО, 2017
27. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью, М.: ЭКСМО, 2017
28. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными
карандашами для детей и взрослых, М.: ЭКСМО, 2015
29. Шоу Д. Шаг за шагом. Курс живописи, М.: АСТРЕЛЬ, 2014
Интернет ресурсы:
1. Техника рисования «Сухая кисть»:
• https://artrecept.com/zhivopis/tehnika/suhaya-kist
• https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/risovaniie-zhivotnykh-v-tiekhnikie• https://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-aleksandrovna-mironova/masterklas-risunok-suhoi-kistyu-pushistyi-kot.html
2. Анималистика
• https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-animalistikav-risovani-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Видыискусства
• fb.ru/article/161056/vidyi-..
• https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8
/650936/
4. Граттаж
• maminsite.ru/early.files/tvor1.htm
5. Русская пейзажная живопись
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 36
• https://yandex.ru/collections/user/proele888/risovanie-peizazha-dliadetei/
6. Музеи искусства. Эрмитаж, Лувр
• http://www.hermitage.ru
7. Нетрадиционные техники рисования
• http://luntiki.ru/blog/risunok/497.html
• http://www.proshkolu.ru/user/sazonova68/bloq/42836/
• http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlyadetskogo-sada/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чародеи» (основы изо-деятельности)
Автор-составитель Бондарева Л.Е.
Страница 37